Главная / Старшие классы / Изобразительное искусство

Обучение дошкольников пониманию содержания произведений изобразительного искусства средствами художественной выразительности

Скачать
16.76 КБ, 963907.docx Автор: Рычкова Ирина Борисовна, 4 Апр 2015

Изобразительное искусство – понятие, подразумевающее целую группу искусств, в которых художественный образ основан на непосредственном изображении видимого мира - это живопись, графика, скульптура, в отличие от других "зримых" искусств (театр, кино), и во времени. Зная особенности изобразительного искусства, педагог применяет художественное изобразительное искусство безмолвно и воспринимается только зрением.

Метод художественного анализа становится основным, ибо здесь широко используются приемы расчлененного показа - анализ отдельных элементов. Одним из инструментов проникновения в художественное произведение является структурный анализ, который позволяет исследовать произведение как систему элементов, как организованное множество. Структурный анализ – это анализ, который позволяет проникнуть внутрь произведения. Структура художественного анализа как метода эстетического воспитания определяется полнотой его включенности в триаду: художественный образ, художественный анализ и восприятие искусства. Анализ, соотнесенный со структурой художественного произведения, должен отображать следующие слои: понимание, сопереживание, эстетическое наслаждение и интерпретацию.

Специфичность художественного анализа как метода определяется тем, что картина анализируется параллельно с процессом восприятия на занятиях изобразительного искусства. Разбирая то или иное произведение, педагог призван оказывать определенное воздействие на зрительное восприятие. Организуя и направляя процесс ознакомления с картиной, он обучает дошкольника "смотрению". В этом смысле художественный анализ может быть охарактеризован как обучающий метод.

Основным приемом ознакомления дошкольников с изобразительным искусством является искусствоведческий рассказ взрослого. Выбор обусловлен содержанием и построением произведения. Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой:

Сообщение названия картины и фамилии художника;

О чем написана картина;

Что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено (цвет, построение, расположение);

Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения);

Что красиво показал своим произведением художник;

О чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно и подробно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

После этого приема правомерно предлагать конкретные вопросы, направленные на перечисление удивительного в картине, на детальное рассматривание ее, с тем, чтобы подвести ребенка к пониманию содержания произведения. Например: "Что изображено на картине? Как ты думаешь, что самое главное в картине? И т. д."

Эти приемы можно применять после того, как дети самостоятельно рассмотрели произведение. Затем задать им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником.

При проведении анализа художественного произведения педагогу важно учитывать один из законов художественного творчества и необходимое условие художественности: шедевры искусства - это органическая связь художественной формы и содержания. Содержание и форма не отделимы друг от друга - как в творческом процессе, так и в завершенном произведении. В этом случае можно использовать следующий прием: рассказ-образец личностного отношения взрослого к понравившейся картине. После этого рассказа речь у детей значительно обогащается.

После того как дети овладели навыком искусствоведческого рассказа, анализа картин, рассматривание картин начинаем с вопросов более высокого уровня.

"О чем картина? Как бы вы назвали картину? Почему так назвали?" Тем самым направляем внимание детей на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Что способствует развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Если ребенок затрудняется сразу ответить о чем картина, то используем прием точных установок. Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено. Что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина.

Это позволяет учить их логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Выбор изобразительных средств, становление художественной формы зависят от особенностей жизненного материала, который положен в основу художественного произведения; от характера идейно-эстетического осмысления материала, т.е. содержания. Важно донести детям, что замысел может остаться нереализованным, если художник не найдет для него выразительной формы. Органическая слитность содержания и формы являются необходимым условием эстетического наслаждения в процессе восприятия произведения искусства. Прием композиционных и колористических вариантов помогает решить трудности понимания в единстве содержание картины и формы его выражения. В этом случае взрослый показывает словесно или наглядно, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине.

Цвет в картине с самого раннего возраста вызывает у детей яркие эмоциональные реакции. Чтобы цвет стал "говорящим", в работе применяют прием колористических вариантов. Суть состоит в изменении колорита картины путем словесного описания.

