Методические рекомендации на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.
Чеченкова Е.В.
учитель ГБСКОУ школы №439
Петродворцового района СПб
Методические рекомендации на тему:
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.
«Ум ребёнка находиться на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский.
Графо-моторный навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой – как двигательное. Письмо как сложное речерукодвигательное действие представляет собой предмет специального изучения и усвоения.
Формирование графического навыка письма в начальной школе – длительный и сложный процесс. Сложный процесс и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. В процессе школьного обучения осуществляется динамика развития графо-моторных навыков учащихся. Устанавливаются связи между зрительным и мускульным контролем движения. В целом же процесс укрупнения движений, ритмизация их происходит очень медленно, в течение многих лет.
В специальной литературе отмечается, что одна из наиболее распространенных причин трудностей овладения графическими навыками письма учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью – нарушение высших психических функций и речи.
Недостатки интеллектуальной деятельности учеников, множественные речевые нарушения, несформированность фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза), по мнению Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер, обуславливают трудности формирования графо-моторных навыков рассматриваемой категории учеников, начиная с начального периода обучения.
В исследовании Г.Н. Рахмаковой также отмечается, что особенности психического развития учеников с нарушением интеллекта (низкий уровень познавательной активности, недостаточная сформированность операций анализа, отвлечения и обобщения, синкретичность и нерасчлененность мышления, незрелость мотивации учебной деятельности) затрудняют овладение графическим навыком письма.
Одной из характерных черт, отличающих младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, по мнению Г.Н. Рахмаковой, является пониженная познавательная активность, которая при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного развития речи, приводит к отклонениям в этом процессе. Для таких учеников характерно снижение способности к приему и переработке перцептивной информации, что проявляется в процессе формирования графического навыка письма.
Е.Н. Российская, В.А. Насонова, Е.М. Мастюкова в своих исследованиях указывают, что успешное овладение графическим навыком письма зависит от уровня сформированности сенсорных функций и процессов. Состояние высших психических функций (зрительное восприятие, зрительная память, зрительное внимание, слуховое внимание, слуховая память, слуховое внимание) является показателем и критерием готовности к овладению графическим навыкам письма учащимися.
Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который чаще всего не доступен детям с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Прежде чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, они овладевают графическими навыками. Графика (греч. graphike - от grapho - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка ,но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно - журнальную (иллюстрация).
Графомоторные навыки детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей отмечается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчёта размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями. Моторный компонент – базовый с точки зрения графических навыков, необходимых для успешного овладения грамотой. Дети затрудняются проводить достаточно чёткие и прямые линии, не способны срисовывать или обводить геометрические фигуры, начертании печатных букв.
На становление графических навыков заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Отсутствие целенаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий приводит к тому, что деятельность этих детей приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.
Рисунки детей данной категории отличают схематичность изображения, повторяемость элементов и скученность их на плоскости листа, присутствие «графических штампов», частое отсутствие существенных признаков предметов, «зацикливание» в использовании цвета (чаще всего при возможности выбора из большого количества цветов они выбирают и используют один, реже два цвета).
Техника рисования также весьма примитивна. Дети не умеют или не могут длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм. При создании декоративных композиций дети затрудняются в воспроизведении последовательности элементов узора, отражении пространственно-временной организации орнамента (ритма и чередования элементов, однако при активной помощи со стороны взрослого они способны повторить простой мотив.
Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новикова, Н.В. Новоторцева, С.Е. Гаврина изучали процесс образования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами, и доказали, что они зависят от сформированности:
- зрительного и двигательного контроля (зрительно - моторной координации);
- координации движений (умения координировать движения звеньев пишущей руки; навыка произвольного изменения направления движения);
- пространственного восприятия (поля зрения - целостность, широта, разносторонность; остроты зрения; глазомера);
- пространственных представлений (знания «телесной схемы»; умения видеть графему и ее точное расположение; умения анализировать предмет, его изображение; процессы соизмерения);
- чувства ритма (способности, проявляющейся при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда);
- «ручной умелости» (развитой мелкой моторики);
- необходимого объема распределения внимания для предотвращения графических ошибок (антиципации, персевераций);
- зрительного внимания;
М. М. Кольцова считает, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекцию руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Исследования выявили, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.
