Методические требования при изучении сказок на уроках литературы (чтения) в коррекционных классах.
Методические требования при изучении сказок на уроках литературы (чтения) в коррекционных классах.
При изучении сказок на уроках чтения в коррекционных классах школ 8 вида от учителя требуется сначала прочитать сказку вслух. Само слово «сказка» достаточно ясно говорит о том, что сказка сказывается.
Например, возьмем сказку «Царевна-лягушка». Учитель сначала читает в классе с выражением, обращает внимание на непонятные слова и выражения, так как многие слова, особенно устаревшие, дети не знают. Класс слушает с закрытыми книгами. Дома дети перечитывают сказку и готовятся ее рассказывать в классе. Но прежде чем выслушать сказку от учащихся, учитель обращает внимание на ее язык. Идет беседа о том, что в сказке все такое, «что ни вздумать ни взгадать, ни пером описать». Все самое лучшее: луки-туги, лебедь-белая, столы-дубовые. Учитель объясняет смысл и значение постоянных эпитетов, дети пытаются отыскать их в тексте.
Это упражнение ставит перед учащимися вопрос о том, что сказку нужно передавать особым языком, именно так, как она сохранилась в народной среде. Можно составить план пересказа в помощь детям, написать его на доске. Каждый пункт плана рассказывается разными учениками.
Рассказ повторяется, исправляется. Попутно вводится понятие о синонимах сказки ( ни вздумать ни взгадать; приуныла , запечалилась).
После этого первого пересказа должен следовать анализ сказки. Дети из курса предыдущих лет уже знают, что сказки складывались трудовым народом и передавались из уст в уста. Учитель проверяет их представления о фольклоре и углубляет их. Но основная цель беседы - понимание данной конкретной сказки. В ней именно показано обычное для народного сознания соединение обиды, убожества, с умом и красотой. Лягушка – она же красавица, Василиса Премудрая. Таково же противоречивое состояние Ивана – царевича: над ним смеются, он унижен женитьбой на квакушке, но он же достигает и великого счастья. Почему народ сочувствует именно этим героям? А потому, что они умны, добры, настойчивы, потому что обиженный и оскорбленный справляется со своей бедой, достигает счастливой жизни. В этой сказке воплощена мечта трудящихся о чудесном облегчении их непосильного труда, здесь показана идея связи человека с природой (через животный мир), мысль о подчинении животных человеку. Ведь люди с древних времен мечтали быстро передвигаться, отсюда «ковер-самолет», «сапоги-скороходы», вкусно поесть –«скатерть –самобранка», одолеть врага в бою –«шапка-невидимка», «меч-кладенец» и т.д. Учитель выделяет своими вопросами те места сказки, где за одну ночь появляются пироги, а потом ковры. Учащиеся вспоминают другие сказки с подобными чудесами. Затем учитель обращает внимание детей на отношение Ивана- царевича к животным и на их помощь в его борьбе со злом (Кащеем бессмертным). Ставится акцент на то, что если помогать окружающим, делать им добро, то и к тебе это добро обязательно вернется.
Уяснив путем беседы характер героев, поняв идейный смысл сказки в целом, дети рассказывают теперь ее полностью, начисто, что и выполняется одним из учеников.
Обратимся теперь к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях».
Эта сказка не является для многих из наших детей новинкой, они безусловно ее уже слышали или видели по телевизору. Поэтому можно дать им первую часть на дом для самостоятельного чтения. В классе мы попробуем попутно с пересказом разобрать то, что оказалось непонятным для детей. Учитель может дать краткий пересказ событий, происходящих в произведении, как бы направить детей, чтобы они поняли последовательность эпизодов. А дети попробуют уже более подробно пересказать текст, желательно зачитывая цитаты , наиболее ярко характеризующие то или иное событие или портретную характеристику героев. Задача в том, чтобы рассказ этот был довольно кратким, но не уходил, однако, от языка и стиля сказки.
На этом же уроке почитаем по ролям. Здесь главное, чтобы дети восприняли и поняли эмоционально-нравственные переживания не только положительных, но и отрицательных героев. Попробовали сами домыслить, почему же они так себя ведут.
На следующем уроке прочитываем вслух вторую часть сказки, анализируя дела и поступки и положительных, и отрицательных героев.
