Образовательная программа "Основы анимационного творчества"
Образовательная программа "Основы анимационного творчества"
является модифицированной. Наиболее оптимальным для освоения данной образовательной программы является возраст детей 9-17 лет. Программа рассчитана на три года реализации и степень сложности освоения учебного материала распределена на этапы или уровни освоения.
Актуальность данной образовательной программы заключается в возможности творческой реализации ребенка в сфере анимации, способствующей комплексному эстетическому развитию. Так, анимация включает в себя неограниченное число видов деятельности, открыта для них. Каждому обучающемуся представляется возможным побывать и режиссером, и художником, и оператором, и монтажером, и, несомненно, аниматором (научиться оживлять). Помимо этого, предметная анимация предполагает работу с различным материалом – бумагой, пластилином, сыпучими материалами, куклами, и любым другим, – что предоставляет неограниченную свободу фантазии.
В процессе обучения дети:
ü знакомятся с разными видами искусства: кинематограф, театр, комиксы, изобразительное искусство;
ü знакомятся с разными видами деятельности: конструирование, лепка, рисование, съёмка, монтаж, озвучка;
ü учатся работать с разными программами и оборудованием( Edius, Adobe Premiere, Adobe Photoshop, видеокамера, цифровая камера, принтер, сканер, планшет и т.д.);
ü применяют на практике знания, умения, навыки по математике, физике, информатике, биологии и анатомии, экологии, технологии, ИЗО, литературе;
ü учатся организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, контролировать, оценивать);
ü осознают, что компьютер предназначен не только для развлечений (человек-потребитель), а также для самореализации (человек-создатель).
Детские работы, в конечном итоге могут получиться качественными и интересными, и даже участвовать и побеждать в международных фестивалях. Но это лишь дополнительное преимущество, в то время, как приоритет остается за процессом.
Социальная значимость. Создание мультипликационного фильма-это коллективная работа, в которой принимают участие и дети, и педагоги, и родители. Детская анимация особенно важна для детей, находящихся в затруднительной жизненной ситуации. Занятия в детском объединении по созданию мультипликационных фильмов служат также и профилактикой негативных явлений у обучающихся, проявлению гражданской позиции через анимационные ресурсы, содействию в развитии анимационного образования как ресурса повышения качества образования. Дети получают возможность самовыражения, приобщения к работе в команде, как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Когда ребенок видит конечный результат своей работы, он чувствует собственную значимость, полезность, у него появляется вера в собственные силы и в собственный успех. Вместе с этим приходит надежда на лучше.
Цель программы - создание мультфильмов в разных техниках. Проявление гражданской позиции через анимационные ресурсы. Духовно-нравственное, художественно-эстетическое и профессиональное развитие личности в процессе создания мультфильма.
Задачи.
Обучающие:
ü обучить основам теории движения, принципам анимации, основам режиссуры, сценарного мастерства, композиции кадра, обработки звука и монтажа;
ü обучить применению на практике полученных знаний при создании анимационных фильмов в любой технике ;
ü обучить самостоятельной работе в поиске необходимой информации посредством различных источников (Интернет, литература, жизненные наблюдения и т.д.)для создания анимационных фильмов;
Развивающие:
ü сформировать понятийный аппарат обучающегося в сфере анимации (понятия " мультипликат", "компоновка", промежуточная фаза", "экспозиционный лист" и пр.);
ü развить художественный вкус;
ü познакомить обучающихся с шедеврами мировой мультипликации;
ü развить основные профессиональные навыки, необходимые для создания мультфильма;
ü создать условия для эмоционального развития фантазии, памяти, внимания, чувства времени и пространства;
ü дать представление о возможностях и месте анимации в сферах современного искусства и медиа-технологий;
Воспитательные.
ü Воспитать у обучающихся способность погружения в атмосферу творчества, активизацию фантазии, свободы выбора;
ü Способность организовать рабочее место, спланировать последовательность работы над созданием мультфильма;
ü Духовно-нравственное становление личности в процессе обучения по данной образовательной программе.
Глоссарий
Аниматик – анимированная раскадровка, включающая основные монтажные приемы будущего фильма: расположение объектов в кадре, движение камеры и т.п., и отснятая в хронометраже будущих сцен, с репликами.
Анимация (от фр. animation) – оживление, одушевление. Слова «Мультипликация» и «Анимация» в современном русском языке нередко используются в качестве синонимов, несмотря на различное происхождение этих слов и их значений (денотатов). При этом в профессиональных кругах второе преобладает, будучи частью международного профессионального жаргона, таких понятий как аниматик и т.п.
Компоновка – ключевая фаза мультипликата, определяющая характер и направление движения.
