Главная / Старшие классы / Музыка

Психофизические особенности детей на начальном этапе обучения в музыкальной школе

Скачать
40 КБ, 1109898.doc Автор: Кушак Тамара Михайловна, 27 Мая 2015

Многообразная и разноплановая деятельность педагога музыкальной школы служит решению главной задачи – совершенствованию эстетического воспитания учащихся. Своеобразие нынешнего этапа развития общества накладывает дополнительную ответственность за сохранение души каждого ребенка. Важнейшей задачей, поставленной перед школой обществом, является усиление нравственного компонента в учебном процессе: формирование активной жизненной позиции, нравственной чистоты, художественного мышления.
Изучением ребенка занимаются многие науки – педагогика и психология, анатомия и физиология. Всем кто занят воспитанием детей, знакомство с фактами и выводами, полученными этими науками, конечно важно. Одна из наук, изучающая ребенка, а именно детская психология, представляет для тех, кто воспитывает детей, особый интерес. Более 100 лет назад К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Каждый ребенок это неповторимый и потому бесценный мир. И общество оказывает огромное доверие, вручая нам, педагогам, эти хрупкие сердца и души.
Начало систематического обучения в музыкальной школе является переломным моментом в музыкальном развитии ребенка. Его дошкольное воспитание основывалось на образно-эмоциональном восприятии музыки, включении в посильные для него формы музицирования: пение, танцы, игровые действия. Т.е. для ребенка – дошкольника игра являлась основной деятельностью. Как строить учебно-воспитательный процесс, чтобы ребенка, который хочет играть научить учиться? Необходимо направлять его активность таким образом, чтобы, сохраняя присущий этому возрасту интерес к игре, формировать потребность в получении знаний.
Основной задачей музыкального образования является воспитание художественного и в частности музыкального мышления. Это смешение сферы творческого общения человека с действительностью.
На первом году обучения программа по сольфеджио предлагает довольно обширный перечень тем, которые необходимо пройти. Если на уроке по специальности весь новый материал подтверждается конкретными музыкальными примерами и игрой на инструменте, то предмет сольфеджио выглядит абстрактно. И здесь очень важно, буквально с первых шагов, заинтересовать ребенка, не перегрузить его информацией, дать новый материал незаметно, в форме игры, загадки, ребуса. Это может быть и игра «в космонавта», «в почтальона», т.е. все, что подскажет ваша фантазия (безусловно все тщательно должно быть продумано педагогом перед занятием). Интонирование ступеней по столбцам можно представить как движение по лесенке в подъезде дома, а VII вводную ступень представить «страшным» подвалом. Объяснение устойчивых и неустойчивых ступеней сравнить с движением по быстрой горной реке. I – III – V – это спасительные устойчивые камушки, которые помогут перебраться на другой берег. Все это можно изобразить наглядно.
В такой ситуации усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей будет проходить не путем пассивного восприятия, а в активной форме, в процессе разных видов детской деятельности. Важно правильно организовать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужные для решения учебных задач направления. Если происходящее на уроке интересно ученику, то это очень мощный двигатель в познании нового. На уроке сольфеджио нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные, мышечные. В начальных классах много места отводится наглядным пособиям. Например: во время изучения нот скрипичного и басового ключей надо приготовить из альбомного листа нотный стан и нотки – пуговички. Во-первых это значительно упрощает процесс проверки знания нот, да и детям в игровой форме запоминание дается легче.
При прохождении длительностей к уроку готовится набор карточек для каждого учащегося. Не секрет, что дети владеют навыками письма еще очень слабо. Поэтому выкладывание ритмического диктанта легче и проще, чем его написание. Да и занятие это очень напоминает выкладывание кубиков в детском саду или дома. А записать диктант в тетрадь можно уже после того, как учитель проверил правильность. Уже не торопясь и акцентируя внимание на правописании. Благодаря таким незатейливым пособиям у ребенка растет интерес к занятиям. Память, внимание, воображение в это время вплетены в деятельность ребенка, в единый процесс.