Очень важно, чтобы произведение искусства приобрело для ребенка личностный смысл, чтобы он смог выразить свое отношение к произведению.

Содержание картины раскрывается с учетом восприятия и на основе анализа идеи произведения, сюжета, персонажей. От полноты восприятия художественного содержания, которая нередко связана с красноречием педагога, зависит полнота понимания его образа как средства отражения действительности в искусстве.

В реальной ситуации рассказ педагога идет параллельно со зрительным восприятием. Как только появляется изображение, зритель начинает его изучать, поэтому на первом этапе анализа необходимо использовать непроизвольно возникающее внимание детей. Организовать их зрительное впечатление от картины. Обычным способом такой организации можно считать описание произведения частично или полностью, которое следует логике развития художественной формы изображения.

Необходимо применять приёмы, активизирующие мыслительную активность ребенка: являются конкретные вопросы. Постановка вопросов "Что?" и "Чем?" (Что понравилось в картине?) позволяет ребенку выделить одного героя, а вопрос "Почему они ему понравились?" нацеливает на восприятие произведения как целостного художественного образа.

Как только дети научились вычленять и объяснять понравившийся в картине образ, можно ставить вопрос "Чем она понравилась?". Тем самым ребенок устанавливает элементарную связь между изображенными предметами и явлениями.

Описав изображение или сформулировав зрительное впечатление, можно переходить к следующим этапам анализа - выявлению различных сторон содержания, идеи, сюжета, стиля, изобразительных средств и т.п.

Взрослый постепенно вводит новые методические приемы:

Прием сравнения, - когда дают ребенку сравнить 2 картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение. А затем картины одного художника, но разного колористического решения: "Золотая осень" и "Март" И.И. Левитана.

Можно сравнивать по контрасту, настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Учить сравнивать картины по контрасту можно при помощи приема классификации картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру.

Пример: Развесив картины предложить детям рассмотреть и сравнить, что общего изображено в этих произведениях, чем они отличаются, предложить отобрать репродукции картин попарно: покой и движение, веселье, радость и задумчивость, грусть и т.д.

Следующий мысленный прием создания собственной картины по названию, данному художником. Ребенок учится самостоятельно творчески мыслить.

Можно также использовать дидактические игры: "Художественный салон" - продавец покупатель, "Выставка картин" - экскурсовод, "Найти ошибку" - что неправильно рассказал ведущий игры в искусствоведческом рассказе.

Мы готовим детей к дальнейшему анализу художественного произведения, делая акцент на тех или иных особенностях выразительных компонентов. Важно синтезировать на занятиях использование музыки, выразительного чтения, что усиливает интерес к искусству, обостряет эстетические чувства детей, повышает эмоциональную восприимчивость.


