МЕТАФИЗИКА БЫТИЯ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
В статье ставится задача рассмотреть роман «Мастер и Маргарита» как парадоксальную литературную провокацию к осмыслению метафизики бытия в аспекте реальности потустороннего мира. Автор предлагает обратить внимание на тот факт, что М.А.Булгакова интересует метафизический человек, поэтому писатель «выстраивает» проблематику романа на триаде «Бог-человек-дьявол», что и определяет взаимоотношение смысловых и художественных структур произведения. Автор статьи отмечает, что «Мастер и Маргарита» - полотно литературных реминисценций, и без обращения к образам литературы в литературном тексте Булгакова найти ключ к творческому завещанию писателя невозможно. Апеллируя к трагедии И.В.Гете «Фауст», поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» и повести «Портрет», работе П.Флоренского «Мнимости в геометрии» как к аллюзиям текста Булгакова, автор приходит к выводу, что Булгаков не создает апологию дьявола, а наоборот, художественными средствами разоблачает в романе уловки темных сил, иносказательно напоминая человечеству о христианстве, а также ставит проблему ответственности художника за свое творение, демонстрируя эффект обратной связи творца и творения.
Автор: Белякова Марина Михайловна