Работа с репродукциями произведений живописи в начальной школе. Анализ картин (схема)
Рассматривание репродукций картин известных художников играет огромную роль в развитии эстетического восприятия детей, обогащает новыми знаниями и сведениями, способствует уточнению имеющихся у них представлений и понятий. Произведения живописи, как источники ярких впечатлений, воздействуют на эмоции детей. Картины помогают сосредоточить внимание на определённой теме, приучают к последовательности в изложении мыслей. Репродукция картины не просто наглядное пособие на уроках чтения, истории, русского языка, окружающего мира, а его органичная часть.
Для анализа произведений используются знания, полученные ранее: во время экскурсий, лекций в музее, при работе с дополнительной литературой и т.д., сам же урок остаётся целостным, логически подчинённым тем задачам и методическим требованиям, которые предъявляются по данному курсу. Главная цель беседы по картине - это «подведение школьников к пониманию замысла художника и тех средств выразительности, которые использовал автор для его достижения» (Н.Ф. Виноградова)
Выделяются два основных подхода к восприятию школьниками произведений живописи (или репродукций картин).
Первый – аналитический (структурный) В нем преобладает логический анализ произведения искусства, который сводится, прежде всего, к усвоению содержания картины.
Второй – эмоциональный. Здесь отдается предпочтение эмоциональному всматриванию, вслушиванию, прочтению произведения искусства.
Но если говорить об использовании живописных произведений искусства как средства развития речи младших школьников, то надо учитывать в работе оба подхода. Последовательность анализа картин может быть разной.
Это зависит:
– от особенности самой картины (натюрморт, пейзаж, сюжетная картина);
– от поставленных целей;
– от возрастных особенностей учащихся и уровня развития художественного восприятия.
Основные этапы структурного, эмоционального, и полного анализа картин представлены в следующей схеме.
Автор: Жилинскас Елена Викторовна