Методическая разработка "Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников " Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНР
Одной из основных задач любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи.
Как показывает практика, само по себе, знание букв не исключает се-рьезных затруднений даже у дошкольников с нормальным речевым развитием при обучении грамоте. Тем более, процесс усложняется у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи. Основные причины подобного явления, у таких детей — нарушение фонематического восприятия, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Именно, на обучении фонематическому анализу и синтезу дошкольников акцентирую внимание в своей работе.
Этап формирования фонематического слуха и восприятия является одним из основных начальных этапов работы при коррекции ФФНР. Т. к. несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полно-ценное чтение и письмо невозможны. Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, формирования умения произносить сло-ва сложной звукослоговой структуры, а также для усвоения письменной речи. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу, как можно раньше, причем на основе одновременного изучения звука и его графического изображения — сначала символа, а позже, буквы.
Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, считаю, что на занятиях по развитию фонематического анализа и синтеза целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений. Это способствует поддержанию устойчивого интереса детей к занятию, гармоничному развитию у них психических процессов, личностных черт, интеллекта. Игровые упражнения делают занятия интересными, эмоциональными. А это значит, что процесс коррекции будет протекать активнее, быстрее, и преодоление трудностей проходить легче.
В своей практике на этапе формирования простых форм фонематического анализа использую следующие упражнения:
1. «Внимательные ушки»
Цель: научить выделять (узнавать) звук на фоне слова.
Даю инструкцию: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [б] хлопните в ладоши (поднимите руку, поднимите флажок) ».
Выделение звука [б]
а) из ряда звуков: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;
б) из прямых слогов: па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;
в) из слов: булка, палка, бант, ток, коробка, мука, рыба, луна, колобок.
2. Игра «Да – Нет»
Цель: развивать слуховое внимание, учить отличать правильное и дефектное произношение.
Демонстрирую картинку и прошу ребенка внимательно слушать, как он будет произносить название предмета. Если картинка названа правильно, ребенок говорит «да», если картинка названа неверно, ребенок говорит «нет». (Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.)
Вариант для фронтальных занятий – «Недовольный гномик»
Предлагаю детям прослушать ряд слов или фразу, если они услышат неправильное произношение – изображают мимикой недовольного гномика, если слово произнесено правильно – дети улыбаются.
3. Игра «Лото»)
Цель: упражнять детей в выделении заданного звука в слове.
А) Раздаю детям цветные кружки и карточки с изображением 6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук, и даю задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
Б) Раздаю детям карточки и спрашиваю, у кого название предмета со звуком а (у, о, п). Тому, кто правильно назовет предмет, даю кружок, который ре-бенок кладет на изображение предмета.
В своей группе я создала настенное пособие «Звукоград».
Где живут гласные и согласные звуки. При изучении каждого нового звука мы определяем домик, в котором он будет жить, даем характеристику звука. Помогает нам в этом инопланетянин Юпик. А Дракошка-Звукоешка “похищает” звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла. а – глаЗа, к. от – кРот, Алёну. ка – АлёнуШка… Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в ро-ли спасателей и справиться со злодеем Звукоешкой. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.
Для выделения первого гласного звука из начала слова детям предлагаются следующие упражнения:
«Отгадай, сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки (по немой артикуляции) »
Упражнение на слияние гласных «Слушай и складывай»
У каждого ребенка на столе лежат символы гласных букв. Я произношу слияние гласных: АУ, УА, АО, ОА, УО, ОУ, а дети выкладывают эти сочетания из символы и читают. Усложненный вариант – «Волшебный коробок» (когда дети выкладывают сочетание букв из палочек)
С целью формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза проводится
Игра «Живое слово»
Детям выдаются карточки с символами букв – в старшей группе (либо «пройденными» буквами – в подготовительной). Произношу слияние гласных или обратные слоги (позднее – слова и даже фразы, дети встают так, чтобы получались соответствующие слияния.
Упражнение с пособием «Подружи звуки»
Цель: учить образовывать прямые и обратные слоги с помощью звуковых символов.
