Флористика как один из способов самореализации творческой личности
В наши дни флористика получила мощное развитие. На мой взгляд, она является престижным и перспективным занятием, с новыми развивающимися направлениями. Флористика является частью дизайна любого интерьера, она является дополнительным источником хорошего настроения, пробуждающим чувства и фантазию.
Современная флористика как наука, появившаяся не так давно, но восходящая корнями в глубокую древность.
В последнее время весьма распространенным видом флористики является цветочный дизайн. Дизайн - в широком смысле - художественное конструирование предметного мира; разработка образцов рационального построения предметной среды. Цветочный дизайн - это, соответственно, художественное конструирование цветов; разработка образцов рационального построения цветочных композиций. А также цветочный дизайн - в узком смысле - творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств растительной жизни: внешних черт цветов; структурных и функциональных взаимосвязей, которые превращают изделие в единое целое с точки зрения потребителя и с точки зрения изготовителя.
С древних времен до нашего времени цветы играли важную роль в жизни всех народов. Пиры и войны, погребальные церемонии, церковные праздники, свадьбы не обходились без цветочного убранства. Цветы выступали как символ верности и печали, счастья и распутства, связи с загробным миром и самовлюбленности, а также многого другого. С цветами отмечались и отмечаются важные события, с помощью цветов люди выражали и выражают сильные чувства.
Объект из природного материала, оформление интерьера или витрины с помощью цветов, весенняя композиция или подарочная корзина, свадебный букет или украшение для невесты, настенное панно или коллаж из сухоцветов, композиция из горшечных растений или изысканный подсвечник из осенних листьев - все это тоже относится к флористике. Она многогранна и неоднозначна. Истоки ее теряются в глубине веков.
На протяжении многих столетий она внешне изменялась, переживала свои кризисы и подъемы вместе с историей человечества. В каждой стране существуют свои флористические традиции и национальные предпочтения. Флористика в культуре разных народов имеет свои названия, например, флористика Японии - это всем известная икебана, характерной чертой которой является простота, чистота и изящество линий и цвета в композиции. Английским садом называется традиционная английская флористика, включающая самые популярные европейские тенденции, в том числе, голландские и французские. Высокий стиль – это флористика, родиной которой являются Соединенные Штаты. Флористика высокого стиля включает тропические растения, такие как антуриумы и вечнозеленые райские растения, гвоздики и другие популярные растения.
Флористика, как искусство составления букетов, была популярна еще за пять тысячелетий до н.э., в традициях древних египтян флористика присутствовала в украшении дворцов роскошными композициями из цветов. Специально для цветочных композиций изготавливались вазы со множеством отверстий для формирования букетов. Флористика использовалась и в элементах одежды. Интересный факт из жизни древних египтян – они носили накладные воротники, сделанные из живых растений. На тончайший папирус наносили бисер, лепестки цветов, ягоды и листья.
В Древней Греции флористика, как искусство, продолжала развиваться. В Греции было много искусных специалистов по созданию композиций и плетению венков из живых растений. Для древних греков флористика олицетворяла нечто большее, чем составление букетов, они верили, что растения являются предметом одушевленным, они наделяли их разумом. Дарить цветы и ветви считалось знаком большого уважения и очень дорогим подарком. Венками из ароматных цветов украшали свадьбы и праздники, а лавровые венки дарили в знак почета тем, кто достиг определенных успехов в науке и искусстве.
В средневековье, флористика, как искусство составления цветочных композиций, заинтересовала служителей религиозного культа, букетами из цветов и поныне оформляются христианские храмы. Именно в эпоху Средневековья появляются, основанные на церковных преданиях, символические значения цветов: красно-оранжевые лилии символизируют кровь и страдания Христа, ирисы – страдание и боль, а белые лилии – чистоту и невинность.