Вместе с тем многие исследователи отмечают, что при всем несовершенстве изобразительной деятельности детей рассматриваемой категории процесс рисования сказывается на них весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.
Практика показывает, что применение на уроках по «Графике и письму» нетрадиционных художественных техник способствует расширению практического опыта детей, развитию моторики рук, воображение, общению с взрослыми и сверстниками.
Наиболее доступными для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития являются следующие нетрадиционные техники изображения: рисование пальцами (или «пальцевая живопись», техника оттиска (выполняется с помощью разнообразных штампов, техника «коллаж» и техника «тычок жесткой кистью».
Вместе с тем применение нетрадиционных художественных техник в практике работы с детьми, имеющими психофизические особенности развития, имеет ряд ограничений и рекомендаций. Так, в работе с расторможенными и гиперактивными детьми рекомендуется использовать более спокойную работу в традиционной манере изображения (т. е. карандашом и кистью на листах среднего размера, например АЗ-А4) или в нетрадиционной технике, способствующей формированию умений и навыков структурирования собственной деятельности (например : техники «коллаж» и «тычок жесткой кистью»).
С детьми со сниженными активностью и вниманием более полезны техники, требующие свободных движений и предлагающие свободно экспериментировать материалами в пространстве листа бумаги, желательно большого размера (например «пальцевая живопись»).
Лучше всего следует начинать развитие графо - моторных навыков с нетрадиционной техники (пальцем, поролоном, гибкой), т. к. моторика рук у детей ещё слабо развита.
Содержание образовательной работы по предмету: «Графика и письмо» в начальной образовательной школе VIII вида
№ класса
Приёмы работы
Содержание работы
Тематика занятий
1 полугодие
2 полугодие
1 класс
Упражнения для развития тонкой моторики рук
- рассматривание предметов;
- фиксация взгляда на объекте;
- упр. для кистей рук (пальчиковая гимнастика, массаж рук, работа с тестом - разминание);
- игры с дарами Фребеля.
- игры с пирамидкой;
- игры с природным материалом (песком и водой);
- упр. с предметами - орудиями;
- игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками («сухой бассейн»).
- речь;
- моторика рук;
- зрительно – моторная координация;
- слуховое восприятие;
- зрительно – двигательная координация
«Возьми такой же»
«Где звенит?»
«Прокати с горки»
«Пальчики здороваются»
«Волшебные колечки»
«Выложи дорожку»
«Домик для кошечки»
«Обезьянки»
«Достань предмет»
«Рисуночное письмо»
- рисование «пальчиковой живописи» (по крупе, по стеклу кремом, зубной пастой, красками, по снегу);
- рисование водой губкой, помазком на доске;
- рисование «оттиск» штампом на тесте, на пластилине, красками;
- рисование «оттиском» клубком ниток, мятой бумагой, тампоном из поролона, ватой
- рисование мелом на доске;
- пластилинография (размазывание пластилина пальцем);
- рисование зубной пастой широкой кистью;
- рисование на графической доске широкой палочкой;
- процарапывание палочкой.
- прямые линии;
- прямые горизонтальные линии;
- контурные изображения;
- соотнесение реальных предметов с графическим изображением;
- упр., направленные на обучение правильно держать карандаш
«Тюльпаны»
«Весеннее дерево»
«Дождик»
«Мимоза»
«Рыбки»
«Веточка рябины»
«Падает, падает снежок»
«Волшебные бабочки»
«Праздничный салют»
«Веселые ладошки»
«Цыпленок»
«Лебедь»
«Кролик»
«Улитка»
«Зимнее дерево»
«Солнышко»
«Бусинки»
«Дорожки»
«Мячи на ковре»
2 класс
Упражнения для развития тонкой моторики рук
- подвижные игры по подражанию (на выработку координации движений, выполнение в определённом ритме и темпе, последовательности, по правилам);
- пальчиковые гимнастики;
- физкультминутки;
- упр. для кистей рук (массажные мячики, массажёры, игры с пирамидками, матрёшками, кубиками, настольным конструктором);
- артикуляционная гимнастика по подражанию.
