Л.Ю. Лату. Навык игры с листа и принципы его формирования
1. Чтение с листа как средства становления и развития музыкального сознания.
2. Основные компоненты успешного овладения навыком чтения с листа
а) зрительное ознакомление
б) внутренний слух
в) звуковысотность и метроритм
г) аппликатура
д) игра не глядя на клавиатуру
е) ежедневная самостоятельная работа
ж) подбор репертуара
3. Цель чтения нот с листа
4. Выдающиеся музыканты прошлого и современности о значении чтения нот с листа
учить чтению нотного текста, значит
прежде всего всесторонне развивать ученика
как музыканта.
М.Э. Фейгин
Задачей музыкально-учебных заведений является общемузыкальное развитие учащихся, т.е. его способностей, интеллекта, профессионального слухового сознания. Одним из путей, ведущих к решению этой задачи является формирование навыка чтения нот с листа на уроках специальности и в домашних занятиях. Однако, несмотря на то, что важность этой работы признается всегда и всеми (т.к. знаем, что ученик, плохо читающий с листа, медленно и неграмотно разбирает, плохо развивается технически и музыкально и т.д. ,а между тем чтению с листа не всегда уделяется должное внимание. Одной из причин такого положения является стремление педагогов скрупулезно «отделать» с учеником заданную программу, с тем чтобы обеспечить успешное выступление на зачете. С предельной тщательностью, оттачивая обязательные программы, уделяя этому основную долю своего времени и сил, учащиеся практически сводят до минимума возможность свободного музицирования за инструментом и, в частности, чтению с листа. Они игнорируют это занятие, поскольку не обучены ему надлежащим образом.
Автор: Лату Лариса Юрьевна