Главная / Дошкольное образование / Разное

Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач). Игры

Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)
ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем.

Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.
В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент - воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом - на формирование культуры мышления.
1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта
2. Игры на определение линии развития объекта
3. Игры на выявление над-системных связей.
4. Игры на определение под-системных связей объекта
5. Игры на объединение над- и под- системы объекта
6. Игры на умение выявлять ресурсы объекта
7. Игры на сравнение систем
8.Игры на классификацию объекта
9. Универсальные системные игры.


1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта
1.1. "Что умеет делать?" (игра для детей с 3-х лет)
Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Примерный ход:
В: Телевизор.
Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

1.2. "Дразнилка" (проводится с 5-лет).
Правила игры:
Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Ход игры:
В: Кошка.
Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…

1.3. "Мои друзья" (проводится с 4-х лет).
Правила игры:
Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют кто они (дерут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.
Примечание: Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами.
В старшем дошкольном возрасте можно брать "сложные" объекты по функции. В 5- 6-и летнем возрасте роль ведущего может выполняться ребенком.
Ход игры:
В: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать.
К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка.
В: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летит? Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь ко всем детям.

2. Игры на определение линии развития объекта
2.1. " Чем был - чем стал" (с 4-х летнего возраста)
Правила игры:
1-ый вариант: Ведущий называет материал(глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…
2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.
Ход игры:
Ознакомление с окружающим миром.
В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.
Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.
В: Что хорошего в стеклянном столе?
Д: Оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка.
В: А что плохого в таком столе?
Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…
В: А что еще может быть из стекла?
Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.
В: А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать?
Д: Так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков.
В: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем!
Воспитатель обобщает ответы детей.
В: Телевизор.
Д: Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей.

2.2. "Раньше-позже" (с 3-х летнего возраста).
Правила игры:
Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.
Ход игры:
В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
Д: Мы одевались на прогулку.
В: А до этого?
Д: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…
В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?
Д: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….
В: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне!
Д: Вы пошли в магазин, купили ткань (ребенок молча показывает действиями), взяли ножницы, раскроили ткань….

2.3. "Паровозик" (с 3-х летнего возраста).
Правила игры:
Ведущий готовит 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды: дерево или птица, или цветок, человек и так далее (объекты живой системы). Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.
Ход игры:
Ведущий - педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети -вагончики. Выстраивается "поезд времени".
В: Давайте отправимся на поезде времени человека. На столе вразнобой изображения младенца, маленькой девочки и мальчика, школьника, подростка, взрослого, пожилого человека.
Каждый ребенок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берет свою, встает, а за ним встает ребенок со следующей по смыслу картинкой и так далее.

3. Игры на выявление над-системных связей.
3.1. "Где живет?" (с 3-х лет).

Правила игры:
Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте - это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.
Ход игры:
В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!
В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя четкая цель: закрепить, например раздел "Живая и неживая система", то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.
Живая и неживая системы.
В: Где живет медведь?
Д: В лесу, в зоопарке.
В: А еще?
Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных.

4. Игры на определение под-системных связей объекта
4.1. "Что можно сказать о предмете, если там есть…" (с 5-летнего возраста).

Правила игры:
Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход игры:
В: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?
Д: Это либо животное, либо птица, которая живет на деревьях или скалах.
В: Что можно сказать о системе, в которой есть много книг?
Д: Это может быть библиотека или книжный шкаф, книжный магазин, а еще портфель ученика.

5. Игры на объединение над- и под- системы объекта
5.1. "Волшебный светофор" (с 4- летнего возраста).

Цель:
Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта.
Правила игры:
У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом рассматривается
любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребеком, а может после показа убираться.
Ход игры:
Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем дошкольном возрасте - схему машины).
В: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: для чего он; нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет (в старшей и подготовительной группе - методом эмпатии).

5.2. "Хорошо-плохо" (игра с младшего дошкольного возраста).
Цель:
Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры:
Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.
1 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.

6. Игры на умение выявлять ресурсы объекта
6.1. "Робинзон Крузо" (старший дошкольный возраст).

Цель:
Учить детей выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.
Правила игры:
Воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение и о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После этого начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации (построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и так далее). Ведущий метод - мозговой штурм. Принимаются все без исключения предложения, но педагог выделяет самые "сильные" детские решения. В конце занятия детям можно предложить реализовать и воплотить свой вариант в рисунке, в лепке, придумать сказку или рассказ и рассказать родителям. Важно, чтобы была какая-то продуктивная деятельность.

6.2."Аукцион" (со старшего дошкольного возраста).
Цель:
Учить детей выделять дополнительные ресурсы предмета.
Правила игры:
На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы ее использования. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение.

7. Игры на сравнение систем
7.1."Раз, два, три… ко мне беги!" (с 3 - летнего возраста).

Правила игры:
Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.
Ход игры:
"Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте.
Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
Примечание: Можно использовать задания на надсистему.

7.2."На что похоже" (с 3-летнего возраста).
Цель:
Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
Правила игры:
Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.