В 17 веке флористика становится особенно популярной, и цветочные композиции из благоухающих цветов появляются в интерьерах царских особ. Флористика используется больше для приятного аромата, чем для украшения интерьера. Модными становятся, так называемые бутоньерки – букетики, которыми знатные люди украшали одежду. Тогда же появились и первые цветочные магазины во Франции. Флористика 16 – 17 веков связана с появлением пышных букетов и обычаев дарить цветы. Умение составлять букеты и цветочные композиции из цветов считалось признаком хорошего тона. В Италии выходит книга о цветах и растениях под названием «Флора или садовая культура цветов». В этой книге флористика пока еще не представлена, как наука, но в ней дана исчерпывающая информация о цветах. Флористика 18 века представляет модные круглые букеты “Виктория” и вертикальный односторонний Помпадур.
В России в это же время флористика представлена белыми и красными розами, они оформлялись в букетные манжеты, представляющие собой картонные воронки, обтянутые атласом и ажурным тюлем. Букеты из роз предназначались исключительно прекрасной половине человечества, они выглядели роскошно, но их флористика не отличалась разнообразием.
Современная флористика как наука о составлении цветочных букетов в России появилась не так давно, но восходит корнями в глубокую древность. Ведь с незапамятных времен цветы были для наших предков символом красоты, жизни, любви и добра. Славяне не знали тех роскошных, экзотических цветов, которые родились на Востоке – красавицы розы, божественного лотоса или гордой орхидеи: только с началом «хождений» русских купцов в восточные страны распространилась на Руси мода на редкие, экзотические цветы, но даже тогда их выращивали в своих садах только самые богатые и влиятельные люди.
Зато скромные ромашки, васильки, одуванчики, ландыши и прочие жители русских лесов и полей были почитаемы и любимы простым русским народом и несли в себе древнее сакральное значение, поскольку их использовали в обрядах и гаданиях. Так, например, в древние времена плетение венков из полевых цветов было не просто развлечением, а таинством. А обычай пускать венки вниз по реке на Ивана Купала и предсказывать будущее сохранился до сих пор. Хотя сейчас это скорее дань традиции, а в те далекие времена люди верили, что цветы действительно способны предсказать судьбу. Поэтому девушки, гадавшие несколько столетий назад, отрывали каждый лепесток ромашки с замиранием сердца.
Сегодня флористика обращает внимание на внешнюю красоту цветов, а наши предки использовали их как лекарства: сама природа наполнила каждый лепесток целебными свойствами, а славяне, жившие в гармонии с природой, превратили лечение цветами в целое искусство. Знахари владели тайными знаниями, которые передавались из поколения в поколение. Цветы нужно было собирать в определенный день/ночь года, в строго установленном месте и в определенное время – при этом учитывалось даже положение небесных светил: только тогда цветок обретал чудодейственную лекарственную силу.
С принятием на Руси христианства цветы стали украшением церкви во время религиозных праздников. Так на Святую Троицу прихожане приносят в церковь букетики полевых цветов, а на Вербное Воскресение – веточки цветущей вербы. Считается, что после богослужения цветы становятся чудодейственными и могут излечить любые болезни.
А монастырские сады вообще стали своеобразными цветочными островами Руси: именно здесь впервые начали выращивать экзотические цветы, привезенные из дальних стран – розы, пионы, ирисы различных цветов и оттенков.
В XVIII веке, когда страна стала светской и в лучших дворянских салонах начали устраивать собрания и балы, набирала силу мода на экзотические цветы, огромные пышные букеты.
Один салон стремился перещеголять другой в пышности цветочного убранства. Цветочные композиции порой состояли из нескольких сотен роз. Такие букеты располагались по всей зале и состояли не только из цветов: в качестве украшения использовали дорогие ткани, кружева, перья экзотических птиц и даже полудрагоценные и драгоценные камни.
Даже в начале XX столетия русские дворяне по-прежнему любили цветы и украшали ими свои усадьбы. Сирень росла почти в каждом саду – ее нежные цветы стали символом особого, уже скромного обаяния угасающих дворянских гнезд. Теперь дворяне все чаще украшали праздничный стол цветами из своего сада: там росли розы и хризантемы, нарциссы и ирисы, лилии и пионы, а также множество других цветов.
