ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ
В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью обучения не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у детей творческого мышления, сообразительности, наблюдательности. Без мышления нет не только открытия, но и широкого взгляда на вещи, нет активного восприятия действительности, нет гармонически развитой личности.
Всякая деятельность человека, которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий: будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособиться к будущему только поскольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением.
Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. Без воображения не возможно осуществляется художественно-творческой деятельности. Однако воображение – не простая сумма представлений. Они изменяются представлениями, комбинируются в голове ребенка, складываются в новые образы.
Б.М.Теплов писал: «Воображение – это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли. Оно необходимо не только в деятельности изобретателя, но и в наиболее абстрактных областях науки. Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества»
В психологии под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления полученных в прошлом опыте (Столяренко Л.Д., Ковалев А..Г., Богословский В.В., Степанов А.А.). Воображение как своеобразная форма отражения действительности осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, "оживляет" то, что было ранее. В воображении отражается то, что есть, но не доступно по каким либо причинам и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то чего нет, но что может быть.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвёртая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятая функция воображения — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Еще можно сказать, воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающейся в построении образов продуктов труда, а так же обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется необходимостью. Воображение, фантазия – это отражение действительности в новых неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.
Однако, воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатление и удержать их в памяти. Чем больше знаний, тем богаче опыт человека, тем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), то есть носят аналитико-синтетический характер.
В теории и практике художественного образования существуют разные способы развития творческого воображения, построенные на выделенных в психологии приемах. Их пять: агглютинация, аналогия, преувеличение (преуменьшение), акцентирование, типизация.
Агглютинация (от греческого) - «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей ( Русалка, избушка на курьих ножках, человек - зверь, человек - птица).
Схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко. Это любой схематический рисунок.
Геперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а так же изменение отдельных частей (увеличенный нос Бабы Яги, Мальчик с пальчик, Гулливер).
Акцентирование - умение подметить и выделить, подчеркнуть главное (шаржи, карикатуры).
Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах (профессиональные образы врача, рабочего, инженера и т.д.).
Именно этим приемам творческого воображения нам следует научить дошкольников. Но возникает вопрос: с помощью каких средств обучения это можно сделать эффективнее?
Наш методический проект посвящен ответу на этот вопрос.
Тема проекта: Использование ТРИЗа в развитии творческого воображения детей 6-го года жизни в процессе занятий по рисованию
Дисциплина: Методика развития детского изобразительного творчества.
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения на занятиях по рисованию.
Задачи
1. Изучить теоретические подходы к проблеме развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
2. Составить цикл занятий с элементами ТРИЗ, направленную на развитие детей старшей группы отдельных компонентов творческого воображения.
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольника знаний и представлений ещё недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте». «Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте».
Воображение детей дошкольного возраста по большей части непроизвольное. Предметом воображения становится то, что сильно взволновало ребенка. Под влиянием чувств дети рисуют картинки. Очень часто ребенок заранее не знает, что будет нарисовано: «Вот нарисую, тогда увидишь, а пока не знаю».
Преднамеренное воображение, направляемое заранее поставленной целью у дошкольников среднего возраста, ещё отсутствует. Оно формируется к старшему дошкольному возрасту в процессе развития продуктивных видов деятельности, когда дети обладают умением строить, рисовать, воплощать в работе определенный замысел.
Дети много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время начинает работать воображение.
Было бы ошибочно думать, что воображение развивается само собой и для этого достаточно включить детей в художественную деятельность. Воображение необходимо развивать, и делать это можно разными средствами.
Большой потенциал для развития детского творческого воображения заключен в изобразительной деятельности. Ребенок не просто переносит на бумагу предметы и явления окружающего, а живет в изображаемом мире.
