Эффективность детского анимационного творчества для художественного воспитания и социализации подрастающего поколения
В данном разделе представлены выдержки из программы по основам анимационног творчества.
Актуальность проблемы.
Актуальность создания инновационного инструмента художественного воспитания подрастающего поколения россиян заключается, на наш взгляд, в том, что за последние 15-20 лет в обществе:
- потеряны старые и пока не сформированы новые культурные и нравственные ориентиры в художественном воспитании детей,
- нет социального запроса на «моду» быть всесторонне образованным, эстетически грамотным, личностно компетентным;
- снижены планки художественного качества детской визуальной продукции;
- нет инновационных методик художественного образования и воспитания, интересных детям и способных вызвать их любопытство к познанию культурных сокровищ мира;
- существующие методики не практичны в формировании социальных компетенций, пригодных для психологически комфортного существования ребенка как «здесь и сейчас», так и в будущем.
Анимационное воспитание сможет решить часть обозначенных проблем.
При работе над анимационным фильмом ребенок знакомится с такими видами искусства, как изобразительное искусство в разных его формах (живопись, графика, скульптура, фотография), декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр, компьютерная живопись и графика. Создание анимационного фильма – это творчество в разных видах искусства. Мультипликационное творчество позволяет развивать креативные способности детей.
- мультфильм надо придумать,
- создать и записать сюжет,
- собрать и организовать команду исполнителей,
- реализовать задуманное,
- и, наконец, получить обратную связь от зрителей.
Длительное целенаправленное движение к решению поставленной задачи позволяет обнаружить личностные смыслы ребенка, взращивать или восстанавливать целостность личности.
Эффективность детского анимационного творчества для художественного воспитания и социализации подрастающего поколения определяется:
- В анимации есть компонент разнообразия: материалов, средств самовыражения, цвета, звука и т.д. Разнообразие вызывает любопытство ребенка к миру.
- В анимационном процессе есть зачатки всех основных художественных профессий, что позволяет ребенку «примерить на себя» разные функциональные роли и выбрать что-то в соответствии с собственными склонностями.
2. Психологически позитивной художественной средой мультфильма.
- В анимации всегда есть компонент игры – наиболее естественного для ребенка состояния в процессе познавательной деятельности.
- В создании мультфильма есть мотивирующий для ребенка фактор преодоления сложностей, адекватных его уровню физической и ментальной подготовки;
- В анимации повышены требования к авторству в разных художественных средах, что имеет колоссальное значение для развития личности ребенка.
Цель программы:
Художественное воспитание и образование детей средствами коллективного анимационного творчества.
Содержание программы:
Создание анимационных фильмов руками детей на базе детских анимационных студий (ДАС), действующих при детских образовательных школьных и внешкольных учреждениях, детских домах и интернатах и других специализированных детских учреждениях, нуждающихся в данной методике.
В студии дети два раза в неделю по 2 часа обучаются основам мультипликации. Они создают мультфильм практически полностью: от написания сценария до рисования, съемки и озвучания.
Уникальная команда детской анимационной студии объединяет сотрудников с психологическим, педагогическим опытом, профессиональных аниматоров.
Задачи программы:
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ АНИМАЦОННОГО ТВОРЧЕСТВА
Говоря об анимационном творчестве как инструменте художественного воспитания и социализации детей, остановимся на развитии с ее помощью компетенций у детей, то есть способности мобилизовать имеющиеся знания и умения в определенной жизненной ситуации.
В целом, мы можем говорить о том, что в процессе работы над анимационным фильмом ребенок развивает следующие компетенции:
Творческие компетенции. Это компетенции, связанные с инновационностью, фантазией, нетривиальным подходом к решению поставленных задач.
Художественное анимационное воспитание, благодаря синтетическому характеру анимации, структуре процесса производства мультфильма постоянно стимулирует ребенка к проявлению креативных способностей.
Ребенок может и должен проявлять фантазию в различных видах искусства на каждом этапе создания анимационного фильма: придумать тему для фильма; создать сценарий, отобрать средства и материалы для производства фильма, написать всевозможные тексты и диалоги; сочинить или подобрать музыку; наделить персонажей тем или иным характером в процессе озвучания или чтении закадрового текста и т.д. Дети оперируют широкой палитрой средств художественной выразительности и имеют право на пробы, различные варианты решения одной и той же художественной задачи, отстаивание собственной авторской позиции.
Таким образом, дети постепенно приучаются творить в разных художественных средах. Это позволит им и в будущем проявлять собственную креативность, находить инновационные решения для любых поставленных перед ними задач.