В советское время пришла мода на другие цветы: символом революции стала красная гвоздика, вестником весны – тюльпаны и нарциссы, а на 8 Марта мужчинам нужно было отстоять километровую очередь, чтобы порадовать любимую букетиком из нежных мимоз.
После того, как в 1960 году на ВДНХ открылся павильон "Цветоводство и озеленение" флористика в СССР стала возрождаться, тогда же был проведен конкурс на лучшую цветочную корзину. Впоследствии конкурсы, семинары и выставки цветов проводились там регулярно, а участниками их были представители всех союзных республик. Это было время, когда флористика получила новое развитие, появилось новое поколение талантливых художников – аранжировщиков цветочных композиций.
В наши дни флористика получила мощное развитие, она является престижным и перспективным занятием, с новыми развивающимися направлениями. Флористика является частью дизайна любого интерьера, она является дополнительным источником хорошего настроения, пробуждающим чувства и фантазию. Купить красиво составленный букет можно в любом цветочном магазине, а с появлением Интернета стало еще проще, понравившуюся цветочную композицию можно заказать и получить, не выходя из дома.
С течением времени, флористика и её модные тенденции менялись, приобретали новые формы и очертания.
Современная флористика исключает следование каким-либо строгим правилам, но учитывать традиции разных стран все же необходимо. Некоторые обычаи во флористике связаны с предрассудками, которые ничем иным не объясняются. Например, непонятно откуда взялась флористика четного и нечетного количества цветов в букете. Некоторые предполагают, что подобная флористика родом из Японии, но там нет ничего подобного. В Европе и Америке такая флористика также не существует. На западе красные цветы, а особенно розы, в соответствии с этикетом, могут быть восприняты, как признание в любви. Флористика Венгрии символом скорби считает хризантемы. Флористика стран Латинской Америки предпочитает белые цветы, а красные символизируют кровь и смерть. В Китае и Турции приветствуется флористика из красных цветов в сочетании с зеленью, но холодно относятся к сочетаниям белых и синих цветов.
Конечно, флористика должна учитывать все необходимые нюансы и тенденции. Изготовляя букет, необходимо учесть и то, какие цветы любит человек, которому он предназначается, нет ли у него аллергии, каков его темперамент, возраст и прочее.
Современная флористика использует декоративные элементы, такие, как корзины, металлические каркасы и стеклянные сосуды в соответствии с модными тенденциями. Они прекрасно дополнят цветочную композицию и будут завершающим аккордом цветочного шедевра.
Традиция использовать растения для украшения жилищ, одежды, при проведении обрядовых праздников, свадебных торжеств и траурных церемоний, изготовления подарков и различных композиций сохранилась в настоящее время.
Ученые установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие ребенка. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук.
Кроме этой практической стороны развития интеллекта и речи, флористика учит создавать красивые вещи, и что самое главное - радостные вещи, потому что творческий труд всегда созидателен и эстетичен. Поэтому при изготовлении флористических работ ребенок ощущает себя взрослым в этом сказочном мире природы. И вот тогда появляется ощущение содружества и сотворчества с природой. Трогая и рассматривая природные материалы, они словно соприкасаемся с чем-то теплым и добрым, становятся добрее к окружающему миру. И у них не возникает желания сорвать бессмысленно цветок, поймать бабочку, раздавить жука или улитку. А зародившееся чувство сопричастности всему живому сохраняется на всю жизнь.
Ребята, посещая кружок «Флористика», знакомятся с разнообразными листьями, корой деревьев, соломой, травами, плодами, ягодами, семенами, шишками, ракушками, камушками. Узнают о способах хранения и времени их сбора, учатся фантазировать, видеть необычное в простых вещах и своими руками создавать настоящие шедевры.
Автор: Баженова Зоя Николаевна