Урок-исследование по рассказу Дмитрия Бакина «Сын дерева»»
Урок-исследование по рассказу Дмитрия Бакина «Сын дерева»»
Тип урока: комбинированный
Предварительная работа:
-чтение рассказа;
-выполнение исследовательских заданий по тексту;
-создание символических иллюстраций к рассказу.
Используемые технологии:
-исследовательская индивидуальная и групповая работа;
-технология проблемного обучения.
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Д.Бакина (Бочарова Дмитрия Геннадьевича) «Сын дерева»; продолжить обучение анализу художественного произведения в единстве формы и содержания; обратить внимание на своеобразие трактовки темы семьи в произведениях современной литературы на примере данного произведения воспитывать терпимость в отношениях к людям.
Индивидуальные задания к уроку:
1. Напишите «биографию» героя.
2. Проанализируйте символику цвета в рассказе.
3. Определите, в чем состоят особенности хронотопа рассказа.
4. Выпишите словосочетания, где встречаются образы реки и дерева, и объясните смысл их сближения в тексте.
5. Подготовьте сообщение «Смысл названия рассказа»
6. Подготовьте таблицу и комментарий «Дмитрий Бакин. Личное дело».
7. Найдите сравнения-метафоры мя каждого героя. Проанализируйте их.
8. Проанализируйте особую систему поэтики писателя на примере данного рассказа.
Групповые задания:
1. Сопоставьте рассказ Л.Петрушевской «Маленькая грозная» с рассказом Д.Бакина.
2. Сопоставьте повесть А. Варламова «Рождение» с рассказом Д.Бакина.
3. Сопоставьте рассказ Л. Улицкой «Медея и ее дети» с рассказом Д.Бакина.
Основные умения и навыки:
1. 3акрепить умение обобщать материал, наработанный в классе.
2. Строить развернугый ответ по плану
З. Развивать умение оперировать необходимыми литературоведческими понятиями.
4. Совершенствовать умение творческого чтения и интерпретации художественного текста.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование мя показа презентации по материалу урока; стенд с иллюстрациями учащихся к рассказу, тексты рассказа, презентация к уроку.
Проблемный вопрос: почему сын дерева отказывается от полноценной подвижной жизни и остается верен своему «неподвижному несчастью»? Нужна ли эта жертва?
Эпиграфы к уроку:
Ничем уж их нельзя соединить:
Чертой лица, характером, надломом
Но между ними существует нить,
Обычно именуемая домом.
И.Бродский
При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства.
И. Шевелёв - русский учёный
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Эмоциональное включение.
Чтение стихотворения Петра Вяземского «Родительский дом».
Кто может хладно, равнодушно
На дом родительский взглянуть?
В ком на привет его послушно
Живей не затрепещет грудь?
Где я узнал по предисловью
Жизнь сердца, род его эпох,
Тоску, зажжённую любовью,
Улыбку счастья, скорби вздох,
Всё, чем страстей живые краски
Одели после пестротой
Главы загадочной той сказки,
Которой автор - жребий мой.
Дом, юности моей преддверье
Чем медленней надежд порыв,
Тем детства сердца суеверье
И давней памяти прилив
Меня к тебе уносит чаще;
Чем жизнь скупее на цветы,
Тем умилительней и слаще
Души обратные мечты.
Учитель. Почему я начала урок с чтения этого стихотворения? Связано ли оно с рассказом, Дмитрия Бакина «Сын дерева», который вы прочитали к сегодняшнему уроку?
(Выстyпления учащихся)
3. Аналитическая бесеца.
Учитель. Интересно ли вам было читать рассказ? Какое чувство он у вас вызвал?
Что вы можете рассказать о Дмитрии Бакине?
(Выступление представителя творческой группы)
Дмитрий Бакин - писатель с именем, но без биографии. Автор десяти рассказов, за один из которых («Стражник лжи» «3намя», 1996 №1) ему присуждена премия «Антибукер». Правда за премиеЙ он сам не пришел, её получала жена. Фотографии его неизвестны, биографические сведения скудны, упоминания в критике редки («проходные» заметки в обзорах).
