Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством автора
Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством автора
Появление портрета на уроках по биографии писателя не новость в нашей школе. В школах все еще сохраняются давно уже потемневшие и никуда не годные портреты писателей, давно потерявшие красочность иллюстрации к произведениям. Все это современный школьник в свое сознание не включает, его глаз уже привык к отчетливой картинке на экране компьютера, к современной фотографии высокого качества из глянцевого журнала.
В школе нередко бытует известный штамп в характеристике портретов писателей. У каждого из них «проницательные глаза», каждый «смотрит вдаль и думает о будущем». И все отличие по существу сводится к тому, что писатели одеты по-разному.
Портрет будет оставаться декоративным украшением класса до тех пор, пока работа над ним не соединится с осмыслением душевной жизни писателя. Портреты, фотографии, выполненные современниками автора, - интереснейший материал для историко-культурного анализа, погружения учащихся в эпоху.
В процессе изучения биографии Толстого учащимся необходимо увидеть, как изменяется характер писателя, его взгляд на мир. В воспитательных целях полезно показать трудное восхождение Толстого к нравственным высотам, открывшимся ему еще в юности.
В решении этой задачи поможет работа над портретами и дневниками писателя.
В рассказе о биографии писателя фотография и картина могут занимать различное место в зависимости от цели, которые ставит перед собой учитель, показывая их. Иногда можно просто показать учащимся портрет писателя:
Слайд 1
И Репин «Толстой на пашне»
«Толстой на покосе»
«Толстой за работой»
Эти бытовые зарисовки служат как бы иллюстрацией к рассказу о жизни писателя и не требуют специальных объяснений.
Включение в изучение биографии Толстого анализа дагерротипных портретов 1849, 1851 и 1856 г.г. в значительной степени подготавливает учащихся к восприятию такого сложного произведения, как «Война и мир».
Слайд 2
Портрет 1849г.
Рассматривание этого портрета позволяет поставить вопрос: «Как в облике Толстого отразились его стремления, образ жизни этого периода?»
(Мы видим двадцатилетнего Толстого, в котором чувствуется аристократическая приверженность к идеалу commeilfaut. Это сказывается в элегантности костюма, и в манере изящно сидеть, и в подчеркнутой решительности взгляда, и в гордой посадке головы. Толстой как будто недоволен собой. Чем он недоволен? Может быть, тем, что идеал commeilfaut, которому Толстой так упорно следовал в юности, оказался теперь ничтожным и пустым в его глазах?)
Портрет 1851г.
Сказав, что этот портрет Толстого был сделан накануне отъезда с братом на Кавказ, предлагается ответить на вопрос: « Как изменился облик Толстого по сравнению с портретом 1849г.?»
(Одет Толстой гораздо скромнее и проще. Забота об элегантной внешности уже не занимает его. Во всей позе – задумчивость.)
- Объясните перемены, происшедшие в Толстом за эти 2 года.
(Толстой чувствует себя растерянным от того, что понимает, как не надо жить, но не знает, как надо.)
Портрет 1856г.
Толстой стал за эти годы мужественнее, увереннее в своих силах. Офицерский мундир кажется немного узким на широких плечах. Толстой так изменился под влиянием жизни на Кавказе и Севастополе.
Можно предложить вопрос: «Какие эпизоды жизни Толстого связываются в вашем представлении с портретом 1856г.?»
(Это продажа яснополянского дома, так как нужны были деньги для издания «Солдатского листка» в Севастополе. Однако, Николай Iне разрешил издание «Солдатского листка», жертва от этого была еще более горькой.)
При выборе живописных портретов Толстого для анализа их в классе следует руководствоваться прежде всего соответствием облика писателя на портрете основному содержанию творчества Толстого в определенный период его жизни.
Слайд 3
В портрете, написанном И. Крамским, прослеживается мотив «Толстой и совесть», созданном Н. Ге, - «Толстой и труд», на картине И. Репина- «Толстой и природа».
Слайд 4
Работа над «Исповедью», трактатами «Так что же нам делать?», «В чем моя вера?», «О жизни» в 80-е г.г. занимает значительное место в деятельности Толстого. Новый облик Толстого – сурового судьи и страстного проповедника – отразился в портрете, созданном Н.Н. Ге. Толстой правит рукопись трактата «В чем моя вера?». Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Весь облик Толстого очень суров. Здесь он похож на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни.
После изучения биографии и творческого пути Толстого можно предложить написать сочинение на одну из следующих тем:
Анализ проведенных сочинений показал, что работа над портретами при изучении биографии помогла им глубже и конкретнее осмыслить сложный жизненный путь писателя.
Слайд 5
На уроке, посвященном знакомству с жизнью и творчеством Евгения Замятина, ученикам предлагаются для сопоставления и анализа портреты Замятина работы Б.И. Кустодиева и Ю. Анненкова.
- Расскажите о человеке, изображенном на портретах. Что вы можете сказать о его характере, профессии, времени, в котором он жил?
- Почему вы пришли к выводу, что Замятин инженер?
- Можете ли вы доказать свою точку зрения не только анализом фона портрета работы Б. Кустодиева, но сделать те же выводы, основываясь на знании текста романа «Мы»?