Хорошей проверкой знания нот являются красочные плакаты – ребусы с зашифрованными в них нотами.
Например:
1. У Миши домик на горе, сирень цветет там во дворе;
2. Мы милашки, куклы – неваляшки;
3. Трусишка - зайка серенький под елочкой скакал;
4. Разгулялось сине море, волны в берег бьют крутой.
Изучая регистры и октавы также желательно приготовить наглядные пособия в виде карточек и клавиатуры. Главная задача – все дети должны быть активны на уроке, а педагог должен умело руководить учебным процессом.
Нередко на уроках сольфеджио к работе привлекаются дети более способные, организованные, наделенные от природы хорошими музыкальными данными. Учащиеся более стеснительные, неуверенные в себе, имеющие проблемы с интонированием часто остаются «в тени». Планомерное и последовательное формирование музыкального мышления, навыков точного интонирования возможно при условии систематического включения ребенка в учебный процесс. Хотелось бы отметить, что индивидуальные особенности способностей зависят прежде всего не от задатков (хотя косвенного их влияния отрицать нельзя), а от особенностей обучения и воспитания. Именно различия в способах обучения (в повседневной жизни часто не замечаемое) образует различия в способностях.
Из собственного опыта могу утверждать, что с «болезнью интонирования» можно успешно справляться в 90% случаев. Обычно при повышенном внимании к данному ученику он удовлетворительно интонирует к концу 1 класса.
В связи с большой нагрузкой на первоклассника из-за продолжительности урока, так как сольфеджио предполагает урок длительность 1 час 10 минут педагогу следует грамотно планировать работу на уроке, постоянно включая в учебный процесс игры, танцы, т.е., связанные с движением занятия.
В конце каждой четверти для проверки знаний учащихся проводятся контрольные уроки. Иногда, особенно в младших классах, их можно заменять викторинами. Для детей процесс соревнования представляется весьма интересным. Здесь нет скованности, сопутствующей контрольному уроку. Ученик может проявить себя во всей своей полноте. На викторине и робкий ребенок, чувствуя себя частичкой коллектива, раскроется по-новому, преподнеся педагогу немало сюрпризов.
Вариантов викторин - множество. Это зависит от вашей фантазии и желания. Думается они особенно злободневны в младших классах. Викторины помогут ребенку перейти от игры к учебе, сформируют потребность в получении знаний, помогут усваивать знания путем активного восприятия.
Искусство всегда адресуется к личности ребенка. Оно распахивает перед ним широкое окно в окружающий мир. И нам необходимо помочь ребенку увидеть этот мир прекрасным, добрым, красивым.
Преподаватель теоретических дисциплин высшей категории МОУ ДОД ДШИ № 2 г. Балашова, Саратовской области Кушак Тамара Михайловна

Автор: Кушак Тамара Михайловна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
документ Психофизические особенности детей на начальном этапе обучения в музыкальной школе Кушак Тамара Михайловна 27 Мая 2015
документ Взаимодействие педагога - музыканта с семьёй учащегося на начальном этапе обучения в музыкальной школе и школе искусств. Никифорова Елена Витальевна 7 Апр 2016
документ Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения Антонида Александровна Васильева 21 Мар 2015
документ Особенности моделирования уроков на начальном этапе обучения. Касьян Ольга Алексеевна 16 Ноя 2015
документ Концепция формирования элементарных черт вторичной языковой личности на начальном этапе обучения ИЯ в общеообразовательной национальной школе. Викентьева Елена Алексеевна 21 Мар 2015
документ 2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано" Закутина Оксана Владимировна 20 Мар 2015
документ Формирование английского звукопроизношения на начальном этапе обучения детей с заболеванием ОДА в условиях школы-интерната VI вида Корсунова Ольга Алексеевна 21 Мар 2015
документ План - конспект открытого урока по фортепиано по теме "Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения" Ильина Ирина Ивановна 20 Мар 2015
документ Сообщение на тему: «Включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на начальном этапе обучения английскому языку в средней школе». АРАЛОВА РУФИЯ МУРАДЕНОВНА 21 Мар 2015