Бакин – «узкий» писатель, его проза основана на реальном человеческом опыте, но ему не тесно в рамках «очень личных» сюжетов, где самыми важными жизненными обстоятельствами оказываются отношения в семье, в кругу родных, а зависимость
человека от близких - отца, матери, братьев, сестёр, жены, ребёнка, любимого человека – становятся главным предметом писательского внимания. Именно в сфере семейных связей Бакин ищет ответа на вопрос о том, как гармонизировать хаотическую реальность, как разглядеть хоть что-то светлое во мраке жизни,
найти опору или хотя бы оправдание своего существования. Таковы рассказы сборника «Страна происхождения», таковы «Стражник лжи» и «Сын дерева». Персонажем рассказа часто становится человек с травмированным сознанием («Стражник лжи») или физическим недостатком («Сын дерева»), лишенный возможности вести полноценную жизнь. Мытарства такого искалеченного сознания в трансформированной им же реальности и рисует Бакин в своих рассказах.
(Белокурова С., Друговейко С. Русская литератyра. Конец ХХ века)
Фамилия, имя, отчество
Бочаров Дмитрий Геннадьевич (Бакин)
Дата рождения
1964
Место рождения
Донецкая область
Родители
Отец Геннадий Бочаров писатель-публицист
Факты биографии
Служба в армии 1982-1984, работа шофером
Профессия
Шофер
Произведения
Книга рассказов «Страна происхождения», рассказы «Стражник лжи», «Сын дерева», «Нельзя остаться»
Награды
Премия «Антибукер» 1996
Основные темы произведений
Неразгаданность своего человеческого предназначения, семья, любовь, память, одиночество
Особенности поэтики произведений Д.Бакина
1. 3атянрость экспозиции
2. Медленное разворачивание сюжета
3. Смещение кульминации ближе к финалу
4. Драматичность поставленных автором проблем, с которыми герой оказывается один на один
5. Метафорический язык
6. Необычное построение диалогов
7. Множество ассоциаций
Учитель. Кратко передайте сюжетную линию рассказа.
Какие проблемы поднимает автор? Насколько они актуальны?
Проблема семьи, к которой обращается Бакин, не является для него новой. На ней настояно все его творчество, корнями своими глубоко связанное с традициями русской литератyры. Проблема веры в человека, смысла жизни, который заключается для Бакина и его героя в служении людям, проблема жертвенности, проблема исторической памяти.
(Дa, рвутся человеческие связи, выросло целое поколение Иванов, не помнящих родства, но есть люди, которые восстанавливают свои родословные, свято хранят память о своих предках. Можем ли мы отнести к ним главного героя рассказа?)
(Ответы учащихся. Анализ эпизода «История поселения».
В «древнеЙ истории» старик, избежавший болезни, поражен недугом более страшным -
«неверием в человека». Старик, решивший дать людям «милосердное вымирание», оказался слабее природы, потому что силою ума хотел изменить законы жизни подчинить eстественное, бессознательное искусственному, сознательному. Легенда дает ответ на ситуацию в семье героя. Женщины из легенды отстояли свое право «длить род» вопреки смерти младенцев, запретy старика, отстояли , уподобившись животным. В целом благополучные невестки сына дерева не рожают, они не исполняют извечного женского предназначения. В легенде людей поразила болезнь физическая, здесь - духовная. Истина открыта сыну дерева, его отцу и матери. Только
они чувствуют ущербность семьи, хотя она и состоит из семи человек. Таким образом, третий, родившийся мертвым, думает о живых. Он идет к своей цели отрицая все иные. Он, сын дерева, хранитель прошлого, связующее звено между прошлым и будущим, стержень ствол семейного дерева. Сын дерева возложил на себя функции отцов, сняв противоречие отцы-дети.
Учитель. Что представляет собой герой рассказа? Восстановите его «биографию», нарисуйте словесный «Портрет его души». Утверждается или опровергается в рассказе определение «мертвый» применительно к герою?