Лимитированная анимация – анимация, в которой используется как можно больше повторов уже сделанных фаз и в большем объеме используется статика. Как правило, в такого рода фильмах на секунду экранного времени затрачивается не более 6 рисунков. Лимитированная анимация требует такого же мастерства от одушевителя, как и классическая (т.е. максимально детализированная), поскольку здесь приходится создавать иллюзию действия самыми экономными средствами.
Мультипликат – ключевые компановки, которые создает художник-мультипликатор (аниматор).
Мультипликация (от лат. multiplicatio – умножение, увеличение, возрастание, размножение) – технические приёмы получения движущихся изображений, иллюзий движения и/или изменения формы объектов (морфинг) с помощью нескольких или множества неподвижных изображений и сцен.
Мультстанок – специальным образом оборудованная кинокамера и съемочной стол, где последовательно монтируются и снимаются в ярусах и слоях кадры анимации.
Перекладка – технология анимации, в основе которой лежит плоская марионетка. Персонажи вырезаны из плотной бумаги, целлулоида, двигаются (анимируются) непосредственно под камерой.
Пиксилляция – собранное заново по кадрам с новым таймингом и от этого ставшее условным движение живого актера.
Раскадровка – последовательность рисунков, определяющих монтажные планы.
Статика – наиболее устойчивое положение персонажа, которое можно держать в кадре длительное время. Несет функцию точки в предложении. Рисунок, предназначенный для статики, делается обычно с большей тщательностью, чем остальные фазы.
Тайминг – английское слово «timing» не имеет аналога в русском языке. Оно может означать темпоритм, синхронизацию, хронометраж. В анимации его следует понимать как расчет движения во времени и пространстве. Это та часть одушевления, которая придает движению смысл. Основные принципы тайминга в анимации: 1. Точная мизансценировка и композиция кадра. 2. Расчет времени на подготовку зрителя к предстоящему событию, на само действие и затем на реакцию зрителя на это событие.
Тотальная анимация – анимация, в которой в каждом кадре перерисовываются не только персонажи, но и фон. Каждая картинка рисуется полностью.
Фаза – промежуточное положение между компоновками.
Фазовка – создание промежуточных фаз движения.
Черновой мультипликат – мультипликат до прорисовки.
Экспозиционный лист (Exposhure List) – табличная форма, передающая последовательность фазованных рисунков, слоистое построение сцены, синхрон со звуковыми фразами, работу камеры, служебные пометки и т.д. Один из основных подписываемых и утверждаемых документов. Определяет, какие элементы сцены подлежат сканированию и закраске, в каких кадрах они расположены и какие слои собой представляют, как должна вести себя камера и т. д. На многих американских мультстудиях пользуются листами, вмещающими 96 кадров (4 секунды). При работе для ТВ, где скорость проекции 25 кадра в секунду, применяют листы в 100 кадров. В советских и российских студиях экспозиционный лист рассчитан на 52 кадра, что равно 1 метру кинопленки.
Список литературы.
1. Попова К.С. -"Факультет анимации. Основы предметной анимации". Образовательная программа, г. Красноярск, МОУ ДОД ЦДОД «Радиотехник», 2010г.
2. Сазонов А.П.- "Изобразительная композиция и режиссерская раскадровка рисованного фильма", Москва, 1960 г..
3. Смолянов Г.Г - "Кукольный персонаж на съемочной площадке". Учебное пособие.-М., ВГИК. 1984.г
4. Василькова А. - "Душа и тело куклы. Природа условности куклы в искусстве 20 века: театра, кино и телевидения".- Москва.: Аграф, 2003г.
5. Хитрук Ф.С.- Профессия-аниматор. (В 2 тт.)- М.: Гаятри, 2007г.
6. Курдюкова Л.И.- "Анимационная педагогика", ж. "Искусство в школе" №1, -М., Просвещение, 1996 г.
7. Курдюкова Л.И.- "Анимация развивает ребенка", ж. "Искусство в школе" №5, -М.: Просвещение, 2005 г.
8. Анофриков П.И.-" Принципы работы детской студии мультипликации" / П.И. Анофриков. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2008г.
9. Велинский Д.В.-" Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки". Методическое пособие.– Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2004г
10. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 1990г.
11. Норштейн Ю. Б. Снег на траве // Искусство кино. №11. – 2001..
12. Норштейн Ю. Б. Снег на траве // Искусство кино. №9. – 2001. .
13. Норштейн Ю.Б. Снег на траве / в двух книгах. – М.: изд-во «Красная площадь», 2008г.
14. Халатов Н. Мы снимаем мультфильмы / Н. Халатов. – М.: Молодая гвардия, 1989г.
Автор: Зайцев Алексей Яковлевич