Автор: Рычкова Ирина Борисовна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
документ Обучение дошкольников пониманию содержания произведений изобразительного искусства средствами художественной выразительности Рычкова Ирина Борисовна 4 Апр 2015
документ Воспитание у дошкольников любви к Родине средствами художественной литературы и изобразительного искусства. Егорова Ирина Николаевна 4 Апр 2015
документ Воспитание у младших школьников любви к культуре русского народа средствами художественной литературы и изобразительного искусства Коржеманова Анастасия Петровна 31 Мар 2015
документ «Формирование у старших дошкольников навыков восприятия произведений искусства художественной направленности в рамках региональной экспериментальной площадки» Звягина Марина Евгеньевна 1 Апр 2015
презентация Освоение фактуры как средства выразительности изобразительного искусства Кучумова Елена Сергеевна 30 Мар 2015
документ Методическая разработка «Создание плаката средствами художественной выразительности» Кмитто Юлия Михайловна 1 Апр 2015
разное Програм Художественного образа Бабы-Яги и восприятия произведений изобразительного искусства. Веселкова Анастасия Игоревна 2 Мая 2015
документ Специфика организации фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства с дошкольниками. Грузинская Ольга Ивановна 13 Мая 2015
презентация, документ Обсуждение произведений изобразительного искусства с детьми дошкольного возраста. Лепп Наталья Анатольевна 21 Мар 2016
презентация Формирование духовно-нравственных ценностей средствами изобразительного искусства. Наталья Николаевна Панчук 30 Мар 2015
документ Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства Ленкина Маргарита Николаевна 21 Мар 2015
разное «Национальные традиции России средствами изобразительного искусства» Бартновская Светлана Александровна 1 Апр 2015
документ Развитие познавательных способностей детей средствами изобразительного искусства. Орлик Екатерина Сергеевна 31 Мар 2015
разное Приобщение школьников к национальной культуре средствами художественного слова и изобразительного искусства Тищенко Ольга Николаевна 9 Апр 2015
документ Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства. Попович Ирина Николаевна 4 Июл 2015
презентация Формирование духовно-нравственных ценностей средствами изобразительного искусства. Наталья Николаевна Панчук 7 Дек 2015
документ Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников средствами эмоциональной выразительности Тарасова Лина Евгеньевна 1 Апр 2015
документ Консультация для родителей «Развитие речи детей 2 – 3 лет средствами художественной выразительности» Консультация для родителей «Развитие речи детей 2 – 3 лет средствами художественной выразительности» Синякова Ольга Алексеевна 18 Окт 2015
разное Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства Смирнова Татьяна Александровна 5 Апр 2015
документ Мастер- класс для педагогов «Обучение дошкольников пониманию и принятию другого человека, как значимого и ценного» Гопкало Людмила Ивановна 31 Мар 2015
разное РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Юдина Юлия Геннадьевна 16 Апр 2015
документ Урок изобразительного искусства в 3 классе (региональный компонент) «Архитектурные памятники г. Белёва. Средства выразительности графического рисунка» Романовская Ольга Вячеславовна 30 Мар 2015
документ Развитие творчества в детском рисунке основными средствами художественной выразительности. Селитринникова Анна Александровна 21 Мар 2015
документ Статья "Воспитание будущего читателя средствами художественной выразительности в раннем и младшем дошкольном возрасте" Захарова Елена Юрьевна 23 Ноя 2015
презентация Творческий проект "Зарождение искусства".Для использования на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры. Бакутина Елена Ивановна 20 Мар 2015
документ Роль живописных произведений в развитии художественного восприятия изобразительного искусства Чернышева Наталья Андреевна 21 Мар 2015
документ Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений Костина Любовь Николаевна 21 Мар 2015
документ Реферат «Ознакомление детей дошкольного возраста с натюрмортом. Принципы отбора произведений изобразительного искусства» Жвания Индира Харитоновна 4 Апр 2015
документ К проблеме развития образной речи детей старшего дошкольного возраста на материале произведений изобразительного искусства Мельникова Людмила Александровна 15 Окт 2015
документ Технология «Образ и мысль». Организация фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства с дошкольниками 5 -7 лет. Методидеское пособие для педагогов ДОУ. Лигай Арина 15 Дек 2015
документ Творческий проект эстетического содержания «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи) Зозик Людмила Владимировна 30 Мар 2015
документ воспитание дошкольников средствами художественной литературы Мархель Лариса Ивановна 19 Дек 2015
презентация обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания. Григорьева Ольга Леонидовна 30 Мар 2015
документ Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства Шарко Елена Васильевна 31 Мар 2015
документ Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства Шарко Елена Васильевна 31 Мар 2015
документ Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства. Глушко Валентина Викторовна 23 Апр 2015
документ Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства Очирова Вера Эльдяевна 21 Окт 2015
документ План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии" Студеникина Вера Сергеевна 20 Мар 2015
документ МАСТЕР-КЛАСС «Использование художественной нетрадиционной техники изобразительного искусства — пластилинографии. Карлсон». Дворниченко Мария Владимировна 30 Мар 2015
документ Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» (4 класс). Свечникова Светлана Борисовна 27 Июл 2015