Методическая разработка "Телесно-ориентировочные и танцевально-двигательные упражнения" для детей с ОНР в разновозрастной группе
Утверждаю
Заведующая МДОАУ д/с № 19
Булах Е.А. __________________
«____» _____________2014 г.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 19
городского округа г. Райчихинска Амурской области
Методическая разработка:
«Телесно-ориентировочные и танцевально-двигательные упражнения» в разновозрастной группе для детей с ОНР на 2014-15 уч. год.
Разработала:
Учитель-логопед 1 кв. категории
Рожкова О.В.
Пояснительная записка:
Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они всё своё поведение проявляют через движение. Чем младше ребенок, тем болше степеней свободы и лёгкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела – самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов. Имеются ввиду не только физические наказания, раны и травмы, но и психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний и эмоциональных проблем.
Тревожный, робкий, скрытый ребенок к 5-6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным. У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, проявляются травмы и переломы. Нарушение в общении, конфликтность и обособленность - признаки слабой адаптации ребёнка к окружающему миру, причины серьёзных эмоционально-личностных проблем в будущем. Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле маленького человека, тем здоровее, свободнее и благопалучнее он себя ощущает.
Именно поэтому я рекомендую как педагогам, так и родителям использовать для всестороннего развития ребенка не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и ряд упражнений, отвлекающих контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевальные методы.
Цель – телесно-ориентировочные и танцевально-двигательные упражнения при систематическом и регулярном проведении будут способствовать развитию пластики, гибкости, лёгкости тела, снимут мышечные зажимы, дадут детям ощущение совбоды и радости, будут способствовать игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение. Кроме этого, эти упражнения направлены на развитие общительности, сплочения, выхода агрессии и страхов, на снятие психо-эмоционального напряжения. Для того чтобы предложенные упражнения выполнялись легко и непринужденно желательно использовать музыку разных темпов и жанров.
В методической разработке представлены следующие педагогические технологии:
1. Игровые технологии, направленные на развитие умения общаться в коллективе, развитие быстроты реакции, смекалки и т.д. Эти технологии решают следующие задачи:
2. Здоровьесберегающие технологии, к которым относятся:
- физкультурно-оздоровительные, направленные на физиче¬ское развитие и укрепление здоровья ребенка — техноло¬гии развития физических качеств, массаж, дыхатель¬ной гимнастики;
- социально-психологические, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ре¬бенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочув¬ствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;
- образовательные (воспитания культуры здоровья дошколь¬ников, личностно-ориентированного воспитания и обуче¬ния):
- Чистякова М.И. Психогимнастика;
- Касаткина Ю.В. Клюева Н.В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.
3. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения:
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.
4. Информационно-коммуникативные технологии (музыкальное сопровождение). ИКТ позволяют развивать творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, дают возможность педагогу заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка, тем самым повышая самоконтроль, повышают креативность ребенка.
Телесно-ориентировочные и танцевально-двигательные упражнения я планирую использовать в соответствии с тематикой недели в начале занятий как организационный момент, вместо физ минуток или в качестве заключения занятия. Эти упражнения я планирую проводить на занятиях по ознакомлению с укружающим миром и на занятиях по развитию лексико-грамматической речи. Предлагаемая серия включает в себя 26 упражнений.
Таким образом, к концу учебного года дети добьются следующих результатов. Они станут более пластичными, гибкими, научатся снимать мышечные зажимы, обретут ощущение свободы и радости, научатся эмоционально самовыражаться, станут более общительными и доброжелательными по отношению к окружающим.
1. Этюд «Подари движение». Участники встают в круг. Звучит весёлая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-либо однотипные движения в течении 15-20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем прикосновением руки ведущий даёт знак следующему ребенку начинать свои движения в такт музыке, и так далее продолжается по кругу.
2. Этюд «Сочини свой танец». Детям предлагают под веселую музыку с закрытыми глазами танцевать, выполнять любые движения, какие им захочется, не мешая друг другу. ПРИМЕЧАНИЕ: Ритм, громкость музыки следует периодически менять.
3. Этюд «Зеркало». Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Группа детей делится поровну: одни – зеркала, другие – разные звери. Звери ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверей.