- упр. с природным материалом и предметами (наполнение ёмкости, сортировка предметов, поиск предметов в песочном (крупяном, пуговичном) ящике, складывание, соотнесение;
- упр. для кистей рук: работа с крупной мозаикой, пластилином, тестом (раскатывание, отщипывание, вдавливание);
- обводка предметных фигур, геометрических форм
- застёгивание и расстёгивание крупных пуговиц;
- шнуровка.
- речь;
- моторика рук;
- зрительно – моторная координация;
- слуховое восприятие;
- зрительно – двигательная координация;
- координация движений
«Умелые пальчики»
«Сказка о весёлом язычке»
«Найди такой же предмет»
«Посади на клумбе вот такие цветы»
«Составь узор»
«Чудесный мешочек»
«Волшебный сундучок»
«Потрогай и скажи, что это»
«Расскажем сказку»
«Замочек»
«Наполни баночки»
«Выложи дорожку»
«Построй дом»
«Снежинки»
«Ветерок»
«Ёжик»
«Рисуночное письмо»
- рисование мелом на доске;
- дорисовка деталей по указательному жесту и словесной инструкции мелом;
- рисование красками большой кистью;
- рисование свечой, восковыми мелками;
- разукрашивание восковыми мелками по трафарету;
- рисование валеком по трафарету красками;
- создание композиций с помощью штампов.
- рисование зубной пастой, красками маленькой кистью;
- разукрашивание по трафарету маркером и толстым карандашом;
- пластилинография: рисование пластилином «горошком», «капельками» по трафарету);
- «рваная» аппликация;
- рисование с элементами аппликации;
- обрисовывание конечкостей (ладонь, стопа) и тело ученика маркером.
- прямые вертикальные и горизонтальные линии;
- прямые короткие и длинные вертикальные и горизонтальные линии;
- округлая форма;
- работа с внутренним трафаретом;
- составление узора в полоске (аппликация без наклеивания);
- разукрашивание контурных изображений
«Весенняя листва»
«Сады зацвели»
«Осенняя листва»
«Деревья зимой»
«Веселые утята»
«Снеговик»
«Винни Пух и Пятачок»
«Герои моих сказок»
«Золотая рыбка»
«Накорми зверей»
«Цветы в вазе»
«Разноцветные дорожки»
«Дождик»
«Чей след?»
«Разноцветные кубики»
«Фрукты на тарелке»
3 класс
Упражнения для развития тонкой моторики рук
- дыхательная гимнастика;
- подвижные игры по подражанию;
- физкультминутки;
- игровые упражнения на развитие тактильного и зрительного восприятия предмета;
- пальчиковая гимнастика по подражанию;
- игры с «сухим бассейном»;
- игры с тестом и пластилином.
- дыхательная гимнастика;
- подвижные игры по словесной инструкции;
- физкультминутки;
- артикуляционная гимнастика и мимические упр.;
- игровые упражнения на развитие тактильного и зрительного восприятия предмета;
- пальчиковая гимнастика по словесной инструкции;
- упр. со строительным материалом, блоками Дьёнеша, палочками, бытовыми предметами – орудиями (прищепки разных размеров);
- игры с тестом и пластилином.
- речь;
- моторика рук;
- зрительно – моторная координация;
- слуховое восприятие;
- зрительно – двигательная координация
«Найди такой же предмет»
«Посади на клумбе вот такие цветы»
«Составь узор»
«Чудесный мешочек»
«Волшебный сундучок»
«Потрогай и скажи, что это»
«Расскажем сказку»
«Сказка о весёлом язычке»
«Петрушка улыбается»
«Делай, как я!»