(Безусловно, перед нами человек 20 века, о чем говорит костюм, микрофон, урбанистический «пейзаж» на заднем плане картины. Такой фон не случаен. Трудно себе представить автора «Мы» на фоне идиллического, сельского пейзажа.
Главный герой романа Замятина «Мы» - Д-503, строитель «Интеграла», один из математиков Единого Государства. Лексика, которой пользуется строитель «Интеграла», заимствована у кораблестроителя Евгения Замятина. Межпланетный, но все же корабль. Нужно пристально вглядываться, чтобы понять, что набросала рука мастера на заднем плане портрета: дома, мосты, часть реки. Это фон жизни – математик, инженер, кораблестроитель, писатель, реалист и фантаст, критик, публицист.)
Портрет Замятина работы Ю.П. Анненкова.
- Перечислите «кадры», из которого складывалась жизнь Замятина. (Кораблестроительный факультет в Питере. Заграничное плавание на пароходе «Россия». Вступление в РСДРП(б). Арест. Первые публикации. Ссылка. Работа в Англии. Революция. Сказки. «Мы». Эмиграция.)
- Почему фоном для портрета стали заголовки английских газет?
(Роман «Мы», из-за которого Замятин и вынужден был эмигрировать из страны, был впервые напечатан в 1924г. на английском языке.)
- На заднем плане мы видим лицо ребенка, машущего рукой. Почему художник вносит такую деталь в портрет писателя?
(Портрет необычен. Сразу два лица: взрослого и ребенка. Возможно, этот ребенок – все мы, те, кто прочитал роман Замятина через несколько десятилетий после того, как он был написан. Возможно, потому, что Замятин почти всю свою творческую жизнь создает «сказки» для детей изрядного возраста».)
Почему портрет Анненкова нельзя назвать классическим изображением человека?
(Смешаны контуры, искажено пространство… Похоже на картины кубистов. Человек как бы распадается на составляющие: отдельно глаза, нос, рот, руки…)
- Давайте подтвердим этот тезис: «Человек – сумма неких составляющих» - текстом романа. Замятин сравнивает тело с машиной, человека с домом, глаза со шторами, затылок с чемоданчиком. Выполняя домашнее задание, письменно прокомментируйте Замятина, раскройте «развернутые метафоры».
Портреты положили начало разговору о романе – антиутопии «Мы», его проблематике, позволили заглянуть в творческую мастерскую писателя, стать соавторами.
Слайд 6
Портрет А. Блока Художник К. Сомов 1907г
Под беломраморным обличьем андрогина
Он стал бы радостью, но чьих-то давних грез.
Стихи его горят – на солнце георгина,
Горят, но холодом невыстраданных грез.
Иннокентий Анненский
Современники Блока оставили самые противоречивые воспоминания об образе поэта. Портреты Блока, которые предстают перед нами, отличаются несходством образов. Но все-таки есть в этих воспоминаниях нечто общее, что их роднит. Это общее впечатление странности и сложности души поэта. Облик Блока на портрете художника К. Сомова открывает его «надмирность», отделенность от сущего. Он осенен поэзией и испепелен страстями, властен и холоден. Лаконичными изобразительными средствами художник воссоздает и присущую Блоку «восковую недвижность черт», которую упоминали современники, и тот «взгляд бесцветных очей божественно пустых», о котором писал Вячеслав Иванов в стихотворении «Бог в лупанарии», посвященному поэту. Это голова бога, стыдящегося грязи вокруг себя. В том, что это не субъективное отношение художника к Блоку, убеждают воспоминания Ю. Анненкова, создателя лучших иллюстраций к поэме «Двенадцать»: «Навстречу нам вышел хорошо известный сомовский рисунок: высокого роста, стройный. Блок был одет в блузу, из-под которой выступал белый отложной воротник рубахи. Несколько удлиненное, спокойное лицо, чуть высокомерный, а может быть, потусторонний взгляд; волосы курчавым полукругом окаймляли высокий лоб».
Посылая матери фотографии Сомовского портрета, Блок сопровождал его стихами из только что написанной «Клеопатры»:
Я сам, позорный и продажный,
С кругами синими у глаз…
Такое вступление позволило начать разговор о поэзии Блока.
Слайд 7
Школьники больше знакомы с портретами писателей и поэтов, изображенных в зрелом возрасте. Большой интерес у учащихся (особенно 5-6 классов) вызывают портреты писателей, запечатленных в детском возрасте.
С помощью таких портретов можно провести литературную викторину, предложить назвать, где проходило детство писателя, осветить некоторые моменты биографии, например:
- первые впечатления от русских народных сказок (Пушкин);
- способность Лермонтова к рисованию;
- детские игры Толстого и его братьев;
- наказания, обиды, унижения детства (Тургенев);
- доброта матери, первое стихотворение в 7 лет (Некрасов).
Какие портреты использовать на уроках литературы, решает учитель. Можно показать ученикам портреты писателя в разные периоды его жизни. Но прежде всего необходимо продемонстрировать портрет времени расцвета его творчества.
Когда удается соединить воздействие текста с воздействием визуального ряда, эффект обучения повышается. Чего лишает себя учитель, недостаточно уделяющий внимание визуальной стороне преподавания? Во-первых, ему непросто сосредоточить внимание учащихся в течение всего урока, во-вторых, он не считается с некоторыми психологическими особенностями восприятия.
Автор: Орлова Ольга Михайловна