Роль игр в усилении познавательного процесса на уроках истории и во внеурочное время.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать увлекательной работу учащихся по запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организации формирования знаний, умений, навыков", можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.
Игра повышает мотивацию, ибо нацелена не на результат, а на процесс. Но в том-то и секрет, что, играя, они учатся, даже не зная об этом. В игре активны все, потому что участниками движет азарт. Увлекшись решением учебных задач, дети не замечают, что продолжается познание. Они запоминают новое, развивают фантазию, вспоминают изученный материал, применяют его в необычных ситуациях. Игра создает атмосферу соревнования, заставляющего школьникам не просто механически запоминать известное, но и думать, сопоставлять, оценивать. Но самое важное, что не по необходимости, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в различных сочетаниях и формах.
Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память и воспроизведение, и поэтому является более надежным способом усвоения и применения знаний. Таким образом, игровая деятельность выполняет следующие функции:
1. Развивающую, способствующую развитию воображения, фантазии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; 2. Коммуникативную, предполагающую установление эмоциональных контактов, объединяющую детей в мини-коллективы; 3. Обучающую, нацеленную на расширение кругозора, развитие логических и аналитических способностей; 4. Развлекательную, нацеленную на создание благоприятной атмосферы сотрудничества, связанной с получением удовольствия и положительных эмоций; 5. Релаксационную, ориентированную на снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения, состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственного изучения нового материала.
Организация изучения нового материала на уроке достигается:
- посредством устного изложения материала; посредством работы с печатным текстом; в процессе работы с наглядностью; в ходе практической работы учащихся.
Устное изложение исторического материала реализуется посредством таких приёмов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение.
Устное изложение может стать рабочим элементом игры, её частью, либо выступить подготовкой к ней. Игра может вобрать в себя такие приёмы устного изложения, как сюжетно-образное повествование, художественное (картинное) описание, образная характеристика и др
При изучении нового материала очень большое значение имеет наглядность. Наглядность бывает изобразительная, предметная и условно-графическая. Игровые возможности наиболее реализуемы применительно к первым двум.
Практическая работа на уроке используется не так часто в школьной практике. Обычно она занимает часть урока, реже – целый урок. Примерами практической работы могут быть: работа с контурной картой, конструирование макета или модели и др. Практические работы могут осуществляться с видеорядом и с компьютерными программами.
К дидактическим играм на закрепление, повторение и обобщение исторического материала относятся: 1. игры с правилами, они делятся на словесно-логические и игры – головоломки 2.ролевые 3.комплексные игры
Словесно – логические – это игры, в которых на основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов, вопросов, фраз, небольших отрывков текста.
Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а это может помочь в дальнейшем дифференцировать задания. Кроме того, проводя посредством игры работу по закреплению или повторению пройденного материала, учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо внимания учащихся. Игры – головоломки – это занимательные задачи и задания, в которых умственная нагрузка замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания.
Игра позволяет осуществить связь времён прошлой и настоящей эпохи, углубить знания географической (исторической) карты. Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, даёт возможность отдельным учащимся глубоко изучить исторический материал и проявить свои знания в форме, отличной от традиционного ответа (доклад, реферат и пр.).
Игры при изучении нового материала и варианты дидактических игр на повторение, закрепление и обобщение исторического материала на уроках истории позволяют заинтересовать учащихся материалом изучаемого курса, активизировать познавательную деятельность и их работу, развивать память, внимание, смекалку.
На основе рассмотренного материала я считаю, что огромное влияние на учебный процесс оказывает такая форма активизации познавательной деятельности, как игра. Учитель, усвоив содержание предложенных методов, может творчески подойти к реализации задач учебного процесса.
Автор: Черкасова Елена Алексеевна