«Ветерок»
«Кружево, кружево…»
«Рисуночное письмо»
- обводка по внутреннему трафарету пальчиком по стеклу;
- обводка по внутреннему трафарету поролоном, простым карандашом на листе бумаги;
- штриховка простым карандашом;
- прямых линий в разном направлении (пальцем, маркером, красками);
- рисование узоров из точек на полоске, в кругу (пластилинография).
- обводка по внутреннему трафарету простым карандашом, цветным карандашом;
- рисование красками, используя приём «примакивания»;
- рисование извилистых линий с использованием различных техник.
- округлая, квадратная форма;
- работа по внутреннему трафарету;
- составление узоров из готовых элементов с чередованием по схеме (на полоске, в круге, в квадрате);
- составление узоров из точек и мазков на полоске, в круге, в квадрате;
- прямые линии в разном направлении;
- извилистые линии.
«Трава»
«Забор»
«Осенние листочки»
«Что нам осень принесла?»
«Веночек из васильков»
«Тарелочка с узором»
«Бусы для куклы»
«Снег идёт»
«Снежинки»
«Огни в доме»
«Снеговик»
«Новогодняя ёлка»
«Неваляшка»
«Горошки на платье»
«Салют»
«Грибы в лесу»
«Плавают уточки»
4 класс
Упражнения для развития тонкой моторики рук
- упр. на развитие всех частей тела по словесной инструкции;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- самомассаж рук с помощью массажёров (мячи, валики, кольца, шишки, каштаны, орехи) и с помощью круп (рис, фосоль, горох);
- подвижные игры по словесной инструкции.
- упр. на развитие всех частей тела по словесной инструкции;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика и мимические упр.;
- пальчиковая гимнастика;
- самомассаж рук с помощью массажёров (мячи, валики, кольца, шишки, каштаны, орехи) и с помощью круп (рис, фосоль, горох);
- подвижные игры по словесной инструкции;
- упр. со строительным материалом, блоками Дьёнеша, палочками, бытовыми предметами – орудиями (прищепки разных размеров);
- игры с тестом и пластилином.
- речь;
- моторика рук;
- зрительно – моторная координация;
- слуховое восприятие;
- зрительно – двигательная координация;
- координация движений
«Замочек»
«Пальчики играют»
«Найди такой же предмет»
«Посади на клумбе вот такие цветы»
«Составь узор»
«Чудесный мешочек»
«Волшебный сундучок»
«Потрогай и скажи, что это»
«Расскажем сказку»
«Сказка о весёлом язычке»
«Петрушка улыбается»
«Делай, как я!»
«Рисуночное письмо»
- штриховка шариковой ручкой;
- рисование прямых линий по пунктирам на доске мелом;
- обводка и штриховка по внутреннему и внешнему трафарету линий и форм с использованием различных техник и разными средствами;
- рисование восковыми мелками точек на листе бумаги А4 в клетку;
- рисование зубной пастой, красками приёмами «примакивания» и касания кончиком кисти;
- составление узоров из точек и мазков на полоске по образцу
- обводка по внешнему трафарету шариковой ручкой;
- рисование горизонтальных линий по точкам с использованием различных техник;
- рисование предметов угловой формы;
- работа с кистью и клеем;
- обводка по контуру угловатых линий пластилином (пластилинография);
- рисование фломастером (карандашом) угловатых линий по точкам на листе бумаги А4 в клетку.
- работа по внутреннему и внешнему трафарету;
- соотнесение формы предметов с эталоном;
- круглая, квадратная и треугольная форма;
- составление узоров в сочетании округлой и угловатой формы на полоске, в круге, в квадрате, в овале;
- составление узоров из точек и мазков на полоске;
- разные линии, точки разной величины.
«Помидоры в банке»
«Яблоки на тарелке»
«Овощи на подносе»
«Птицы в гнёздах»
«Мамины бусы»
«Ёлочные украшения»
«Флажок»
«Окна в доме»
«Извилистая дорожка»
«Большие и малые мячи»
«Лесенка»
«Солнышко»
«Плывёт, плывёт, кораблик»
«Рыбки в аквариуме»
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Развивать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо и т.д.); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Это могут быть наклонные прямые линии с различными интервалами и комбинации из них, треугольники разной формы и штриховка их прямыми наклонными линиями, закрашивание их в теплые или холодные цвета по указанию воспитателя.
Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от урока к уроку, при условии, если учитель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения «рисуночному письму», в котором овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить).
Основными свойствами движения необходимыми для овладения письмом, пишет С.Л. Рубинштейн, является:
- скорость (быстрота прохождения траектории);
- сила;
- темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями);
- ритм (временной, пространственный, силовой);
- координированность;
- точность и меткость;
- размах;
- пластичность и ловкость.
В отношении детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития неоднократно указывается на необходимость развития смелости движений, быстрого темпа и энергичного нажима, а также ритмичности движений, питательности штриховки, что в дальнейшем поможет освоению навыков письма.
Методика формирования графических навыков.
Следует организовать обучение так, чтобы дать ребёнку возможность сначала прочувствовать определённое положение, затем прочувствовать само движение целиком, или, если нужно, раскладывая его на составляющие элементы. Отсюда следующие особенности методики:
Передача мышечного ощущения. Этот раздел включает выработку стереотипа 3-х пальцев, правильное положение руки и кисти, правильное положение ног, головы, туловища. Для этого нужно не только показать ребёнку, чтобы он воспринимал это положение зрением, но обязательно передать ему правильное мышечное ощущение. Так, формируя положение его руки, кисти, мы добиваемся (хотя бы частично) передачи этого мышечного ощущения.
Формирование самого движения начинается от пассивного к пассивно – активному, а потом только к активному. Обучая, например, движению кисти при письме определённого элемента линии или фигуры, педагог накладывает свою ладонь на кисть ребёнка, начинаем производить определённое движение, как бы сообщая, вкладывая в него это движение через свою руку, тем самым создавая определённый двигательный образ. Используется приём «рука в руку».
Затем, когда движения руки ребёнка становиться увереннее, можно постепенно ослаблять влияние руки, время от времени разжимая пальцы и давая ребёнку самостоятельно продолжать начатое движение. И только после этого этапа, этапа полуактивного движения, можно переходить к самостоятельному, активному воспроизведению движения.
Для выработки двигательного контроля руки полезно применять: рисование на крупе (соли, песке), оргалитные доски для рисование пальчиком водой, кремом, красками, графические экраны для рисование карандашом, грифельные доски с вдавленными контурами линий, фигур для обводки.
Специальные графические упражнения.
Для подготовки руки ребёнка к письму и выработки долее или менее точных, фиксированных движений (до начала обучения письму и в течение) следует проводить разнообразные графические упражнения:
ü Пассивные движения мокрым пальцем по грифельной доске, или меловым пальцем (вымазанным в растёртом меле), используя крупные движения от локтя, или по оргалитной доске размазывать крем (пену для бритья, зубную пасту) одним пальцем или пальцами, ладошкой;
ü Закрашивание (сначала хаотично, потом в контурах);
ü Обводка трафаретов (внутренний, внешний) с последующим раскрашиванием и штриховкой (геометрические фигуры, предметы картинки);
ü Проведение линии от точки до точки;
ü Рисование по опорным линиям;
ü Заканчивание начатого рисунка;
ü Различные виды штриховки (горизонтальные, вертикальные, концентрические (и их сочетание друг с другом);
ü Рисование линий длинных, коротких, горизонтальных, вертикальных;
ü «чирканье» карандашом по графической доске;
ü Рисование по контуру (обводка).
Некоторые виды дидактических игр и упражнений, способствующих развитию ручной умелости, также помогают выработке точных изолированных движений:
§ мозаика;
§ работа с пластилином (разминать, отщипывать, придавливать, размазывать);
§ работа с песком;
§ работа с водой;
§ работа с бумагой (рвать, мять, наклеивать, аппликация);
§ переводные картинки;
§ игры «Чудесный мешочек», «Рыболов», «Летающие колпачки»….
