«Использование инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»
В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии со своими интересами и педагогическими воззрениями.
Работая над методической темой «Роль музыкально- ритмических движений в воспитании детей», остановила свой выбор на авторских программах В.Г. Шершнева «От ритмики к танцу», Т.Суворовой «Танцевальная ритмика для детей». На мой взгляд задачи и педагогические технологии этих программ наиболее соответствуют основному направлению моей работы. Главные цели программ: развитие музыкально- ритмических движений у детей дошкольного возраста. С помощью этих программ, я организовала танцевальный кружок.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Процесс обучения детей делю на 3 этапа:
1. Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению).
2. Этап углубленного разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций)
3. Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним много поступает информации отовсюду! Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких случаях долг взрослого- помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Можно ли научить ребенка, идя навстречу его желаниям? Как обеспечить свободу обучения, не отдаваясь на волю случая, детского каприза, сиюминутной прихоти? В чем заключается при этом роль педагога?
Дж. Дьюи разработалметод проектов- новый дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из 3-х этапов:
Положительные моменты технологии метода проектов:
Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.
Использование этих проектов, по мнению американского педагога, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х г.: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной.
Осуществляя проектную деятельность в ДОУ, необходимо придерживаться фаз, стадий и этапов классической структуры проекта и действовать, ориентируясь на содержание структурных компонентов.
Используя метод проектов, я провела летнее оздоровительное развлечение с методами проекта «На зеленом лугу».
Изучив идеи и методы проектной деятельности, я считаю, что могу использовать данную технологию в работе с детьми. Начиная работу, изучаю возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников. Результат обсуждения- план работы, а затем проект, как последовательность действий, затем реализую проект с детьми в соотвествии с намеченным планом, при необходимости предлагаю свою помощь. Привлекаю родителей в образовательный процесс. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками. Хочу на примере одного летнего оздоровительного развлечения представить интегрированный творческий проект «На зеленом лугу». В этом проекте я разучивала музыкально- ритмические движения для танца.
В своей работе также использую схемы- модули,видеоролики различных танцев, демонстрирую слайды с движениями танцев, имеется много танцевальных аудиозаписей.
Необходимость большей конкретизации программных требований по музыкально-ритмическим движениям, я считаю, что нужно создать методическую разработку, которая даёт возможность проследить усложнение танцевальных навыков от одной возрастной группы к другой и, что немаловажно, последовательность обучения музыкально-ритмическим движениям (от простого к сложному).
Автор: Загидуллина Индира Радиковна