Игровая теория музыки «Весёлые ритмы»
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач,
стоящих перед педагогами , потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания у дошкольников.
В книге Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей», посвященной музыкальным способностям, предложена оригинальная концепция музыкальности. И к основным способностям Б. М. Теплов отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма.
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Здесь ритм отражает эмоциональное содержание музыки, являясь первоэлементом и выразительным средством, помогая тонко чувствовать характер музыки.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма
несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения, безусловно, положительную роль играют педагогические материалы, одним из которых являются информационно – коммуникационные технологии.
Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет поднять на новый уровень качество демонстрационного материала, наглядных пособий, дидактических игр и упражнений.
Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.
Применение ИКТ помогает:
- сделать НОД эмоционально насыщенной, наиболее наглядной;
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка,
- стимулирует непроизвольное внимание детей.
Упражнения по игровой теории музыки должны обязательно включаться в НОД как неотъемленная часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. По желанию педагога занятие может быть полностью посвящено игровой теории музыки.
1.«Цветочные феи» для детей 6-7 лет.
Ритмическая игра-импровизация.
«Каждый день на цветочную полянку прилетали феи. Они очень любили петь и сочинять разные ритмы. Их песенки-ритмы разносились по всей полянке. У фей были красивые, нежные голоса и поэтому песенки звучали звонко, хрустально».
2.«Ребятам о зверятах» для детей 5-6 лет.
Стихи Д. Галимовой, муз. И. Конвенан
1.Ёжик песенку поёт,
Яблочки домой несёт:
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» 2 раза
2. Скачет белка целый день,
Ей грибы срывать не лень.
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота»2 раза
ПРОИГРЫШ.
3. Зайка в огород пошёл
И морковку там нашёл.
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота»2 раза
4. Мишка по лесу идёт,
Земляничку там нарвёт.
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота»2 раза
3.«Весёлые капельки и грозные тучки» для детей 6-7 лет
Ритмическая игра на различие тембра музыки.
4.«Весёлые матрёшки» для детей 5-7 лет.
Ритмическая игра для оркестра детских музыкальных инструментах.
5. «Петушок и курочка» для детей 3-4 лет.
Для овладения игрой на палочках и ложках.
Автор: Сапрыкина Людмила Николаевна