Структура и специфика урока музыки в специальной коррекционной школе VIII вида.
«Хвалите, и тогда увидите в глазах ребёнка радость и уверенность в своих силах.»Б.С.Рачин
. Структура и специфика урока музыки в специальной коррекционной школе VIII вида.
Среди предметов эстетического цикла в школе значительное место занимает урок «Музыка».
Этот урок- неотъемлемая часть общей системы обучения; он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Это эффективный путь к формированию личности ребенка.
Одно из главных условий успешного обучения- заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроках музыки, на музыкальных занятиях во внеурочное время, в повседневной жизни.
Привить школьникам интерес к музыкальному искусству можно, систематически развивая их музыкальный слух, творческие способности, навыки восприятия музыки.
Задача музыкального воспитания в школе связана с целым комплексом развития нравственно-эстетических чувств ребёнка, творческих и музыкальных способностей.
Наряду с образовательными, развивающими, воспитательными задачами в программе по музыке прописаны и коррекционные задачи:
1.Коррекция отклонения в интеллектуальном развитии.
2.Коррекция нарушения звукопроизносительной сферы.
3.Содействие преодолению неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения.
4.Содействие приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.
Программа состоит из трех разделов:
«Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты».
Музыкальный материал, предназначенный для пения и слушания музыки для детей обучающихся в специальных коррекционных учреждениях достаточно специфичен: игры и игрушки, образы животных, сказочно- героические персонажи, картины природы- это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.
. Это связано с тем, что умственно отсталым учащимся близки и доступны образы, имеющие отношение к быту , к их интересам.
Репертуар для пения также имеет ограничения: небольшой диапазон детских голосов, затруднение в воспроизведении ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Специфика уроков музыки более точно отвечает потребностям личности ребенка младшего школьного возраста. В отличие от детей других возрастных категорий для младших школьников актуальна игровая деятельность, поэтому урок музыки и знакомство с искусством настолько значимо в начальной школе. При вхождении ребенка в учебную деятельность ему сложно переключиться с занятий дисциплинами науки на занятия музыкальной деятельностью. Уроки музыки влияют на ребенка психотерапевтическим образом, служат своеобразной разрядкой и психологическим отдыхом, снимают общую скованность, вызванную другими занятиями, тем самым, сохраняя ребенку здоровье.
Общее музыкальное воспитание не требует особых музыкальных данных, достаточно «средних способностей» нормального человека. Но самое главное не как обучить своих учеников музыке, а как их увлечь!
Структура урока музыки всегда стандартная:
- Слушание музыки
- Пение
- Музыкально-познавательная деятельность
- Исполнительская деятельность.
Формы музыкальной деятельности.
Слушание музыки – это, пожалуй, самое трудное занятие для детей младшего школьного возраста. Дети в этом возрасте очень активны и долго сидеть на месте им трудно. Важно приучить детей к мысли о том, что при слушании надо сидеть тихо, ибо настоящая музыка рождается в тишине.
В наше время, когда поток музыкальной информации доступен всем, задача учителя музыки научить ребят отличать плохую музыку от хорошей, формировать музыкальный вкус ребенка, но без навязывания. Перед прослушиванием должна пройти короткая беседа о произведении, что бы настроить ребят на «нужную волну», вызвать настроение, родственное тому, что вскоре у них должно возникнуть благодаря звучащей музыке. Особенно нравится детям движение под музыку (притопы, движения руками, хлопки и т.д) такой вид музыкальной деятельности позволяет отдохнуть и снять напряжение.
Музыкальный репертуар учитель может подбирать, опираясь на выбранную программу. Знания и опыт подскажут педагогу, какие произведения он может включить в урок в замен указанных в программе
Другая форма музыкального приобщения - это исполнительская деятельность. Виды деятельности самые различные .Я взяла за основу уроков музыки игру. Игра- прекрасное средство активизации психических процессов у детей, повышения интереса к окружающему миру и к общению.
Цель игры, не менять, не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Все мои уроки пронизаны играми. Это игры- приветствия, пальчиковые игры, игры с предметами, музыкально- подвижные, коммуникативные, артикуляционные, дыхательные, игры- релаксации. Именно с помощью игр я решаю проблему здоровьесбережения учащихся. Например, работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится не просто в форме артикуляционной гимнастики, а с игровыми моментами.(Сказка про язычок).
Поэтому перед началом работы над артикуляционным аппаратом я рассказала детям, что в произношении слов участвуют рот, губы, язык, зубы, кончик языка. Важен эмоциональный настрой и путь от простых упражнений к сложным. Сначала при выполнении заданий наблюдается напряжение движений органов артикуляционного аппарата, постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными скоординированными. По такой же схеме я провожу работу над дыханием используя более простые упражнения (нюхаем цветы, сдуваем снежинки) .Большое внимание уделяю на уроке музыки и музыкально-ритмическим упражнениям. Провожу игровые физкультминутки под музыку. Происходит смена деятельности учащихся, которая дает возможность отдыха и одновременно активизирует внимание на последующую деятельность.
Исполнительская деятельность реализует такие музыкально – педагогические задачи как: развитие чувство ритма у детей, чувство «локтя» (коллективная работа», творческое развитие ребенка.)
Из всех видов музыкальной деятельности самым любимым для детей является пение. Песенный репертуар должен подбираться учителем очень тщательно, он должен давать детям ощущение радости, а общий настрой должен носить «терапевтический» характер и дарить детям только положительные эмоции. Важно отметить, что пение на уроках музыки является действием коллективным, где все помогают, поддерживают друг друга.
И слушание музыки, и исполнительская, творческая деятельность детей тесным образом связана с музыкально – познавательной деятельностью.
В процессе всех форм музыкальной деятельности ребята узнают закономерности музыкального языка, знакомятся с основами нотной грамоты, учатся сами исполнять музыку.
Что касается музыкальной грамоты, то в программах по музыке, созданных на сегодняшний день мнения разные. Одни авторы программ считают важным и необходимым вводить элементы теории музыки, другие считают, что музыкальную грамоту нужно полностью исключить из начального этапа обучения. На протяжении всего урока учитель должен увлекать детей музыкой и всегда помнить, что скука нетерпима на любом школьном уроке, а уж на уроке музыки нетерпима трижды.
Итак, урок музыки в коррекционной школе- это не только приобщение детей к музыкальной культуре, развитие их музыкальных способностей, но и коррекция нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности. В процессе организации и проведения урока музыки с такими детьми важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, использовать специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания. И самое главное, каждый урок музыки может стать полезным, интересным, запоминающимся благодаря инициативе и творчеству учителя. Необходимо, чтобы талант учителя и его желание работать не имело предела.
«Учитель обязан создать на уроке музыки доброжелательную, спокойную, творческую обстановку. Ученику предоставляется режим «наибольшего благоприятствования». Терпеливый ,умный, тактичный и деликатный педагог всегда поможет робкому, слабому, поддержит его похвалой; сумеет так дифференцировать задание, чтобы и малоспособные дети развивались активно. Обстановка совместного музицирования, совместного переживания, труда. Общих радостей , побед и поражений- всё это позволяет достигнуть наилучших результатов. Главное «оружие» музыкального педагога - похвала. Хвалите, и тогда увидите в глазах ребёнка радость и уверенность в своих силах.»Б.С.Рачин
Автор: Румянцева Мария Михайловна