Согласно народным представлениям, младшему братy, третьему сыну всегда достается
счастливая доля: в сказках-богатсгво, красота, красавица жёна. Но у Бакина третий сын - «мертвый», и рассчитывать на благополучный в традиционном смысле удел он не может. Мифологема о третьем сыне здесь нарушена автором. Но в художественном мире писателя внешнее не совпадает со внутренним. Сын дерева прекрасно умеет рассмотреть за внешним внутреннее. Он становится неким объединяющим центром семьи, но мучительно переживает свое неучастие в делах живых, «подвижных» людей. Внутренний мир героя красив и богат, поэтому мы не можем назвать сына дерева «мертвым».
В портретной характеристике героя мы обнаруживаем такие детали, как «кора» и «коричневый» которые объединяют сына дерева с oтцом. Герою 26 лет, он парализован, все время проводит в саду в кресле-качалке из ивовых прутьев (связь с деревом). Он говорит о себе : «Я точно произрастаю из земли, и во мне живо многоликое действо прошлого». «Я чувствую глубинные шевеления полузабытых эпизодов, имевших место полвека назад и более». Он пытается «нашарить утерянные нити любви и родства, ведущие к светy». Память его «питает не одно
Столетье».. Часто он остается в одиночестве, поэтому имеет, возможность проанализировать все события, происходящие в семье. Герой очень наблюдателен, рассудителен, терпелив. Главное занятие сына дерева - чтение книг, и в этом, неоценимую помощь оказывает ему Александра, жена брата. Придя с работы, наскоро поужинав, она занимается с сыном дерева, как со своим собственным ребенком. Главная забота сына дерева, распалась семья. Ради этого он готов пожертвовать всем, даже отказаться от своей главной меты - встать на ноги.
Учитель. НаЙдите характеристики, данные сыном дерева матери и отцу. Проступает ли в них семантика дерева? Связаны ли они с образом реки?
В портрете отца отчетливо проступает семантика дерева: «коричневое, морщинистое лицо», «взбухшие суставы корнеобразных пальцев». Образ матери связан с домашней едой, аппетитным запахом капустного пирога. Но их образы связаны с еще одним символом - образом реки. «Они жили жизнь, точно верные земле ручьи». Родители («отцы») в рассказе целостны, духовно здоровы, в их жизни нет противостояния «дерева» и «реки». Гармонию их жизни нарушает только экзистенциальная вина перед третьим сыном и беспокойство за двух старших, у которых не ладятся семейные отношения.
Учитель. Расскажите о взаимоотношениях в микромирах семей братьев сына дерева. Как относится герой к каждому из них? Какие образы-символы подбирает писатель братьям и невесткам сына дерева?
У сына дерева два брата: Максим и Илья. Постоянные головные боли Максима, ставшие причиной его несостоявшейся военно-морской карьеры, свидетельствует о том, что Максим оторван от «корней», подвержен склонности анализировать свои переживания. 3ачимым оказывается его
сопоставление с подводной лодкой, на которой он раньше служил: «тяжелая капсула фигyры, герметично замкнутая, как сама подводная лодка», «Максим привык появляться внезапно, пугающе, подобно подводной лодке. Это свидетельство чужеродности героя семье, дому, роду.
Образ второго брата - Ильи - изначально противоречив. После службы в ракетных войсках он работает в школе. В описании его присутствуют черты жизни-движения, но нет ни одной, указывающей на принадлежность в «дереву». Он очень любит свою жену Александру, прощает ей измены, потому что без нее не проживет и дня. В кульминационный момент, спасая тонущую жену, он прыгнул с обрывистого берега в реку, как «горящее бревно».
Образы женщин выписаны автором рельефнее. Валентина, жена старшего брата, - «ослепительно белокожая женщина» - разительно отличается от Александры. Она «тихо вплыла» в дом, «дородная и чопорная», поразив семью «рафинированностью и манерным молчанием». Все ее действия неизменно сопровождаются брезгливостью. Валентина эгоистична. Её образ-символ - водолазный костюм, с помощью которого она как бы пытается защитить себя от всего.
