ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ИЗОТЕРАПИЯ
Тексты инструкций к упражнениям по изотерапии (примеры).[1]
• «Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когда смотрел на него».
• «Попробуй выразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется».
• «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».
• «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».
• «Нарисуй себя: как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше; когда ты состаришься, когда ты был младше (в каком-то определенном возрасте или вообще)».
• «Вернись назад в какое-то время или к какой-то сцене. Нарисуй то время, когда ты чувствовал себя наиболее бодрым».
• «Нарисуй то время, которое ты вспоминаешь в первую очередь, ту вещь, которая тебе приходит в голову; семейную сценку; твой любимый обед; сон».
• «Нарисуй, где бы ты хотел быть: идеальное место, любимое место. Или место, которое ты не любишь; самую худшую вещь, которую ты можешь себе представить».
• «Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».
• «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».
• «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый — сильный; счастливый — несчастный, печальный — веселый; любить — не любить; хороший — плохой; счастье — несчастье; доверие — подозрение; отдельно — вместе».
• «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?»
Работая с детьми, можно также произносить слова и предлагать детям быстро рисовать то, что обозначают эти слова: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т. д. В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением литературных произведений, стихов.
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Принципы психологического анализа сказок:
При проведении психологического анализа сказок психологу следует придерживаться трех основных принципов:
1. Принцип безусловного принятия внутреннего мира ребенка.
2. Принцип объективности. Рекомендуется рассмотреть сказку с разных точек зрения, исследовать разные ее «слои» и «грани».
3. Принцип результативности. Психологический анализ авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью — формированием перспективных задач психологической работы с ребенком.
Схема психологического анализа сказок:
Для того чтобы составить схему психологического анализа сказки, необходимо выделить ключевые характеристики сказки. Под ключевыми характеристиками понимаются качественные показатели, с помощью которых можно описать авторскую сказку. Ключевые характеристики помогают психологу выявить отправные точки анализа сказки для понимания внутреннего мира ребенка и особенностей его взаимоотношений с окружающим миром.
Ключевые характеристики сказки таковы:
1) энергоинформационное поле сказки: это особая энергия сказки, оставляющая у слушателя определенное «послевкусие», состоящее из ощущений, чувств, мыслей и впечатлений.
2) основная тема сказки;[2]
3) сюжет сказки;[3]
4) линия главного героя;[4]
5) символическое поле.[5]
После анализа сказки по ее ключевым характеристикам составляется заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки, определяются перспективные задачи психологической работы с автором.
Под конфликтным содержанием сказки понимается совокупность деструктивных элементов, выявленных по каждой ключевой характеристике.
Под ресурсным содержанием сказки понимается совокупность созидательных, конструктивных элементов (духовного, ментального, эмоционального, поведенческого плана), выявленных по каждой ключевой характеристике.
Основные этапы психологического анализа сказок:
1. Определить энергоинформационное поле сказки. Необходимо прислушаться к собственным ощущениям и впечатлениям после прочтения сказки: зафиксировать исписать их.
2. Определить основную тему сказки. Необходимо задать себе вопрос: о чем эта сказка, чему она учит? Ответ рассмотреть с точки зрения четырех уровней: ценностного, ментального, эмоционального, витального.
3. Проанализировать сюжет сказки. Необходимо определить степень оригинальности сюжета и его жанр, разобрать последовательность событий.
4. Проанализировать линию главного героя. Линия главного героя рассматривается с четырех сторон: образ себя, образ цели, мотивы поступков героя, отношение с окружающим миром.
5. Проанализировать символическое поле сказки. Необходимо выделить наиболее яркие образы и определить их символическое значение на личном и глубинном уровне.
6. Составить заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки. Проанализировать ключевые характеристики с позиции отражения конфликтного и ресурсного содержания. Понять соотношение конфликтного и ресурсного аспектов. Определить степень сформированное «нравственного иммунитета».
7. Определить перспективные задачи психологической работы с автором, выявить его «основную проблему» и найти ресурсы для работы с ней. Выявить перспективы и индивидуальные средства формирования «нравственного иммунитета».
В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.
Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности
ребенка заключается в следующем:
1) отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;[6]
2) отсутствие четких персонификаций;[7]
3) образность и метафоричность языка;
4) психологическая защищенность;
5) наличие тайны и волшебства.
К коррекционным функциям сказки принято относить следующие:
1) психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;
2) символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;
3) принятие в символической форме своей физической активности.
Постановка сказок с помощью кукол.
