Анализ произведений искусства
Примерные вопросы для анализа произведения искусства
Эмоциональный уровень:
• Какое впечатление производит произведение?
• Какое настроение пытается передать автор?
• Какие ощущения может испытывать зритель?
• Каков характер произведения?
• Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, , использование определенных архитектурных форм, использование определенных цветов в картине и распределение света в архитектурном памятнике?
Предметный уровень:
• Что (или кто) изображено на картине?
• Что видит зритель, стоя перед фасадом? В интерьерах?
• Кого вы видите в скульптуре?
• Выделите главное из того, что вы увидели.
• Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?
• Какими средствами художник (архитектор, композитор) выделяет главное?
• Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?
• Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)?
• Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?
Сюжетный уровень:
• Попробуйте пересказать сюжет картины.
• Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении.
• Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она оживет?
Символический уровень:
• Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?
• Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм, тембр и т.д.?
• Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?
• Что, по-вашему хотел передать людям автор произведения?
Источник: интернет
План анализа живописного произведения
1.Автор, название произведения, время и место создания, история замысла и его воплощение. Выбор модели.
2.Стиль, направление.
3.Вид живописи: станковая, монументальная (фреска, темпера, мозаика).
4.Выбор материала (для станковой живописи): масляные краски, акварель, гуашь, пастель. Характерность использования данного материала для художника.
5.Жанр живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись, панорама, диорама, иконопись, марина, мифологический жанр, бытовой жанр). Характерность жанра для работ художника.
6.Живописный сюжет. Символическое содержание (если есть).
7.Живописные характеристики произведения:
• цвет;
• свет;
• объем;
• плоскостность;
• колорит;
• художественное пространство (пространство, преображенное художником);
• линия.
8.Детали.
9.Личное впечатление, полученное при просмотре произведения.
План анализа скульптурного произведения
1.Автор, название произведения, время и место создания, история замысла и его воплощение.
2.Стиль, направление.
3.Вид скульптуры: круглая скульптура, монументальная скульптура, мелкая пластика, рельеф и его разновидность (барельеф, горельеф), скульптурный портрет, герма и т. д.
4.Выбор модели (реально существующий человек, животное, фантазия художника, аллегорический образ).
5.Пластика (язык телодвижений), светотеневая моделировка.
6.Взаимодействие с окружающей средой: цвет скульптуры
(раскраска) и цветовой фон окружающей среды, световые эффекты (подсветка); скульптура как элемент архитектуры, отдельно стоящая статуя и т. д.
7.Выбор материала и его обусловленность (мрамор, гранит, дерево, бронза, глина и др.).
8.Национальные особенности.
9.Личное восприятие памятника.
План анализа архитектурного произведения
1. Автор, название сооружения, время и место создания, история замысла и строительства.
2. Стиль, направление. Архитектура крупных или малых форм.
3. Место в архитектурном ансамбле (включенность, обособленность,
соотнесенность с пейзажем, роль органичной детали и т. д.). Тектоника: стеновых систем, каменной кладки, стоечно-валочная
конструкция, каркасное сооружение, сводчатая конструкция, современная
пространственная конструкция (складчатая, винтовая и др.).
4. Использованный материал и его участие в создании особого архитектурного облика. Характер его работы в конструкции (столбы — несут, своды-пружинят, карнизы-покоятся, арки-возносятся, купола-венчают и т. д.).
5. Своеобразие архитектурного языка в конкретном произведении,
выраженное через:
— симметрия, диссимметрия, асимметрия;
— ритм частей, деталей;
— объем (распластанный, вертикально суженный, кубический и др.);
— пропорции (гармония деталей и частей);
— контраст (противопоставление форм);
— силуэт (внешние контуры);
— масштаб (соотношение с человеком);
— цвет и фактура поверхности.
7. Национальные особенности сооружения.
8. Наличие синтеза искусств (связь архитектуры со скульптурой и живописью).
9. Личные впечатления.
Источник:
Описание и анализ произведения искусства
Алгоритмы анализа произведений искусства Еще одна методика анализа картины, которая была предложена А.Мелик-Пашаевым. На своих уроках я ее использую чаще всего при изучении исторического и бытового жанров. Предлагаю детям рассмотреть внимательно картину, при этом называю ее автора, но не указываю название. Затем предлагаю письменно ответить на предложенные вопросы. На вопрос №3 дети не отвечают письменно, мы его обсуждаем все вместе. Я заранее продумываю наводящие вопросы, которые помогут детям более полно раскрыть сюжет картины и дать глубокие ответы на остальные вопросы.
Вопросы к картине:
1.Как бы Вы назвали эту картину?
2.Нравится Вам картина или нет?
3.Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который ее не знает, мог составить о ней представление.
4.Какие чувства настроение вызывает у Вас эта картина?
5.Что, по Вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль, зачем он ее написал?
6.Что сделал автор для, того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?
7.Не хотите ли добавить или изменить что-то в Вашем ответе на первый вопрос?
8.Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталось ли Ваша оценка прежней или изменилась? Почему Вы так оцениваете картину?
Источник:
Журнал ИСКУССТВО В ШКОЛЕА.Мелик-Пашаев – «Детоводительство на получетвереньках» (К проблеме понимания авторского замысла)
Автор: Сорокина Агнесса Ивановна