Обратившись к последним исследованиям педагогов Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Ц.П. Короленко, Л.Ю. Субботиной, А.М. Страунинг, Т.В. Фроловой, мы определили, что среди методов обучения дошкольников изобразительному творчеству приоритетными в формировании творческого воображения следует приемы, разработанные на основе теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Именно ТРИЗ в сочетании с игрой и другими средствами эмоционального воздействия на ребенка (музыка, художественное слово, пантомимика, живопись и др.) оказывают благотворное влияние на развитие процессов воображения дошкольников, что, в свою очередь, ведет к возникновению необычных, оригинальных образов и композиций.
ТРИЗ позволяет придать занятиям по изобразительной деятельности новыми красками: это и театрализованное представление, это и возможность удивляться, радоваться, петь и общаться, думать и делать открытия, это и путь к творчеству, к полету фантазии. Занятия по рисованию, направленные на развитие творческого воображения, по мнению А. М. Страунинг, – это импровизация, игра, настроение. Все занятия проводятся в комплексе с музыкальным воспитанием, развитием речи, ознакомлением с окружающим.
В целом тризовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих событий. Она идет от ребенка. Ее девиз – пусть гением будет ребенок, лишенный стереотипов в своем понимании мира.
Направлять воображение – это одновременно и воспитывать отношение к миру, активное, оптимистическое, доброжелательное, воспитывать наиболее полное мироощущение. Однако в практике дошкольных учреждений проблеме развития творческого воображения не отводится должного внимания, а в методических пособиях для воспитателей вопросы, связанные с ее решением раскрыты недостаточно полно.
Исходя из практической потребности, мы решили составить методические рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию методики ТРИЗ на занятиях по рисованию с детьми 6 г. ж.. Это даст им возможность более продуктивно организовать работу с детьми по развитию творческого воображения.
В методические рекомендации включены советы по использованию ТРИЗа, перспективный план занятий по рисованию с использованием ТРИЗа для детей старшей группы (представленный в виде таблицы), конспекты отдельных занятий и иллюстративный материал.В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью обу-чения не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у детей творческого мышления, со-образительности, наблюдательности. Без мышления нет не только открытия, но и широкого взгляда на вещи, нет активного восприятия действительности, нет гармонически развитой личности.
Всякая деятельность человека, которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий: будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособиться к будущему только поскольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его сущест-вом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое на-стоящее.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей спо-собности нашего мозга, психология называет воображением.
Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. Без воображения не возможно осуществляется ху-дожественно-творческой деятельности. Однако воображение – не простая сумма представлений. Они изменяются представлениями, комбинируются в голове ребенка, складываются в новые образы.
Б.М.Теплов писал: «Воображение – это создание новых образов на ма-териале прошлых восприятий. Нет такой области творчества, где воображе-ние не играло бы значительной роли. Оно необходимо не только в деятельно-сти изобретателя, но и в наиболее абстрактных областях науки. Нигде, одна-ко, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества»
В психологии под воображением понимают психический познаватель-ный процесс создания новых образов путем переработки материалов воспри-ятия и представления полученных в прошлом опыте (Столяренко Л.Д., Кова-лев А..Г., Богословский В.В., Степанов А.А.). Воображение как своеобразная форма отражения действительности осуществляет мысленный отход за пре-делы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению бу-дущего, "оживляет" то, что было ранее. В воображении отражается то, что есть, но не доступно по каким либо причинам и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то чего нет, но что может быть.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функ-ций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы от-части удовлетворять многие потребности. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности вос-приятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвёртая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятая функция воображения — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процес-са реализации.
Еще можно сказать, воображение – это необходимый элемент творче-ской деятельности человека, выражающейся в построении образов продуктов труда, а так же обеспечивающий создание программы поведения в тех случа-ях, когда проблемная ситуация характеризуется необходимостью. Воображе-ние, фантазия – это отражение действительности в новых неожиданных, не-привычных сочетаниях и связях.
Однако, воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатление и удержать их в памяти. Чем больше знаний, тем богаче опыт человека, тем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), то есть носят аналитико-синтетический характер.
Автор: Котовщикова Елена Александровна