документ Особенности методики работы с детьми на начальном этапе обучения игре на аккордеоне Лукина Ирина Леонидовна 20 Мар 2015
документ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ Галимова Альманзора Михайловна 31 Мар 2015
документ Статья на тему "Особенности обучения английскому языку на начальном этапе" Богданова Наталья Валентиновна 15 Окт 2015
разное Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения Башкирова Джанетта Геннадьевна 20 Мар 2015
документ Особенности работы с одарёнными детьми на начальном этапе обучения Варварина Оксана Николаевна 4 Апр 2015
документ «Особенности изучения классического танца на начальном этапе обучения» Шайнурова Лидия Евгеньевна 12 Сен 2015
документ Методическая разработка «Особенности технического развития учащихся общего фортепиано на начальном этапе обучения» Петрова Ольга Александровна 4 Ноя 2015
документ "Методика проведения уроков на начальном этапе обучения игре на фортепиано детей 6-7 лет" Жигалкина Лариса Васильевна 20 Мар 2015
документ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ. Добролюбова Елена Викторовна 7 Апр 2015
документ Коррекционно-развивающие упражнения на начальном этапе обучения игре на фортепиано (для детей с задержкой психического развития) Мурышкина Светлана Ивановна 14 Ноя 2015
документ Психофизические особенности младших школьников в динамике обучения Королёва Ольга Юрьевна 23 Ноя 2015
документ « Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи». Богданова Татьяна Ивановна 30 Мар 2015
документ «Выявление и развитие музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения ». Урсан Ирина Викторовна 7 Апр 2015
презентация Презентация "Музыка как средство развития интереса детей на начальном этапе обучения счету" Ивченко Наталья Николаевна 16 Июл 2015
документ М.А. Блохина ОГОУ СПО «Тамбовский колледж искусств» ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО Блохина Марина Александровна 20 Мар 2015
документ Использование ИКТ в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в условиях ФГОС. Храмова Ирина Васильевна 21 Мар 2015
документ Знакомство с навыками педализации на начальном этапе обучения,в зависимости от индивидуальных способностей ученика. Смирнова Елена Юрьевна 20 Мар 2015
документ Методическая работа: «Основы фортепианной техники, её развитие на начальном этапе обучения; взаимосвязь музыкально-художественных и технических задач в обучении». Полякова Людмила Олеговна 20 Мар 2015
презентация "Роль игровых ситуаций в развитии образно-художественного мышления ученика на начальном этапе обучения". Костромитина Светлана Васильевна 20 Мар 2015
документ "Об организации обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации образования" Матвеева Ольга Васильевна 20 Мар 2015
документ Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано Газенко Валентина Васильевна 20 Мар 2015
документ Открытый урок с методическими рекомендациями "Развитие творческого мышления в классе синтезатора на начальном этапе обучения" Щербина Елена Владимировна 21 Мар 2015
презентация Реализация основных принципов обучения ИЯ на начальном этапе в контексте внедрения ФГОС Викентьева Елена Алексеевна 21 Мар 2015
документ формирование навыков и умений в чтении на начальном этапе обучения английскому языку Андреева Наталья Михайловна 21 Мар 2015
документ Игровые методы в преподавании иностранных языков на начальном этапе обучения. Ильина Марина Геннадьевна 30 Мар 2015
документ Роль письма и письменной речи в обучении иностранного языка на начальном этапе обучения. Цыганкова Ольга Ивановна 30 Мар 2015
документ «Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС» Баленко Лариса Геннадьевна 31 Мар 2015
документ Психокоррекционная программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения Урюпина Елена Владимировна 1 Апр 2015
разное Работа с детьми 6–7 лет на начальном этапе обучения в классе гитары Пикулина Галина Борисовна 5 Ноя 2015
документ Работа с дошкольниками на начальном этапе обучения в классе фортепиано. Зындра Елена Андреевна 2 Мая 2015
документ «Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе баяна» Лемехова Ирина Витальевна 4 Мая 2015