Использование инновационных технологий в инкультурации и социализации «особых детей».
Белозерова Галина Михайловна
Соискатель
Кафедры Теории и Истории Культуры
ФГОУ ВПО Санкт-Петербургского Университета Культуры и Искусств
Статья:
Использование инновационных технологий в инкультурации и социализации «особых детей».
В настоящее время современная образовательная система выступает в качестве института инновационных технологий, который непосредственным образом отвечает за качество и эффективность образования на данном историческом этапе преобразований в школе. Главной целью современной школы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности развития индивидуальных способностей детей, актуализировать новые технологии и формы работы, используя запас внутренних возможностей личности ребенка. В связи с этим возрастает роль музыкального воспитания детей с ограничениями жизнедеятельности, уроков «Музыки и движения» для более полного развития личности и общих психических свойств человека. Новизна современной педагогической практики преподавания музыки в настоящее время характеризуется изменением технологий и внесением инновационных форм и методов работы в совместную работу учителя и ученика. Таким инновациям мы можем отнести такую форму работы, как смысловое чтение на уроках «Музыка и движение» с категорией лиц с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. (учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью). Таким учащимся свойственны несформированность познавательных процессов, конкретное мышление, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий. Учащиеся имеют системное недоразвитие речи (СНР) тяжёлой степени. Их речи свойственны: отсутствие или тяжёлое недоразвитие связной речи, полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза, ограниченный словарный запас, характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта. Деятельность их можно охарактеризовать как хаотичную, беспорядочную и неосмысленную, вследствие отсутствия целенаправленных приемов познавательной деятельности.
И тем не менее, обращаяясь к теме внедрения художественных практик в инкультурации личности «особого» ребенка на уроках «Музыка и движение» и актуальности ее внедрения в процессе гармонизации личности, можно сказать, что смысловое чтение является тем механизмом воздействия на личность учащегося, который дает толчок к дальнейшему развитию срытых возможностей и реализации творческих способностей таких детей.
В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка средств массовой информации» [1].
Процесс обучения в целом неразрывно связан с такой категорией, как «межпредметные связи». Р.Ф.Федорец определяет межпредметные связи как педагогическую категорию «Для обозначения синтезирующих интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве» [2].
В данной работе мы попытаемся найти наиболее успешные способы организации познавательной деятельности учащихся на основе смыслового чтения, где дети через художественные произведения (стихи, рассказы, прибаутки, потешки) знакомятся с различными явлениями окружающей жизни, некоторыми особенностями жанра сказки (с элементами фантастичного, чудесного), что помогает им глубже и полнее воспринимать аналогии в музыкальных произведениях, песенках, потешках, хороводах, играх.
В процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений применяются полученные на уроках чтения знания и навыки, умение реагировать на то или иное литературное произведение с использованием наглядных пособий, карточек, музыкальных игрушек, игр, музыкальных инструментов, воспроизводить звуки и слоги. Специальное внимание уделяется на сравнение речевой и музыкальной интонации, на их выразительные возможности. В программе уроков «Музыки и движения» предполагается использование умений и навыков, получаемых учащимися на уроках физической культуры. К ним относятся: основная стойка, марш под музыку, ходьба с замедлением и ускорением, с остановкой и началом движения, построением с помощью учителя в одну колонну, движение в колонне, Движения кистями рук и пальцами, повороты туловища направо, налево, повороты головы и т.д.
Во время слушания музыки используются картины художников по темам изобразительного искусства: «Времена года», «Сказочные образы в музыке», «Мир животных», «Моя любимая игрушка», «Детство и дети», «Детские образы в живописи» и т.д.
В процессе знакомства с миром народного творчества, сказочных образов, литературных образов особое внимание для привлечения детей к восприятию смысловых образов учителем музыки используются наглядные пособия, компьютерные технологии (презентации, музыкальные видеопроекты, слайды, мультипликации, небольшие сказочные сюжеты).
Дети получают различные художественно-эстетические впечатления и восприятия произведений искусства, развивают способность реагирования на определенные темы (Времена года-зима, осень, лето, весна; сказочные и игровые образы, животный мир и т.д.), получают представление о народном художественном творчестве-все это способствует более полному восприятию музыки.
Музыка легко и естественно соприкасается со всеми школьными дисциплинами «особых детей». На уроках «Музыка и движение» могут использоваться и такие выразительные приемы из «Музыкального букваря», как чтение стихов, пение и подпевание отдельных звуков и слогов, а также отдельных слов (по возможности) с соотнесением тематического подхода к музыкальному сопровождению, слушанию, пению, игре и подъигрыванию на шумовых и простейших музыкальных инструментах с помощью учителя в непосредственной связи с различными видами искусства. Используются такие художественные практики, как инсценировки и театрализация (невербальные и вербальные формы коммуникации), музыкально-дидактические игры и импровизации, тематическое развитие музыкально-эстетических навыков и форм восприятия окружающей среды по теме «Музыка родного края» -релаксация под музыку «Звуки природы», «Шепот леса», «Шум моря», «Пение птиц», «Музыка в моей жизни» -колыбельные, потешки, прибаутки, русские народные детские песни, хороводы, народный фольклор, игровое пение и пляски, «Мир сказки», «Мир игрушки и игровых образов», все те арттерапевтические техники и художественно-эстетические практики, соответствующие статусу и возможностям учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Ссылки:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] #"21600,21600" filled="f" path="m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe" o:spt="75" stroked="f" o:preferrelative="t">
2.Федорец Р.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Л., 1983. - С. 88.
Автор: Белозерова Галина Михайловна