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
ИГРОТЕРАПИЯ [ПРИЛОЖЕНИЕ 1]
Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра.
Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.
Основные задачи игровой терапии таковы:
1) облегчение психологического страдания ребенка;
2) укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
3) развитие способности эмоциональной саморегуляции;
4) восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация
отношений в системах «ребенок — взрослые», «ребенок — другие дети»;
5) коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;
6) коррекция и профилактика поведенческих отклонений.
Механизм психокоррекционного воздействия:
Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом (катарсис). Включение волевых механизмов, активизация творческого поиска новых, более адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях, наряду с более глубоким пониманием собственного Я и своих отношений со значимыми другими, способствуют позитивным изменениям на поведенческом уровне.
Возможности игровой терапии:
1. Предупреждение развития у детей нервно-психических патологий (снятие болезненного внутреннего напряжения, фрустрации, повышенной тревожности, смягчение чувства недоверия к миру, враждебности к окружающим и аутоагрессивных тенденций).
2. Коррекция поведенческих проблем.
3. Развитие творческого потенциала.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ [ПРИЛОЖЕНИЕ 2]
Основные задачи песочной терапии таковы:
1. Возвращение в состояние играющего, свободно творящего ребенка посредством глубокой возрастной регрессии;
2. Соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание;
3. Соприкосновение с архетипами коллективного бессознательного, постижение самых таинственных пластов психики;
4. Проработка архетипических содержаний индивидуальной психики, выведение их из глубины бессознательного и интеграция в сознание.
Возможности песочной терапии:
Данный метод позволяет гармонизировать (упорядочить) внутренний
душевный хаос посредством нескольких механизмов:
1) проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;
2) отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения;
3) расширения внутреннего опыта за счет осознания содержаний глубинных уровней психики, в том числе архетипического, и укрепления сознательного Я;
4) изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;
5) укрепления (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром.
На первой консультации, если принято положительное решение об использовании песочной терапии, необходимо познакомить ребенка с тем, как организован ее процесс.
1. Демонстрация песочницы. Обычно ребенку говорят следующее: «Посмотри, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как ты думаешь, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет: если мы «раздвинем песок», то обнаружим голубое дно. Как ты думаешь, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Однако если ты почувствуешь, что символической воды тебе недостаточно, пожалуйста, воспользуйся кувшином с водой. Сухой песок легко превращается во влажный. Ты можешь создать любой ландшафт — и горный, и холмистый, и равнинный.
2. Демонстрация коллекции фигурок. Обычно ребенку говорят следующее: «Посмотри — здесь много самых разнообразных фигурок. Ты можешь их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, ты можешь использовать разные фигурки».
Основные вопросы психолога к ребенку могут быть следующими:
• Если бы поднос был картиной, какое бы название имела эта картина?
• Каковы ваши впечатления, ощущения от процесса создания песочной картины?
• Что является для тебя особенно важным или полезным в этой картине?
• Как сюжет или герои вашей композиции могут помочь тебе?
• Быть может, ты сделал для себя некое открытие или важное наблюдение: если это так, хотел бы ты об этом рассказать?
Среди ключевых характеристик песочных картин выделяют:
1. Энергоинформационное поле песочной картины.
2. Основную идею песочной картины.
3. Сюжет (или сюжеты) песочной картины.
4. Конфликтное содержание песочной картины.
Построение песочной картины. Инструкция: «Выбери, пожалуйста, все те фигурки, какие привлекают тебя или отталкивают. Выбирай столько фигурок, сколько хочется. У нас есть один час, и ты можешь сам определить себе время для выбора. Все, что ты выберешь, ты должен разместить на подносе (в песочнице)».
Обсуждение песочной картины. При обсуждении с ребенком его картины и связанных с ней переживаний психолог не дает интерпретаций
или рекомендаций. Он только «отзеркаливает» ребенку его собственные переживания. Основные вопросы психолога акцентируют для ребенка значимость опыта создания им песочной картины и место этого опыта в общей картине жизни ребенка.
СЕМЕЙНАЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Техника игры с песочницей и семейная терапия при их сочетании предоставляют различные возможности. Это связано со следующими моментами.
1. Ящик с песком, имея определенные размеры, выступает в качестве реального и символического пространства творческой экспрессии. Он обеспечивает «удерживание» переживаний членов семьи в тех случаях, когда они не чувствуют себя психологически достаточно защищенными. Благодаря этому они имеют возможность не только выразить свои индивидуальные переживания, но и достичь их интеграции и вступить в невербальное взаимодействие с другими участниками игры.
2. В ходе игры с песочницей психолог может наблюдать за формированием
внутрисемейных альянсов и видеть, кто из участников игры какие фигуры выбирает. Благодаря этому он может использовать определенные интервенции для того чтобы разрушить одни альянсы и усилить другие, а также прийти к более объективному представлению о семейных отношениях.
3. В процессе игры с песочницей хорошо проявляются неосознаваемые переживания членов семьи, которые затем могут стать предметом специального обсуждения и анализа. Кроме того, на основе такого анализа психотерапевт может рекомендовать участникам игры использовать определенные фигуры.
4. Техника игры с песочницей отвечает потребностям ребенка и других членов семьи. Она является средством, благодаря которому себя проявляет «внутренний ребенок», пребывающий во всяком родителе.
5. В ходе игры с песочницей проявляется уникальность семейной системы, с характерными для нее духовными потребностями и коммуникативными паттернами. Применение техники игры с песочницей в работе с семьями требует от специалиста хорошего владения как песочной, так и семейной психотерапией.
В процессе песочной терапии могут корректироваться некоторые неадаптивные установки, иррациональные представления. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Применение песочной терапии предполагает следующие стадии игры с песком.
1. Хаос. Эта стадия отражает эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка. Происходит постепенное отреагирование болезненного эмоционального состояния и освобождение от него. Многократное символическое повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменить отношение к ней. Эта стадия может продолжаться от одного до нескольких занятий.
2. Борьба. В песочницу переносятся внутренние конфликты: агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоотношения и пр.
3. Гармония. Жизнь возвращается в нормальное русло. Восстанавливается порядок и равновесие. В процессе игры драматизация освобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка.
Таким образом, данный метод позволяет гармонизировать (упорядочить) внутренний душевный хаос, господствующий в душе ребенка, посредством следующих механизмов:
1) проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;
2) отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры;
3) расширения внутреннего опыта за счет соприкосновения с глубинными уровнями психики и укрепления сознательного Я;
4) изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;
5) укрепления (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром.
ФОТОТЕРАПИЯ[8]
Психологические функции фотографии:
1. Фокусирующая/актуализирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию событий, имевших место ранее, — как положительно, так и отрицательно окрашенных.
2. Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего зрения, кинестетики, тактильной чувствительности.
Фотографируя, человек вступает в активные отношения с миром. Выбирая объекты для съемки и производя ее, ему порой приходится прилагать немалые усилия для мобилизации своих чувств, воли и изобретательности.
3. Организующая (интегрирующая) функция. Фотосъемка немыслима без способности человека осуществлять свой выбор и определенным образом «встраивать» объект восприятия в систему личных значений, соотносить его со своими потребностями и опытом.
4. Объективирующая функция в какой-то мере связана с фокусирующей/ актуализирующей функцией и заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления человека, отражающиеся в его внешнем облике и поступках. Человек может понять, в какой степени его мимика и поза, прическа, одежда, а также интерьер, его собеседники в кадре и т. д. связаны с его чувством культурного, тендерного или профессионального Я и потребностями в его изменении.
5. Отражение динамики внешних и внутренних изменений. Данная функция проявляется в том случае, когда имеется достаточное количество снимков, позволяющих провести ретроспективный анализ определенных этапов жизни человека и увидеть, насколько различаются оформление его внешности, поведение и окружающая среда в разные моменты времени.
6. Смыслообразующая функция заключается в ее способности помогать человеку увидеть смысл поступков и переживаний — как своих собственных, так и других людей, так как фотография позволяет «остановить мгновения» и достичь фокусировки на них. Она также обеспечивает необходимую для саморефлексии отстраненность, благодаря чему люди могут увидеть переживания и поступки в новом свете и постичь их иное, зачастую более глубокое либо альтернативное, содержание. Смыслообразующая функция, если иметь в виду не только восприятие, но и создание снимков, в определенной мере связана с выбором объектов, времени и контекста съемки, благодаря чему осуществляется «селекция» наиболее значимого материала и его содержательная переработка. Выступая в этой функции, фотография нередко позволяет обозначить «истину» бытия, переживаний и человеческих
отношений.
7. Контейнирующая (удерживающая) функция связана с тем, что фотография может «удерживать» чувства от бессознательного отреагирования их в реальности. Данная функция основана на том, что фотографические образы часто выступают в качестве инструментов символической экспрессии, которые, как это следует из психодинамических представлений, служат «канализации» психической энергии и ее трансформации в более высоко организованные психические проявления. На этом, в частности, основана идея о сублимации.
8. Экспрессивно-катарсическая функция заключена как в восприятии готовых снимков, так и в их создании. Повторное, иногда более глубокое, по сравнению с прошлой ситуацией, переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий, в особенности, если оно происходит в присутствии достаточно эмпатичных и понимающих собеседников, способно приводить к эмоциональному «очищению» и освобождению от тягостных переживаний.
9. Защитная функция фотографии связана с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматичных и малопонятных переживаний и ту или иную степень контроля над ними. Так, например, человек может в течение определенного времени скрывать от близких некоторые из своих фотографий, если демонстрация и обсуждение того, что на них изображено, для него психологически небезопасно. При этом он может ощутить, что именно он и никто другой определяет момент, когда снимки могут быть показаны. Его возможность контролировать ситуацию и свои чувства будет очень важна для достижения ощущения психологической безопасности и, в конечном итоге, возможно, сделает его готовым к показу фотографий.
ФОТОТЕРАПИЯ (СЛАЙД-ТЕРАПИЯ) С ДЕТЬМИ
Занятия проводятся с детьми, начиная с 6-7 лет, попавшими к психологу с разнообразными психологическими проблемами, такими как невротические состояния, страхи, нарушения сна, замкнутость, тревожность, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение. Слайд-терапия гармонично включается в программу групповых психокоррекционных занятий в детских и детско-родительских группах. Непосредственно просмотр слайд-фильма занимает 10—15 минут. Каждый слайд экспонируется на экране 10—15 секунд и сопровождается мелодией (образцы слайдов показаны на рис. 10, 11, 12, 13). Очень часто дети просят показать фильм еще раз и остановить тот или иной кадр, хотят подойти к экрану и внимательно, уже с близкого расстояния, хорошо рассмотреть его, а затем придумать и рассказать или написать сказку о заинтересовавшем объекте.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Работа с психосоматическими расстройствами. К психосоматическим расстройствам относят такие соматические заболевания, в происхождении, течении и исходе которых участвуют психосоциальные факторы.
К психосоматическим расстройствам относятся: нарушения сна, энурез, энкопрез, запор, бронхиальная астма, нейродермиты, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, булимия, ожирение, вегетососудистая дистония и ряд других расстройств, являющихся начальными этапами заболеваний, сильнее проявляющихся в более позднем возрастном периоде.
То, что арт-терапия служит существенным элементом лечения указанных выше заболеваний, — очевидный факт. У детей с психосоматическими расстройствами, как правило, затруднена способность к разрядке эмоционального напряжения. Использование же арт-терапии облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения и улучшению состояния здоровья через формирование внутренней картины здоровья. При этом значительный интерес представляет также и видение внутренней картины болезни, то есть динамика собственного восприятия ребенком своего заболевания по мере его лечения, так как
ее самоотслеживание обладает мощным терапевтическим воздействием. Можно попросить ребенка нарисовать свою болезнь и то, как он себе представляет способ избавления от этой болезни. И в соответствии с этим проводить арт-терапию.
Работа со страхами
Страх—аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога —эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха —не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок, в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками, может испытывать кактревогу, так и страх. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей —чувство страха. Объединяющее начало для страха и тревоги —чувство беспокойства.
Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов:
1) наличие страхов у родителей;
2) тревожность в отношениях с ребенком;
3) избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;
4) большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола;
5) многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
6) отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков;
7) конфликтные отношения между родителями;
8) психические травмы типа испуга;
9) психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Для лучшего воздействия на страхи необходимо прежде всего установить контакт с ребенком, подразумевающий доверительное отношение как условие развития творческих возможностей и веры в себя. После установления контакта переходят к беседе, цель которой —выявить возможные, с точки зрения самого ребенка, причины возникновения страха.
Затем можно предложить ребенку «поиграть» со своим страхом. Рисование, фантазирование, сочинение историй можно считать
аналогом игры. Наилучшие результаты от рисования страхов достигаются в 5- 11 лет, в возрасте активного интереса к рисованию. В младшем дошкольном и в подростковом возрасте лучше использовать игровые способы устранения страхов. Если же подросток продолжает рисовать и обнаруживает способности в этом направлении, то эффект от рисования страхов будет таким же, как и раньше. В первую очередь посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, —то есть то, что никогда не происходило, но может произойти (в представлении ребенка). Затем по степени успешности устранения идут страхи, основанные
на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.
Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например, застревание в лифте, укус собаки, избиение, пожар и т. д., было недавно. Тогда более целесообразно отвлечь ребенка или в игре эмоционально отреагировать психическую травму с целью изменения отношения к ней. Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они останутся «тлеть» в психике, готовые «вспыхнуть» в любой момент.
Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками.
Последние больше подходят для дошкольников, так как позволяют
делать широкие мазки. Фломастерами охотнее пользуются младшие школьники. Подростки 12-13 лет предпочитают карандаши, что дает возможность детализировать изображение и стирать то, что не нравится. Таким образом, необходимо иметь достаточное количество изобразительных материалов, отвечающих экспрессивным потребностям ребенка. Детям должна быть предоставлена возможность выбора, облегчающая саму процедуру рисования.
[1] Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с
[2] Основная тема — это идея, пронизывающая весь сюжет сказки, отражающая актуальные жизненные ценности, потребности, показывающая то, что оказывается для клиента наиболее значимым в данный момент, к чему он стремится, над чем он сознательно или бессознательно «работает». Наиболее распространенными темами сказок являются: тема любви, тема детско-родительских взаимотношений и отношений в семье, тема личностного роста, тема основных жизненных ценностей, тема дружбы. Чтобы определить основную тему, нужно задать себе или автору вопрос: о чем эта сказка, чему она учит? Основная тема может быть представлена на нескольких уровнях: 1) на ценностном уровне, который содержит общие жизненные ценности, проявленные в сказке; 2) на ментальном уровне, который отражает понимание, степень осмысленности автором событий, положенных в основу сюжета сказки; 3) на эмоциональном уровне, который показывает качество чувственно-смыслового проживания основной темы; 4) на витальном уровне, который говорит о степени удовлетворенности автора в связи с актуализацией основной темы сказки; к этому уровню относится влияние происходящих в сказке событий на жизнедеятельность героев.
[3] Сюжет сказки. Это изложение хода событий. Работая с сюжетом авторской сказки, нужно обратить внимание на три момента: 1. Оригинальность сюжета — это новизна, необычность сюжета, его непохожесть на популярные фабулы. Оригинальные сюжеты придумывают авторы с хорошо развитым воображением, склонные к индивидуализму, стремящиеся к новым ощущениям и переживаниям. Традиционные сюжеты свидетельствуют о вовлеченности автора во взаимодействие с пластами коллективного бессознательного.
2. Жанровые формы сказок могут быть разными, иногда совершенно нестандартными: 1) авантюрно-приключенческими — в основу сюжета положены откровенные авантюры или приключения; 2) мистическими — основу сюжета составляют мистические события; 3) сентиментально-драматическими — основу сюжета составляет рассказ о трогательных взаимоотношениях, имеющих драматические последствия; 4) любовно-романтическими — основу сюжета составляет история любви; 5) реально-драматическими — в основе сюжета реальные взаимоотношения, драматически окрашенные; 6) интрапсихическими — в основе сюжета внутренние переживания автора, выражение его процесса рефлексии; 7) морально-нравственными — в основе сюжета описание добродетели или порока с непременным наказанием последнего; 8) философскими — в основе сюжета драматизация философской идеи, жизненного принципа или явления; 9) историями жизни; 10) смешанными.
[4] Линия главного героя. Это ключевая характеристика, отражающая актуальное самоощущениеи стремление автора. Главный герой — это образ автора, реальный либо идеальный. Важно прояснить четыре момента: 1. Образ себя, отношение к себе, динамика изменений отношения к себе. Это проявляется через характер описания главного героя: каким он перед нами предстает — красивым или безобразным, успешным или неуспешным, меняется ли его статус и возможности в течение сказки. 2. Образ цели, к чему стремится главный герой. Это выясняется из финала сказки, так как возможно ответить на вопрос: чего хотел герой на самом деле. 3. Мотивы поступков главного героя. Определяются по сюжету сказки. 4. Отношения с окружающим миром. Определяются по поступкам героя и характеру влияния на него других персонажей. В этом аспекте также актуален критерий «разрушитель-созидатель».
[5] Символическое поле сказки. Оно отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах. Работая с символическим полем сказки, необходимо выписать наиболее яркие образы и исследовать их значение на двух уровнях — личном и глубинном.
[6] Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину Мира и, в зависимости от этого, будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.
[7] Признак настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
[8] Предполагает работу с подростками.
Автор: Кузнецова Мария Викторовна