Оборудование: круг из дерева, с расположенными по диаметру символами гласных звуков, в середине – прозрачный кармашек для символов согласных звуков (используются символы Ткаченко Т. А.)
Вначале указкой провожу дорожки от гласных к согласному, составляя обратные слоги. Затем это делают дети. По такому же принципу происходит обучение слиянию согласного с гласными звуками.
Игра «Чудесный мешочек».
Ребенок берет из мешочка предметную картинку или игрушку, называет ее и определяет первый или последний звук в слове.
Игра «Цепочка».
Ведущий называет слово (например, лес). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.
Игровое упражнение «Веселые кубики».
Цель – формировать умение давать характеристику звука.
Оборудование: Набор кубиков с картинками, набор кубиков для характеристики – красный, синий (пластмассовый, зеленый (тряпичный, колокольчик.
Описание: Вращая кубик с картинками, ребенок произносит: «Крутись, вертись, на бочок ложись! » С окончанием слов, на верхней стороне кубика ре-бенок называет картинку, выделяет первый звук, дает ему характеристику с помощью цветных кубиков, которые выкладывает на столе.
Для формирования умения определять место звука в слове (начало, середина, конец) я использую следующие игровые приемы:
Полоска «Светофор», разделенная на три части: красная левая часть – начало слова, средняя часть желтого цвета – середина слова, правая зеленая часть полоски – конец слова.
Вначале предлагаю определить место ударной гласной в односложных - двусложных словах. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом используются картинки.
В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.
Игра «Ежик гуляет». Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому картонному ежику. Объясняю, что я буду произносить слова, а дети будут ставить ежика на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [и] в произнесенном слове: три, лист, иглы, ножи, бинт, ива.
Упражнение «Покажи на схеме»
У детей – схемы и наборы с цветными фишками. Дети получают предметные картинки и самостоятельно выкладывают звуковые схемы слов с помощью фишек.
Игра «Веселый поезд».
Перед детьми на магнитной доске поезд с паровозом и тремя вагонами, в ко-торых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок, каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук (например, звук [к]) находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце. Дети выходят к доске и прикрепляют предметные картинки под вагончиками.
Работа по определению последовательности, количества, места звука в слове проводится в тесной связи с обучением чтению и письму.
В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, а в процессе письма – наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре. В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма считаю не только умение выделять и различать звуки в речи, но и произво-дить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, по-следовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам.
Первоначально формирование фонематического анализа происходит с опорой на вспомогательные средства и внешние действия. На данном этапе я использую следующие упражнения:
Работа со звуковой линейкой.
Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.
Выкладывание звуковых схем на магнитной доске.
Составление схем на самодельных пособиях из накручивающихся крышечек, прищепок, пуговиц. Перечисленные упражнения помогают индивидуализировать процесс обучения и создают ситуацию успеха для каждого ребенка в группе.
Упражнение «Цифровой ряд».
А) Перед каждым ребенком ряд цифр (1 – 5). Услышав слово, дети ведут пальцем от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например: «В этом слове 4 звука».
Б) На магнитной доске выложен ряд цифр до 10. Ребенок подходит к доске, называет свою картинку, определяет какой гласный есть в слове и где он стоит. Соответственно устанавливает гласную букву под той цифрой, которая обозначает место звука в слове.
В) На доске устанавливаются комбинации из цифр и букв:.
123123412345
А УААА
Дети подбирают картинки к схемам и ставят на доску.
В дальнейшем формирование действий фонематического анализа про-исходит в речевом и умственном плане, без опоры на материализацию действия.
Настольно-печатные игры «Кто кричит, что звучит» и «Читаем сами».
Очень полюбились детям нашей группы и всегда вызывают положительный эмоциональный отклик.
Опыт работы показывает, что работу над правильным произношением необходимо проводить параллельно с обучением звуковому анализу и синтезу, так как четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. Игровые упражнения в звуковом анализе и синтезе, опираясь на максимальное включение анализаторов в процесс обучения, способствуют ускорению процесса введения в речь поставленных звуков, помогают формировать у детей различные виды самоконтроля, создают основу для обучения грамоте.
Автор: Гладышева Ольга Владимировна