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ребенка, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
В процессе создания сюжета мультфильма дети обращаются к основополагающим ценностям: вера, надежда, любовь, жизнь и смерть, свобода и обязанности. Все эти темы могут быть разработаны средствами анимации. При непосредственной вовлеченности в процесс создания мультфильма формирование ценностей и смыслов происходит быстрее, а усваиваются они значительно глубже, чем при лекционно-воспитательной работе, поскольку без принятия ценностей невозможно полноценное участие в создании мультфильма.
Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ребенка в ситуациях учебной, творческой и иной деятельности. От них зависит индивидуальная программа его жизнедеятельности в целом.
Основы разных конкретно-профессиональных компетенций
Художественное анимационное воспитание позволяет сформировать в ребенке основы конкретно-профессиональных компетенций для разных сфер художественной (и не художественной) деятельности. Дальнейшее использование этих компетенций в профессионализации детей как художников-аниматоров вовсе не является основной целью. Эти компетенции применимы в различных областях человеческой деятельности.
Приведем лишь несколько примеров.
Как автор сценария и режиссер, ребенок учится анализировать причинно-следственные связи, действуя в логике сюжета. Он овладевает навыком связно выражать мысли, грамотно писать и говорить по-русски, используя все лексическое богатство родного языка.
Как художник, он осваивает основы композиции, перспективы, работы с цветом. Как скульптор – получает представление о размещении тела в пространстве, различных пластичных материалах, размере, форме.
Как музыкант – формирует компетенции в области гармонии, музыкальной композиции, овладевает различными музыкальными инструментами, как звукорежиссер - узнает о природе звука и работе со звуком,.
Как актер – приобретает навыки актерской речи, передачи голосом характера и психологического состояния персонажа.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации времени. Сюда же относится опыт освоения ребенком картины мира, расширяющейся до всечеловеческого понимания мира.
В этом смысле анимационное образование позволяет реализовывать в рамках создания мультфильма собственные представления о фактах человеческой культуры во всех ее аспектах, создавая при этом равноценный культурный продукт.
Анимационное детское творчество помогает, в частности, в постижении роли науки и религии в жизни человека не только в качестве сюжетной линии мультфильма, но и самим процессом. Ребенок, анимируя (то есть оживляя, одушевляя) персонажа при помощи достижений науки и техники (компьютера, кинокамеры и другого анимационного оборудования) чувствует себя Творцом, поскольку придумывает, создает персонаж, наделяет его характером, присваивает ему собственные ценности, может создать Антагониста и т.д. Активность ребенка претворяется в создании собственных миров, и, в конечном счете, вписывает мир ребенка в контекст современного социума.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ребенок овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ребенка в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности в процессе создания мультфильма. К такого рода компетенциям относят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Снимая мультфильм, ребенок овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования «художественной грамотности»: умение видеть художественную форму, владение самыми разными художественно-профессиональными навыками, использование различного художественного инструментария.
Для создания сюжетов ребенку необходимо добывать знания о всех предметах и явлениях, которые входят в сюжет. Он получает знания и осваивает навыки работы с пространством, композицией.
Он добывает знания об анимационных технологиях и процессах производства мультфильма. и т.д.
Находясь в коллективе, под руководством взрослых профессионалов и специалистов в области детской возрастной и коррекционной психологии, они формируют собственную культуру мышления и поведения.
Организационно-трудовые компетенции
С точки зрения эффективной организации времени, ребенок получает полное представление о том, что любой производительный процесс является временеемким, и чем качественнее мы хотим получить результат, тем больше усилий, физических и духовных, а также временных затрат, требует процесс.
Он получает представление о грамотной организации рабочего места, технике безопасности, формирует правильные привычки в области гигиены труда.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
Создание мультфильма – это процесс, в котором формируется большая группа единомышленников с различными ролями. Они могут быть дифференцированы профессионально: художники, авторы сценария, композиторы, технические специалисты, актеры озвучания и т.д. Роли в группе могут также разниться по степени и активности участия в процессе: в группе выделяются лидеры и со-трудники, со-участники. Ребенок, выступая в процессе создания фильма в разных ипостасях, учится понимать значимость и созависимость каждой роли в едином созидательном процессе, налаживать коммуникации друг с другом, быть толерантным и понимать свою ответственность за свой участок работы.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Создание анимационного фильма – высокотехнологичный информационный процесс, производимый при помощи современной компьютеризированной техники. Ребенок в процессе мультипликационного творчества осваивает компьютерную грамотность на уровне продвинутого пользователя.
Он учится получать, преобразовывать и сохранять разные виды информации на современных носителях.
Таким образом, рассматривая студию детских анимационных фильмов под углом художественного воспитания, социализации и профессиональной ориентации ребенка, мы можем достичь в будущем появления когорты широко образованных, восприимчивых к художественным и культурным ценностям, социализованных молодых людей, обладающих востребованными профессиональными навыками и развитыми компетенциями, позволяющими им стать творчески мыслящими, успешными членами общества.
Автор: Кузнецова Мария Викторовна