Автор: Курунтяева Алёна Геннадьевна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач). Игры Курунтяева Алёна Геннадьевна 7 Апр 2016
документ Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Климачёва Любовь Николаевна 1 Апр 2015
презентация, документ «Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – одно из средств формирования творческих способностей учащихся» Кузнецова Ирина Анатольевна 31 Мар 2015
документ Обобщение педагогического опыта «Технология ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач): от творчества на уроке к творчеству в жизни». Томилова Светлана Васильевна 23 Ноя 2015
документ Консультация для воспитателей ДОУ: « ТРИЗ – теория решения изобретательских задач» Маринцева Антонина Ивановна 6 Дек 2015
документ Мастер-класс по теме:"Развитие творческих способностей через ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)" Барсукова Анна Ивановна 30 Мар 2015
документ Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ). Ильясова Юнона Алексеевна 31 Мар 2015
документ Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс "Теория и практика решения задач повышенной трудности" Рабочая программа элективного курса «Теория и практика  решения задач повышенной трудности» Азимова Марина Валерьевна 9 Мар 2016
документ Статья: "Теория и Решение Изобретательских Задач (ТРИЗ)" Зенкова Елена Павловна 31 Мар 2015
презентация Презентация к выступлению на ШМО "Технология Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) в развитии творческой личности". Рыжкова Ирина Александровна 20 Мар 2015
документ Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «Технология решения изобретательских задач» в дошкольном образовании Любовь Владимировна Лычангина 30 Мар 2015
презентация Теория решения изобретательских задач. Занятия в детском саду Кошлакова Надежда Константиновна 16 Сен 2015
презентация теория решения изобретательских задач или развитие творческого воображения куркина алла анатольевна 18 Фев 2016
документ ПРОГРАММА элективного курса «Практикум решения текстовых задач» Васенина Вера Константиновна 21 Мар 2015
презентация, документ Теория и практика решения задач высокого уровня сложности в процессе обучения химии (на материале темы «Генетическая связь органических соединений») Видершпан Ирина Петровна 20 Мар 2015
документ Рабочая программа элективного курса "Теория и практика решения текстовых задач" Куликова Татьяна Юрьевна 5 Сен 2015
документ Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс" Азимова Марина Валерьевна 15 Июл 2015
документ Родительское собрание в форме «Что, где, когда?» на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ» Шебанова Елена Викторовна 24 Июн 2015
документ Рабочая программа учебной практики по физике для 9 класса «Методы решения физических задач» фаттахова зулеха хамитовна 20 Мар 2015
разное Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»(10-11 класс) Бегишева Елена Валерьевна 21 Мар 2015
документ Рабочая учебная программа спецкурса по ФИЗИКЕ «Практикум решения физических задач по механике» 10 класс Карпова Наталия Олеговна 21 Мар 2015
документ Программа элективного курса «Методы решения физических задач повышенной сложности» для учащихся 10-х-11-х классов Фирсова Наталья Евгеньевна 21 Мар 2015
документ Рабочая программа элективного курса по теме: «Методы решения физических задач» Пахарькова Лариса Николаевна 21 Мар 2015
разное Программа элективного курса «Методы и приёмы решения задач по физике» Брин Лариса Валерьевна 21 Мар 2015
разное Программа элективного курса «Методы и приёмы решения задач по физике» Брин Лариса Валерьевна 21 Мар 2015
документ Программа элективного курса «Методы решения задач по физике» (10-11 класс) Кондратова Галина Борисовна 21 Мар 2015
разное Программа элективного курса «Некоторые методы решения геометрических задач» для учащихся 9 класса Воробьева Ирина Юрьевна 21 Мар 2015
документ Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах». Каримова Светлана Азгамовна 7 Апр 2015
документ Рабочая программа по элективному предмету «Практикум решения задач по физике». (11класс) Лунина Людмила Алексеевна 20 Ноя 2015
документ Рабочая программа элективного курса «Техника решения задач по планиметрии» Бутузова Галина Викторовна 9 Апр 2015
документ Кружковая работа в ДОУ. Формирование навыков конструирования и решения творческих задач у детей дошкольного возраста с помощью игры В.Воскобовича «Геоконт» Буланова Оксана Пантелеймоновна 31 Мар 2015
документ Программа элективного курса «Методы решения физических задач» 9 класс Механика Общие требования. Задачи на определение суммы и разности векторов. Работа с текстом задач. Уравнение равномерного прямолинейного движения точки. Третьякова Елена Фёдоровна 15 Дек 2015
презентация Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .» Зайкова Елена Алексеевна 30 Мар 2015
разное Конспект игры – занятия по картине «Птичница» (с использованием интерактивной доски Elete Panaboard и элементов ОТСМ-ТРИЗ) для детей 5-6 лет Стороженко Альфия Фатхиевна 30 Мар 2015
разное Конспект игры – занятия по картине «Птичница» (с использованием интерактивной доски Elete Panaboard и элементов ОТСМ-ТРИЗ) для детей 5-6 лет Стороженко Альфия Фатхиевна 30 Мар 2015
документ «Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ» Савельева Елена Константиновна 31 Мар 2015
документ Методическая разработка «ТРИЗ. Занятия и игры с детьми» Автор: педагог Рубцова И.Н. Рубцова Ирина Николаевна 4 Ноя 2015
документ Родительское собрание (в форме «Что, где, когда?») на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ» Халикова Элеонора Наильевна 5 Апр 2015
документ Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Подвижные игры» ПАСПОРТ Программы дополнительного образования «Подвижные игры» Кукушкин Юрий Владимирович 20 Ноя 2015
документ Применение технологии решения изобретательских задач на уроках математики. Куликова Асия Камильевна 13 Ноя 2015