4. Этюд «Джаз тела». Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны. Вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вперед, то назад, то вверз, то вниз. Дальше выполняются движения в локтях, потом – в кистях. Следующие движения – бедрами, затем коленями, далее – ступнями. После этого следует прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова +плечи + локти + кисти + бедра +колени + ступни. В конце этюда надо постараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
5. Этюд «Веселая зарядка». Ведущий рассказывает, а все остальные показывают движения. «Чтобы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину (дети «спят»). Каждый из детей – хозяин своего тела. Вы можете его «завести» или «выключить». Давайте все вместе попробуем. Вы – проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки. А сейчас вы – упавшие на спину божьи коровки. Лапки кверху, старайтесь перекатиться со спины на оапки. А вот вы – крадущиеся в джунгляхттигры. Сейчас мы превражаемся в осенние листочки, которые качаются на всетру. Вздохнем опглубже и станем воздушными шариками, попробуйте подпрыгнуть и взлететь мягко и плавно. А сейчас мы пилоты, заведём моторы самолётов, расправим крылья и отправимся в полет…»
6. Этюд «Сиамские близнецы». Дети разбиваются на пары встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Ведущий предлагает им при сесть, походить по помещению, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. ПРИМЕЧАНИЕ: Чтобы третья нога была «дружной», её можно скрепить лентой.
7. Этюд «Водный карновал». Ведущий предлагает отправиться на праздник к морскому царю. Все дети по команде превращаются в рыбок, морских звёзд, русалочек, крабов, морских коней и т.д. звучит спокойная музыка – морские обитатели лежат на полу или стоят, с началом весёлой музыки начинается и карнавал. Морской царь (ведущий) хвалит особо понравившихся участников карнавала.
8. Этюд «Танец огня». Танцующие тесно сжимаются вкруг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыккие опускают и поднимают руки, изображая языки пламени. Костёр ритмично качается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (дети приподнимаются на ципочки), то ниже (дети приседают и покачиваются). Подул сильный ветер и костёр распался на мелкие искорки, которые свободно разлетелись, они кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.
9. Этюд «Танец морских волн». Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий – «ветер» - включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При каждом поднятии руки ведущего приседают дети с первым номером, при опускании руки – вторые номера. Волны могут быть мелкими, могут быть большими – тогда ведущий показывает плавно рукой вверх, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
10. Этюд «Походка и настроение». Ведущий показывает движение и просит изобразить настроение: «Покапает, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжёлые и большие капельки. Мы летаем с вами как воробьи, а теперь – как чайки, или как орлы. Походим, как старенькая бабушка; попрыгаем, как весёлые и озорные клоуны. Пройдёмся, как маленький ребёнок, который только-только учится ходить. Осторожно подкрадёмся, как кошка к птичке. Попрыгаем по кочкам на болоте. Задумчиво пройдёмся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем в её объятия и крепко обнимемся».
11. Этюд «Найди друга». Группа детей делится на две части. Одной половине завязывают глаза и дают возможность походить по помещению и найти (или узнать) своего друга. Узнать друга можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются местами.
12. Этюд «Из семени в дерево». Ведущий «садовник» предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сидя на корточках и обняв колени, голову опустить). Садовник бережно относится к семенам, поливает их (слегка поглаживает по телу). С приходом теплого весеннего солнышка семечки начинают медленно прорастать (дети приподнимаются). У семечки появляется стебель и листочки (руки вместе тянут за собой ребенка вверх, потом расправляя их в стороны). Растет стебель крепким и большим (тело детей выпрямляется). Появляется у цветка бутон (руки над головой). Наступает радостный момент, и бутон распускается (с силой раскрывая руки, но сжимая вместе запястья) и росток превращается в прекрасный и красивый цветок. Наступает лето, цветок радуется (легкие покачивания из стороны в сторону), улыбается своим соседям на поляне. Но вот подул ветерок, наступает осень. Цветок качается в разные стороны – раскачивая руками, голоовой и телом. Он борется с непогодой, сгибается, клонится к земле и ложится на неё. Ему грустно. Вот пошёл беленький снежок и цветок опять превращается в маленькое сморщенное семечко (дети садятся на корточки в Ис. п.). Ему спокойно и уютно. Скоро опять наступит весна и оно оживёт!
13. Этюд «Надувная кукла». Дети разбиваются на пары. Одни – надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущены). Другой – «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняется вперед, на выдох произнося: «ш-ш-ш». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, становится более твёрдой – она надута. Затем кукол сдувают, пальцами рук покалывают им щёки, воздух постепенно из них выходит со звуком: «с-с-с», она опять сдута.
14. Этюд «Запрещенное движение». Ведущий показывает какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, строя гримасы, неожиданно для участников ведущий показывает запрещенное движение. Кто повторил, присаживается на корточки и пропускает следующие упражнения. ПРИМЕЧАНИЕ: Запрещенных движений должно быть не больше 5.
15. Этюд «Живая скульптура». Участники упражнения делятся на пары: «скульпторы - глина». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверька, цветок, рыбку, птичку и т.д. Скульптура замирает и скульптор даёт ей нвзвание. После этого участники меняются местами. ПРИМЕЧАНИЕ: Скульптуры не меняют свои позы не умеют разговаривать. Взрослый – главный эксперт, ему нравятся все скульптуры и он их сильно нахваливает.
16. Этюд «Потянулись и сломались». Исходное положение стоя, руки и всё тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, еще выше… А теперь наши ладони как бы сломались, повисли. Теперь наши руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол… лежим, отдыхаем, нам хорошо».
17. Этюд «Огонь – лёд!». По команде ведущего: «Огонь!» - стоящие в кругу дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде «Лёд» - дети застывают в позе, в которой их застала команда, ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой позы.
18. Этюд «Лес». Ведущий: в нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, разные цветы, грибы, ягоды и кустарники. Выберете сами себе растение, которое вам очень нравится. По моей команде мы с вами превращаемся в лес. Как ваше растение будет реагировать на: - тихий, нежный ветерок, - ураган, - сильный, холодный ветер, - мелкий грибной дождик, - проливной дождик, - сильную жару или ласковое солнышко, - ночь и т.д.
19. Этюд «Дракон». Играющие становятся в одну линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться ло него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
20. Этюд «Пробуждение на деревенском дворе». Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве обитателей. «Раннее утро. Все дети превращаются в домашних животных и изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо, подняв голову, прохаживается по двору, заложив руки за спину, петух и кричит: «Ку-ка-ре-ку!» А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу!» Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои пёрышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря!» Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны, приветствуя всех: «Га-га!» Хрюшка, увалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, прищуривает удивлённо глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?» Стоя спит, опустив голову лошадь. Вот она открывает глаза, трясёт своей гривой и радостно ржёт: «И-го-го!» Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко!» Все проснулись! С добрым утром! ПРИМЕЧАНИЕ: Дети многие движения могут придумывать сами. Сначала этюд отрабатывается по отдельным животным. Со временем, когда участники отрепетируют разные роли, пробуждение лучше делать одновременно, распределив заранее роли.
21. Этюд «Тень». Один из играющих ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т.д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они – его тень и должны быстро и чётко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
22. Этюд «Передай мячик». Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив его. Скорость передачи мячика зависит от темпа музыки. ПРМЕЧАНИЕ: Кто уронит мяч – выбывает. Усложнить игру можно, попросив детей закрыть глаза.
23. Этюд «Воздушный бал». Ведущий предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем очень легко, весело и радостно.
24. Этюд «Поварята». Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывае, чем он будет (мясо, картошка, морковь, лук, салат и т.д.). ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Услышавший себя выпрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.
25. Этюд «Таней пяти движений». Для выполнения этого этюда необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительностью по 30 секунд. А, «Тесение воды» - плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие в другое движение. Б. «Переход через чащу» - импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабана. В. «Сломанная кукла» - неструктурированная музыка, импульсивная, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»). Г. «Полёт бабочек» - лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения. Д. «Спокойствие» - спокойная, тихая, мелодичная музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса – дети стоят без движения, «прислушиваются» к своему телу.
26. Этюд «Поводырь». Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди, другой на расстоянии вятянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встаёт с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движения увеличивается. ПРИМЕЧАНИЕ: Упражнение выполняется не более 30 секунд, затем играющие меняются ролями.
Автор: Рожкова Ольга Викторвна