Развитие чувства ритма через взаимосвязь музыки, речи и движения с элементами концепции Карала Орфа
Развитие чувства ритма через взаимосвязь музыки, речи и движения с элементами концепции Карала Орфа
Одной из самых известных концепций музыкального воспитания детей, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа - “Шульверк. Музыка для детей”. Главный принцип орф-педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования. Поэтому она заинтересовала и меня.
Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.
Орф-подход – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен прежде всего на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром. Воспроизводит этапы развития человеческой культуры в целом, начиная от самых древних, традиционных форм и кончая современными, эстетическими.
ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Движение и танец. Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии. Танец - это организованное движение в пространстве-времени. Танец используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2) художественный.
Ритм. Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.
Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос.
Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма. На Орф-уроке используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур и на выдуманном языке
Хочу познакомить с текстовым материалом, используемым мною для развития чувства ритма у дошкольников. По методике К.Орфа в начале всех музыкальных упражнений, как ритмических, так и мелодических, стоят речевые упражнения, при помощи которых детьми без труда осваиваются чётный и нечётный размеры, полный такт и затакт.
«Пирожки» (немецкая игровая песенка, перевод Г.Хохряковой)
Будем стряпать пирожки
Из воды и из муки.
Яйца, масло, сахар, дрожжи
В тесто мы добавим тоже.
Эй, детвора, кушать пора!
Ешь, дружок, очень вкусный пирожок!
«Портные» (К.Чуковский)
Наши портные – храбрые какие:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!»
А как вышли за калитку
И увидели улитку –
Испугалися, разбежалися!
Вот они какие – храбрые портные!
«Мужик упал в колодец» (немецкая потешка, перевод В.Жилина)
Раз мужик упал в колодец,
Булькнула водичка.
Ведь не речка и не пруд,
Но подвела привычка.
Эч-эч, хис-хис-хис!
Но подвела привычка!
«Девочка-рёвушка» (немецкий детский стишок, перевод Г.Хохряковой)
Девочка-рёвушка,
Рёва-коровушка,
Плакса-ревелочка,
Носом сопелочка.
Вон серый волк идёт,
В лапах мешок несёт,
Он заберёт тебя,
В лес унесёт тебя.
«Три тучки» (немецкий детский стишок, перевод Г.Хохряковой)
Три тучки по синему небу ходили,
На башне старинной часы зазвонили:
Бим-бим-бим-бим-бам!
Бим-бим-бам, бим-бам!
Для развития чувства ритма я часто использую и мультимедийные презентации.
«Весёлые подружки»
На экране изображение трёх кукол в разной одежде.
Музыкальный руководитель. Дети, к нам в гости пришли подружки – Дашенька, Сашенька и Глашенька. Они очень любят плясать и хотят научить вас.
Далее педагог отстукивает или проигрывает на одном звуке определённый ритмический рисунок (так танцует Дашенька), детям предлагается повторить его, используя деревянные ложки или шумовые инструменты.
Затем «танцует» Сашенька (проигрывается другой ритмический рисунок) и Глашенька. Дети повторяют.
«Ритмическое Эхо»
Принцип проведения такой же, что и предыдущий, но используются изображения различных музыкальных инструментов.
«Весёлые гудки»
На экране изображение парохода.
Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. Вот так! (Ниже под изображением парохода графически изображена ритмическая модель. Дети отхлопывают её или пропевают).
Аналогично игра проводится и с паровозом, только при пении меняется высота звука.
Помимо этого разработаны такие презентации, как «Клоуны», «Смешные обезьянки», «Деревянные звуки», «Металлические звуки», «Стеклянные звуки», «Музыкальные капельки».
Методические рекомендации к использованию ритмических игр и упражнений.
Процесс развития чувства ритма через ритмические игры и упражнения желательно проводить в три этапа:
Начальный этап - название, вовлекающее объяснение, апробирование;
Второй этап - этап углублённого развития - уточнение, понимание, усовершенствование ритмических способностей, слитного исполнения движений;
Третий этап - этап закрепления и совершенствования.
Изучая различные виды движения (марш, поскоки, боковой галоп и т.д.) следует во время движения выделять сильную долю хлопками или же использовать различные шумовые инструменты для передачи метроритма музыки.
Двигаться в нужном темпе представляет определённую сложность для детей. С целью развития и закрепления навыка у детей правильно определять темп, выдерживать его на протяжении звучания музыки, подбираю соответствующие пьесы. Так, выполняя упражнение “Ускоряя замедляй” дети реагируют на постепенное изменение темпа музыки. Чтобы научить детей удерживать заданный темп, можно использовать такой приём: исполняя танец “Янка” с прекращением звучания, дети продолжают двигаться в заданном темпе. Затем усложняю: музыка во время танца прерывается, затем возобновляется, чтобы сверить темп с детьми.
Совершенствовать метроритмическое чувство и развивать навыки ритмического слуха можно через более сложные ритмические игры и задания. Например: в игре “Зеваки и торопыги”. Дети сначала внимательно слушают музыку, затем отхлопывают ритмический рисунок мелодии. На следующем занятии, образуя круг, каждый ребенок отхлопывает по очереди только один звук мелодии и, как бы, передает его соседу. Чаще всего дети делают ошибку на окончание музыкальной фразы, где ритм меняется. В игре “Оркестр” дети делятся на две группы: одна – отхлопывает аккомпанемент, другая– ритмический рисунок мелодии. В этой игре можно использовать шумовые инструменты. На следующих занятиях, следуют усложненные задания. Первой группе даются задание двигаться и одновременно хлопать “четверти”, второй – прыгать “восьмыми”. Детям нравятся такие задания, они легко с ними справляются.
В результате использовании “Звучащих жестов” у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Дети соревнуются в изобразительности и находчивости, придумывают различные варианты. Начинают с самого простого стихотворение “Мишка косолапый”.
Один из приемов развития чувства ритма – узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, запечатлевшиеся в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, и в результате он вспоминает ритм знакомой песни в точности совпадающий с только что услышанным ритмом). На первом этапе знакомства с музыкальными моделями подбирается такой материал, в котором длинные и короткие звуки, четверти и парные восьмые встречаются сразу же в начальной мелодии. Если же ритмическое движение состоит из одних четвертей или восьмых, ребенок не получает возможности ощутить соотношение этих длительностей.
Дети любят выполнять ритмические рисунки разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе и полу, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своим движениями.
. Попробуйте придумать вместе с детьми самое простое: аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, изменить ее естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дав детям спонтанно поиграть на инструментах. Сочините простейший аккомпанемент для дразнилки на ксилофонах, используя тоническую квинту, октаву. Все это очень просто!
Подготовила муз. рук. Селиверстова М,В
Автор: Селивёрстова Марина Викторовна