Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста
Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка. Мир сказки чудесен, он уникален и не повторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.
В настоящее время театр сказок прочно вошёл в жизнь наших детей младшего дошкольного возраста. Театрализованные игры пользуются у них неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают ответы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти ему на помощь.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш чувствует себя во время игры раскованно, свободно.
Смех и радость присущи детству, неотделимы от него. Ребёнку нравится играть, особенно со сверстниками. Но, присмотревшись к малышам, играющим самостоятельно, не увидим улыбок, не видим смеха. Их лица напряжены, серьёзны. Да и не удивительно. Ведь в игре дети подражают взрослым. А какими они нас видят? Всегда озабоченными, спешащими, занятыми делом.
Известно, что игра – дело серьёзное, но и весёлое в то же время. В игре воплощают дети своё воображение. Игра, театрализованная по сказке, развивает воображение детей, создаёт радостную, непринужденную обстановку.
Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о том, что театрализованные постановки для детей с их участием играют важную роль в развитии. Исследования ученых, проведенные в данном направлении, говорят о больших потенциальных возможностях детей дошкольного возраста, что дало нам основание выбрать тему «Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи детей». Работая по данной теме, мы отметили, что театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: развитие речи, памяти и воображения детей.
Разнообразие тематики сказок, средств изображения, видов театров дают нам возможность использовать их в целях всестороннего развития детей.
С помощью сказки мы знакомим малышей с явлениями природы, окружающим миром во всём его многообразии. А умело поставленные вопросы, побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе пересказывания, обыгрывания сказки активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, выразительность.
В своей группе мы пытаемся создать условия для самостоятельных игр в сказку, самостоятельной театрализации, чтобы дети могли подражать игровым образам, общаться друг с другом через сказку, изображая персонажей данной сказки.
Рядом с книжным уголком мы поместили уголок театрализации, который плавно переходит в уголок ряженья, где дети могут использовать костюмы в создании персонажей для нужной сказки, рядом фланелеграф. На нём дети могут смоделировать сказку, сюжет из сказки.
В свободное время дети рассматривают знакомые книжки, вспоминают их содержание и у них возникает желание поиграть в сказку. Для этого в уголок театрализации мы помещаем несколько видов театра: пальчиковый, фланелеграф, театр игрушек, картинки на картоне, театр из конусов. Выполняя персонажей для этих театров, мы делаем их яркими, красивыми, чтобы они оказывали на детей эстетическое влияние, развивали их вкус, воспитывали их чувство прекрасного.
Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетическое переживание, которое, в свою очередь, создаёт соответствующее настроение, эмоциональный подъём, повышает жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не только зрители, но и активные участники.
Театрализованные игры всегда радуют. Часто смешат детей. Пользуются у них неизменной любовью.
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении, и должна найти место в импровизированных постановках.
Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы героев в театрализованных играх оказывать влияние на детей.
С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребёнок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. У него формируется опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам.
А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Но многие сказки, сюжеты сказок предполагают борьбу, противостояние добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и отрицательных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. В театрализованных играх проблема влияния отрицательного персонажа сложнее, чем положительного.
Поэтому в театрализованной игре отрицательную роль мы исполняем при помощи куклы, придав ей отталкивающую внешность, и дополняем интонацией её негативную характеристику.
Еще одна проблема отрицательного персонажа – последствие его поступков: колобок пострадал от своей беспечности и неосторожности. Поэтому мы иногда прибегаем к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична, тем самым развивая у детей воображение. Например, лиса не съела колобка, а пригласила его в гости.
Большое разнообразное влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет нам использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Так как сами малыши используют при этом удовольствие, радость.
Приобщать детей к театрализованной игре мы начинаем с первых дней посещения дошкольного учреждения. В период адаптации мы используем различные виды театра для того, чтобы отвлечь ребёнка от тяжкого расставания с родителями, успокоить его.
Малыш с удовольствием следит за движением фигурки - сказочного персонажа. У него возникает желание рассмотреть её ближе, потрогать, поиграть с ней.
Также различные виды театра мы используем в непосредственно образовательной деятельности, для диагностики знаний детей по разделам программы детского сада.
Наблюдение за детьми и анализ работы по данной теме помогли нам создать программу по использованию театрализованных игр, состоящую из нескольких этапов.
Первый этап - подбор произведения-сказки, чтение, знакомство с персонажами, проговаривание, подговаривание.
Второй этап – подготовка различных видов театров, изготовление персонажей, фланелеграф, изготовление игры-сказки.
Третий этап – включение сказки в непосредственно образовательную деятельность, использование персонажей в повседневной жизни, во время игры в различных условиях: строительном уголке, кукольном уголке, уголке театрализации.
Четвёртый этап – умение детей поддержать игру в сказку со взрослыми и друг с другом.
Таким образом, во время столь углублённого знакомства со сказкой у детей развивается память, мышление, воображение, речь, активизируется словарь; воспитывается умение подражать, согласовывать свои действия с другими действиями своих сверстников, сопереживать героям.
Автор: Завгородняя Ирина Владимировна