Третью часть учащиеся читают дома и по тому же принципу пробуют сами ее разобрать. Им предлагается заметить в этой части все, что показывает злобу царицы, и все, что свидетельствует о добрых качествах царевны. Но в классе вместе с учителем, конечно, проверяем, как дети справились с поставленной задачей. Таким образом делаются некоторые заготовки для итоговой беседы о героях сказки.
Следующий урок начинается не с характеристик героев ( к которым дети готовились), а с продолжения сказки, что более естественно. Учитель заканчивает сказку сам, читая классу вслух четвертую ее часть. Дети слушают с закрытыми книгами.
Сказка прочитана целиком. Начинаем беседу о сказке Пушкина. В этой беседе используется и то, что приготовлено по третьей части, вспоминается и первая, и вторая части, прочитанные и кратко рассказанные.
-Кто из героев сказки вам понравился? (Царевна, королевич Елисей, семеро богатырей)
-Почему же они понравились? Что в них хорошего?
-Припомните из сказки все то, что показывает добрый нрав царевны.
-Какова царица-мачеха? Найдите ее характеристику в начале сказки. Прочитайте, как сказался злой нрав царицы-мачехи в ее поступках? Найдите и прочитайте соответственные места сказки.
Можно провести сопоставление сказки Пушкина с народной сказкой «Морозко», с которой познакомились еще раньше. И в той и в другой сказке показано, как мачеха преследует падчерицу, как падчерица, в силу своих добрых качеств, достигает счастья. Заинтересует детей и сопоставление «зеркальца» сказки Пушкина с «собачкой» народной сказки.
На следующем уроке читаем сказку по ролям. Из третьей части – сцена с черницей (старуха, царевна, автор), заканчивая «И тиха, недвижна стала», из четвертой части – обращение Елисея к силам природы (Елисей, солнце, месяц, ветер, автор).
Подготавливая детей к выразительному чтению, учитель остановит их внимание на языке сказки, на деталях тех мест, которые взяты для чтения по ролям. Возьмем сцену со старухой. Какой рисуется в ней царевна? В чем видно ее внимание к старому и бедному человеку? Заметьте, она называет старуху «бабушкой». Почему же Пушкин называет ее «старушонкой»? Почему пес бросался на старуху и не пускал ее к царевне? В каких выражениях Пушкин передает состояние Соколки?
-Прочитайте, в каких выражениях описано яблочко: «Наливное, молодое, золотое», «Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно, золотисто, будто медом налилось». Пушкин столькими эпитетами описывает прелесть яблочка с определенной целью; царевна не могла не скушать его. Нужно уметь в чтении передать красоту и прелесть этого яблока.
-Обратите внимание на то, что Пушкин сам говорит о царевне:
«Вдруг она, моя душа, пошатнулась ,не дыша». В этом выражении «моя душа» высказана любовь автора к молодой царевне. Говорят еще так: «Она, моя голубушка». Или: « А он, мой ненаглядный»…
-Когда будете читать, вы должны помнить, что именно хотел сказать Пушкин. Старушонка злая, пусть она говорит ласковые слова, но они неискренни. Царевна приветлива и добра. Но не забудьте, что особенно много должен дать тот из вас, кто читает за Пушкина; автор все видит и все знает, значительны все его слова - и про старушонку, и про царевну, и про пса, и про яблочко.
Дети должны читать неторопливо, ровно, без особых нажимов на голос, просто, но сознательно, разумно и живо.
Подходим ко второму отрывку. Опять начнем с подготовки.
-Красно солнце. Что это значит? Прекрасное (тот же смысл и тот же корень «крас»). Сравним - красная девица.
-Почему царевич называет месяц «позолоченный рожок»?
Объясните слова «круглолицый», «светлоокий».
-На стороже – на страже. Сторожа – народный оборот. Стража – книжный.
-Что именно говорит о силах природы королевич Елисей в своих обращениях? Сравните обращение Гвидона к волне в «Сказке о царе Салтане» («Ты волна , моя волна…»). Пушкин описывает в сказках природу совершенно особенно – в виде обращения героя к силам природы, которые должны ему помочь.
После этой беседы, которая развертывает перед чтецами смысл и красоту пушкинского текста, дети начинают читать. Учитель исправляет ошибки и добивается хорошего исполнения. На последнем уроке, чтобы у детей запечатлелся еще и зрительный образ , показываем им мультипликационный фильм. Киностудия Союзмультфильм, Москва, 1951. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сценарий И. Иванова-Вано, Ю. Олеша, музыка Ю. Никольского.
Автор: Смирнова Алла Александровна