Самая загадочная и непонятная героиня – Александра. С одной стороны она добрая, заботливая, взвалила на свои плечи заботy о парализованном человеке, с другой стороны, не считается со своим мужем, открыто принимая ухаживания многочисленных поклонников, Но внешняя бескомпромиссность младшей невестки, ее негибкость скрывают трепетность, ранимость, а замкнутость, отрешённость от общей семейной жизни Валентины «разрушается» одной фразой в ночном разговоре с главным героем. Когда Александра решительно заявляет о своём уходе от Ильи, ее останавливает простой вопрос сына дерева : «А кто же мне будет читать книги?». Меняется в этот момент и Валентина. Именно она в эту ночь пришла к нему и шепотом сказала «Я -
буду - и опять -теперь я буду».Только для Александры у писателя нет образа-символа.
Учитель. Семья подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что каждый из её членов делает доброго, прибавляет ему сил. Давайте вспомним кульминационный момент рассказа.
(Выстyпление ученика с пересказом-анализом эпизода «У реки»)
Учитель. Что же мы видим в финале? Станут ли лучше герои рассказа? Изменится ли их отношение друг к другy? Открытый финал рассказа дает право читателю придумать свою концовку. А что предлагаете вы?
(Выстyпления учащихся со своими предложениями) «В тот вечер обо мне все забыли. Они сидели дома за большим столом. Александра уже смеялась, но все они замолкали, когда Валентина негромко, красиво пела, смотрели на нее, чтобы понять. Бакин не рисует сцены примирения всех членов семьи, но будущее героев отчетливо. Намечающееся единство обозначено словосочетанием «все они». Все они за большим столом и хотят понять друг друга.
Учитель. Один из элементов, являющихся своеобразным ключом к раскрытию содержания произведения и тайны личности автора,- это название. Какие ассоциации вызвало у вас название до прочтения рассказа?
Подтвердились ли они после знакомства с произведением?
Определите значение слов СЫН и ДЕРЕВО. Что они символизируют?
К какому виду относится заглавие? (именное, символическое, антонимическое, метафорическое).
В данном случае название не имеет бесконечного множества значений, употребляется в конкретном переносном значении, созданном в данном тексте автором, отражает конкретную авторскую мысль, поэтому заглавие метафорическое.
Учитель. Для того чтобы полнокровно воспринимать литературное произведение, необходимо понимать каждый его элемент, его идейную роль. Важными категориями, помогающими раскрыть основную мысль произведения авторскую позицию, являются художественное время, художественное пространство – хронотоп данного рассказа.
(Выстyпление учащихся)
Учитель. Мы вплотную подошли к решению главного проблемного вопроса нашего сегодняшнего разговора.
Почему сын дерева отказался от полноценной подвижной жизни и остался верен своему «неподвижному несчастью»? Нужна ли эта жертва?
Выстyпления учащихся.
Учитель. В качестве эпиграфов к нашему уроку я взяла cлoвa поэта И. Бродского и ученого И.Шевелева. Что их связывает с рассказом Д.Бакина «Сын дерева»?
Ответы учащихся.
Учитель. Сопоставьте рассказ Д.Бакина «Сын дерева» с другими «семейными» текстами современной литератyры («Маленькая Грозная» и «Время ночь» Л.Петрушевской; «Рождение» А.Варламова; «Медея и её дети» Л. Улицкой}. В чём своеобразие бакинского решения семейной темы?
Сообщения учащихся по домашнему заданию.
4. РЕФЛЕКСИЯ:
1. Что было самым сложным в работе с этим произведением?
2. Что осгалось непонятным?
В процессе работы учащиеся заполняют таблицу, где записывают ключевые понятия.
Смысл названия
Особенности поэтики автора
Время и пространство
Система персонажей
Образы-символы
Авторская позиция
Домашнее задание: дописать «Незаконченные предложения»:
1.Рассказ Дмитрия Бакина «Сын дерева» нужно медленно читать, потому что…
2. «Сын дерева» можно назвать пронзительным рассказом, так как
3. Больше всего меня поразила мысль о том, что ...
4. Рассказ интересен современному читателю, потому что ...
Автор: Карпова Людмила Валентиновна