Именная страница
Главная / Старшие классы / Разное

Научная статья "Теория гендера в современной немецкой литературе"   Теория гендера в современной немецкой литературе (на примере концептов «сердце» и «разум») Теория гендера в современной немецкой литературе (на при

Скачать
57.43 КБ, 296993.doc Автор: Тишкова Елена Викторовна, 20 Мар 2015

Тишкова Е.В., БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск

Теория гендера в современной немецкой литературе (на примере концептов «сердце» и «разум»)

Современное общество в период интенсивного роста научно - технического прогресса, а точнее в последние несколько лет, обратило свой взор к ещё одной не менее важной проблеме – проблеме взаимоотношений мужчин и женщин, их социального статуса.

В современной научной литературе под гендером понимается социокультурная категория, которая создаётся в отношении социокультурной ситуации в обществе, определяющей одни черты как женственные, а другие как маскулинные.

Поскольку речевое поведение гендеров строится на базе исторически сложившихся стереотипов, зафиксированных в языке, то можно сказать, что гендерные стереотипы – это система представлений о том, как должны вести себя мужчины и женщины. Было установлено, что у мужчин и женщин различны и стратегии поведения, и стратегии речевой коммуникации. Поэтому возникла необходимость рассмотрения гендерных особенностей употребления концептов «сердце» и «разум» в произведениях современной немецкой литературы.

В немецкой литературе конца XX – начала XXI вв. наблюдается всплеск в развитии женской литературы. Увеличилось количество женщин – авторов. В процентном отношении (было обработано 2000 примеров, что составило ок. 100 произведений) количество мужчин – авторов составило ок. 60 %, женщин - авторов ок. 40 %. Произведения немецких писателей – мужчин более философичны, категоричны. Женские произведения большей частью отражают события обыденности, быта. В них часто прослеживаются романтические настроения. Большой популярностью среди поклонниц «женского письма» пользуются так называемые «любовные» романы, что составляет ок. 85% от всех исследованных произведений женшин – авторов.

Проанализировав произведения немецкой литературы с точки зрения употребления концептов «сердце» и «разум», можно сделать вывод, что концепт «сердце» употребляется намного чаще (93 %), чем концепт «разум» (17%).

Женщины - авторы употребляют концепт «сердце» немного чаще, чем мужчины – авторы (в процентном соотношении примерно 55% к 45%), особенно в репликах женщин, т.к. женщины считают себя более эмоциональными, чем мужчины.

«Wie hatte sie es nur geschafft, das Herz des Walisers zu gewinnen, der noch beugsammer wirkte als Ross» - данную реплику приписывает женщина – автор S. Barclay в произведении «Das Herz des Löwen» своей героине.

«Hand aufs Herz, Junge, war es wirklich nicht möglich, noch etwas zu warten?» - данную реплику приписывает M. Bauer (женщина – автор) своему главному герою в произведении «Der Ring».

Хотя мужчины нередко употребляют в своих произведениях концепт «сердце», они приписывают эти реплики мужчинам – героям, т.к. например, по их мнению, только мужчины могут по настоящему любить всем сердцем, женщины с их точки зрения остаются более равнодушными к любви.

«Ich wünsche mir von ganzem Herzen eine gute Zeit». (G. Gromann „Wo war ihr Zuhause?” Bonn, 1989) – данную реплику автор – мужчина приписал своему главному герою произведения.

Концепт «разум» в немецкой литературе встречается гораздо реже, чем концепт «сердце». Это неудивительно, так как в реальной жизни человек больше и чаще испытывает эмоции, чем задумывается над чем – либо. Женщины – авторы в литературе Германии чаще приписывают концепт «ум» мужчинам, так как по сложившемуся в обществе стереотипу мужчина сам обладает высоким разумом, он пытается образумить других людей, например: «Komm zur Vernunft!» - произносит герой в произведении M. Rosenberg «Eine Nacht».

Мужчины в своих произведениях употребляют большей частью концепт «ум» применительно или к ним самим в репликах мужчин – героев, или в своей речи, т.е. речи автора.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что проблема гендерных отношений не обошла стороной и современную немецкую литературу. Очень часто авторы произведений, создавая ту или иную ситуацию речевого поведения героев, руководствуются стереотипами поведения, сложившимися в данном обществе (в частности, Германии). То есть, при написании произведения учитывается социальное положение мужчин и женщин. Но, кроме того, следует учитывать и тот фактор, что при прочтении произведения читатель будет воспринимать предложенную информацию с точки зрения своего пола, возраста и национальной принадлежности.


Автор: Тишкова Елена Викторовна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован