Л.Ю. Лату. О свойствах педали и о роли ее как художественного фактора
Педаль – душа рояля
Функция и действие правой педали
О педальной и беспедальной звучности
Основные правила применения правой педали
Факторы, влияющие на применение педали, ее воздействие на игру
Опасность педали
Об осторожности при снятии педали
О некоторых особенностях использования педали в произведениях разных композиторов (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Д. Шостакович)
Педализация – творческий акт
Фортепиано пользуется большой популярностью среди слушателей и является одним из любимых инструментов. Однако, малоискушенный слушатель не воспринимает всей звуковой прелести: выразительной силы фортепиано, склонен приписывать ему бездушие, сухость, воспринимает его как чисто ударный инструмент. В природе фортепианного звука есть объективные причины для такого восприятия. Звук рояля не льется струей подобно звуку смычковых и духовых инструментов, будучи извлечен, быстро теряет первоначальную силу и гаснет. Таким образом, сыгранная на рояле мелодия не представляет главной звуковой линии, а состоит как бы из точек. Особенно это слышно при медленной игре. Привычное ухо преодолевает этот недостаток и условно слышит непрерывную, плавно льющуюся мелодическую линию.
Ударность звукоизвлечения, насильственное прекращение звука демфером, отсутствие подлинного легато снискали ему славу сухости и бездушия. И такая слава, может быть была бы заслуженной, если бы не существовало правой педали. И по справедливости правая педаль названа душой рояля.
Борьба с сухостью рояля принадлежит педали.....
Автор: Лату Лариса Юрьевна