Образовательная программа "Инструментальный (шумовой) ансамбль
Учитывая запросы и потребности детей и родителей в последние годы, принимая во внимание важность инклюзивных форм обучения, мною была разработана доступная программа для младшего и среднего школьного возраста под названием «Инструментальный (шумовой) ансамбль».
Она реализуется с 2011 года в рамках комплексной образовательной программы хоровой студии «Камертон»
Шумовой оркестр, как одна из форм элементального музицирования, получает все большее распространение в нашей стране благодаря своей оригинальности и доступности, и является одним из увлекательнейших путей для погружения детей в удивительный мир музыки.
Известно, что игра на музыкальном инструменте е только развивает интеллектуально, но также благотворно свлияет на развитие эмоциональной активности, формирует более яркое эмоциональное восприятие ребенка. Но последние годы стало заметно, что не каждый ребенок способен сразу приступить к обучению игре на классических музыкальных инструментах, таких как фортепиано, гитара, аккордеон, и др. Поэтому и родилась идея создания доступной программы, которая позволила бы вовлечь в музыкальное творчество как можно большее количество воспитанников хоровой студии разного уровня музыкальных способностей и возможностей.
Игра на детских музыкальных инструментах - это вид деятельности, позволяющий каждому из детей проявить себя в музыкальном творчестве, почувствовать свою сопричастность, пробудить желание к самостоятельному исполнительству, а также способствует развитию природной музыкальности, заложенной в каждом ребенке.
Как показывает практический опыт, игра простейших звуковысотных музыкальных инструментах, таких например, как свирель и блокфлейта, опосредованно, но весьма существенно влияет на формирование певческого голоса, становление чистоты певческой интонации, что очень важно для реализации программы хоровой студии.
Благодаря полученному опыту можно смело утверждать, что через обучение игре на простейших звуковысотных инструментах легко происходит изучение основ музыкальной грамоты, при игре шумовых инструментах прекрасно развивается метро - ритмическое чувство, причем незаметно для самих обучающиеся, т.к. они всегда находятся в состоянии игры, развлечения.
В основе программы заложены основные принципы методики обучения немецкого композитора и педагога Карла Орфа: простота, доступность, демократичность и возможность выбора для ребенка.
Главный принцип методики К. Орфа "От простого к сложному"- подходит для привлечения и обучения детей так называемой «особой» категории, которые, несомненно имеются в каждом коллективе.
В этом учебном году таких детей в моем коллективе несколько. Я их отнесла к особой категории по результатам собственных наблюдений и общения с их родителями. Данную группу составляют дети 7-8 лет. По моим наблюдениям воспитанники имеют ряд одинаковых проблем – это проблемы поведения, гиперактивность, расредоточенность внимания, проблемы со здоровьем.
В течение года, мне, как любому педагогу, осваивающему новый путь, интересно и важно наблюдать за процессом реализации программы. С этой целью я в течение всего периода провожу анкетирование и тестирование с моими обучающимися и их родителями, используя материалы, предложенные в рамках ОЭР нашего дворца.
Это были методики изучения коллектива, а также большую помощь в обучении оказывает ведение дневников педагогического наблюдения, разработанными нашим ДДЮТ для отслеживания индивидуального развития ребёнка в трёх направлениях — предметном, саморазвитии и общении, что очень важно в работе с детьми особой категории.
Планируя обучение необходимо помнить важности создания особой «экологии» занятия - я имею в виду, необходимость учитывания не только состояние здоровья детей, но и их настроение на занятии, а также степень нагрузки.
Наш коллектив имеет богатый инструментарий, разнообразный по набору как шумовых, так и звуковысотных инструментов. Нашу коллекцию составляют не только инструменты,приобретенные в музыкальных и детских магазинах, имеются и шумовые инструменты, изготовленные самостоятельно, а также наш музыкальный "арсенал" постоянно пополняется теперь уже увлеченными воспитанниками.
Чтобы больше увлечь заинтересовать, я активно использую большое количество наглядных методических пособий, раздаточный материал в виде карточек с терминами, нотными знаками и т.д.
На первоначальном этапе занятия я стараюсь создавать благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество. Для этого групповое занятие проводится с включением этих детей в основной состав ансамбля, но с посильными для них заданиями.Очень важно на подобных совместных репетициях создание ситуации успеха для раскрепощения, ведь зачастую эти дети неуверенны в своих силах и очень боятся неудачи и критики педагога.
Несмотря на то, что мы еще молодой коллектив, я горжусь нашими достижениями. Мы активно принимаем участие в тематических музыкальных гостиных нашего отдела, в концертных программах хоровой студии «Камертон». В этом учебном году на городском конкурсе «Играем вместе» была представлена совместная творческая программа нашего ансамбля и воспитанницы педагога хоровой студии по классу «Синтезатор». Мы получили диплом 1 степени.
Автор: Шишмарева Екатерина Евгеньевна