Многократные повторения упражнений в одних и тех же движениях содействуют развитию соответствующих групп мышц и механизма произвольного управления ими.
Требования к уроку.
Урок «Графика и письмо» проводиться в классе за партами, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.
Дети с нарушением интеллекта не могут удерживать внимание более нескольких минут, поэтому весь материал, который понадобиться для урока – необходимо приготовить заранее.
За урок следует выполнять только одно графическое задание. Задания, несмотря на кажущуюся простоту, довольно сложны для ребенка.
Перед выполнением задания – отработка практических движений на дидактических пособиях через коррекционно - развивающие игры и упражнения. Затем, изолированных движений в воздухе, имитирующих письмо, показ образца выполняемого задания и показ практической части педагогом (приём техники).
При выполнении практического задания учениками, на первом этапе - педагог использует индивидуальный подход и прием «рука в руку», затем дозированную, стимулирующую помощь.
Структура урока
1. Вводная часть. Организационный момент.
Ритуал «Приветствие»
- Кто здесь?
Кто здесь? Кто пришёл?
Это (имя ребёнка) – поглаживание по руке
(имя ребёнка) 2 раза – обозначение себя «Я» рукой с помощью педагога
(имя ребёнка), привет! - рукопожатие
Далее идёт повторение текста, только с именем педагога.
Сюрпризный момент или игровой (коррекционно – развивающее упражнение, «сказочное путешествие»).
Сообщение темы.
2. Основная часть.
Дидактические игры и упражнения.
Пальчиковая гимнастика (артикуляционная гимнастика, мимические упражнения).
Выполнение задания:
- Показ действий педагога по инструкции.
- Практическая деятельность детей
Динамическая пауза (подвижная игра, физкультминутка).
Выставка детских работ.
Анализ детских работ.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Оценка деятельности детей (похвала, поощрение).
Ритуал «Прощание».
- До свиданье (имя ребёнка)!
Пока, пока, пока! - помахивание рукой
P.S: Ритуал «Приветствие» и «Прощание» проводиться с каждым ребёнком индивидуально.
В каждую из частей урока можно вводить музыкальное сопровождение (аудиозапись песен, мелодий, музыкальный инструмент, видио слайд, звуковые игрушки), стихи, потешки.
Дополнительные приемы и методы:
Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. На уроках музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка может сопровождать процесс изобразительного творчества на уроках.
Художественное слово. Оно дополнит друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить учащимся свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.
Педагогическая драматургия. На уроках дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших школьников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение. В дальнейшем используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках. Также дети могут путешествовать в реальные места - в мастерскую художника, в выставочный зал, совершать экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами. Все - будь то природа, зал или улица - становится для ребенка учителем Красоты: художник-человек и художник-природа помогают преподавателю, будят чувства детей.
Пластика. Обучающиеся обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. И очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний.
Игра - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические. На уроках с использованием нетрадиционных способов рисования используются игры: художественно-развивающие, дидактические, графические.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к графическим упражнениям, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Учитель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт – рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.
Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса «рисуночного письма».
Для большего эффекта желательно придерживаться следующих условий:
• Оценивать усилия, а не соответствие общему стандарту, хвалить даже за небольшие успехи;
• Ни в коем случае не заставлять ребёнка переписывать (перерисовывать) набело – будет получаться всё хуже и хуже;
• Не торопиться переходить к написанию букв, можно сосредоточиться на рисовании простейших графических линиях и письме элементов букв;
• Соблюдать принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираясь на игру, чередовать нагрузки с релаксационными упражнениями;
• Упражнения должны доставлять ребёнку удовольствие, не превышать 10-15 мин.
Уроки по «Графике и письму» с применением нетрадиционных техник следует планировать так, чтобы они перекликались по тематике с другими предметами: развитие речи и ознакомление с окружающим миром, музыка и движение, альтернативное чтение.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ.
Самомассаж:
· Растирание ладоней движениями
Автор: Чеченкова Екатерина Владимировна