"Нетрадиционные техники рисования,как средство развития художественно-творческих способностей детей". (из опыта работы)
Актуальность опыта:
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник представляют широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.
Задачи:
- Обучать нетрадиционным способам рисования, учить активно и творчески применять усвоенные способы в изодеятельности;
-Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними, побуждать детей изображать доступными им средствами изобразительности то, что для них интересно или эмоционально;
- Развивать умение планировать свою деятельность;
- Воспитывать интерес к художественному творчеству .
Цель: Формировать художественные способности и нравственные черты личности через нетрадиционные техники рисования.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта обоснование выдвигаемых принципов и приёмов) Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Новизна педагогического опыта заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Ведущая педагогическая идея способствовать развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазию, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2. Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ.
3. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
6. Сформировать у детей технические навыки рисования.
Оптимальность и эффективность средств. Разработка специального цикла занятий с использованием нетрадиционной техники рисования, включающих систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр все это позволило подвести детей от низкого уровня развития к более высокому. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.
Монотипия – Данную технику мы с ребятами использовали для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т. д.) . Техника почти схожая по исполнению с кляксографией: дети складывали лист бумаги пополам вертикально, на одной половинке рисовали подетально объеты пейзажа, затем исполняли красками каждый элемент композиции. Лист складывали по линии сгиба и аккуратно проглаживали, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, тогда рисунок приобретает более четкие контуры, чем его отражение в воде. Так же с помощью данной техники мы получили замечательные изображения отражения объектов на водной глади: лист складывали горизонтально и на верхней его части рисовали будущий пейзаж (лес, горы, дом, небо, облака и др.) . Затем лист складывали и проглаживали. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на водной глади.
Набрызг - Для занятий потребовалось: старая зубная щетка, расческа с частыми зубчиками, гуашь, бумага, шаблоны и силуэты. На кончик щетки мы набирали немного краски. Над листом бумаги располагали расческу и несильно проводили по ней ворсом щетки. Брызги разлетались по листу. Так мы с детьми изображали звездное небо, салют, снег. А также мы брали готовый шаблон, размещали на листке бумаги и разбрызгивали краску. Аккуратно после высыхания удаляли шаблон. Рисунок дополняли другой техникой или аппликацией.
Шаблонография - Чтобы нарисовать предмет нам с детьми пришлось представить, из каких геометрических форм он состоит, так лучше они узнают форму в игрушках, в предметах окружающей действительности. С каждым последующим занятием опыт ребенка становится шире, и он начинает понимать, что каждый сложный предмет можно изобразить с помощью простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников. На следующем этапе я предложила ребенку образцы рисования различных предметов при помощи шаблона геометрических фигур. Где ребенок учился обрисовывать геометрические формы простым карандашом, создавая единое целое. Затем готовую композицию выполняли в цвете. Постепенно усложняя задания, предполагала все большую самостоятельность действий ребенка. Для непосредственного создания рисунка мы с детьми обрисовывали основную, самую крупную форму, а затем переходили к деталям. Показателем полного овладения этой технологией (шаблонография) послужило самостоятельное умение ребенка придумать сюжет и воплотить его в рисунке.
Техника тычка - Эту технику я начала использовать в средней группе, постепенно усложняя ее. Ранее изучив с детьми метод рисования пальчиком не вызвал никаких сложностей при работе в технике тычка. При работе этой техники рисования я использовала ватные палочки: ребенок опускал в краску ватную палочку и ударял ею по листу сверху вниз, при этом оставался четкий отпечаток определенной формы. А еще ребенок делал тычок целенаправленно по готовому контуру и внутри него в результате объект получился интереснее, его фактура неоднородной. При ритмичном нанесении тычков мы изображали падающий снег, украшали готовый силуэт орнаментом состоящих из одинаковых элементов.
Рисование пальчиками - В этой технике я использовала разные способы примакивания пальцев: кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги, которые дали разнообразие отпечатков. Пальчиковый прием позволил детям органично почувствовать изобразительный материал. Его свойства — вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное средство. В ходе работы дети дополняли предложенный мною сюжет, рисовали: дождь, снег, почки на деревьях, бусы, елочные игрушки и т. д.
Рисование солью - Эту технику я использовала для получения необычной структуры рисунка. Нарисованный краской рисунок дети посыпали солью до высыхания краски. Соль пропитывалась краской и после полного высыхания у ребят получалась необычная объемная композиция. Оставшуюся соль удаляли пальчиками или сухой тряпочкой. Соль использовали разного помола. Пятнышки, оставшиеся на месте соленых крупинок, заметнее на темном фоне.
Оттиск поролоном - Оттиск – отпечаток, воспроизведение, изображение, полученное надавливанием. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоновые заготовки я делала в виде геометрических фигурок (квадраты, четырёх угольники, овалы, круги, треугольники и другие). Для получения изображения дети прижимали поролоновую фигурку к штемпельной подушечке с краской и наносили оттиск на бумагу. Для изменения цвета мы брали другие штемпельные подушечки и поролон.
Кляксография - В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В понимании многих детей клякса ассоциируется как неряшливость, неаккуратность. Поэтому моей задачей являлось сделать кляксографию обучающей и развивающей техникой в художественно-творческой деятельности детей. В процессе рисования сначала получали спонтанные изображения. Затем дети дорисовывали детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Для зеркальной симметричности дети складывали лист пополам и на одну сторону капали жидкой краской, затем плотно прижимали. В итоге получились необычные причудливые узоры. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок.
Раздувание краски - Эта техника чем-то похожа на кляксографию. Также, как и при кляксографии на лист бумаги мы наносили несколько капель жидкой краски, но лист не складывали, а брали трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки дети направляли в центр кляксы, а затем с усилие дули в трубочку и раздували кляксу от центра в разные стороны. Детям очень понравилось, когда у кляксы разбегались в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.
Фотокопия – рисование свечой - Для основного рисунка использовали любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок. Невидимые контуры не будут окрашивались при нанесении поверх них акварельной краски, а проявлялись, как это происходит при проявлении фотопленки.
Каракулеграфия - на листе бумаги мы с детьми рисовали различные каракули (можно недорисованный контур предмета, в них мы рассматривали какие-то объекты и старались их дорисовать, дополняя их необходимыми элементами. По сложности задач, развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений. Если ребенок испытывал затруднение в узнавании объектов, я использовала наводящие вопросы, загадки.
Рисование музыки - Если представить, что звукам соответствуют определенные цвета, а сочетаниям звуков — определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетическое ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри.
Весь материал и применяемые нетрадиционные техники подбираю в соответствии с возрастом детей, а также с учетом их направленности на развитие творческих способностей. Стараюсь подвести детей к самостоятельному и последовательному выполнению работы, после выполнения которой, провожу беседу, в которой помогаю детям рассказать об изготовленном предмете.
Часто организую коллективную работу детей, т. к. это способствует развитию личности ребенка, умению действовать вместе, сообща, доброжелательное отношение к сверстникам.
Работа с детьми по данной проблеме ведётся систематически и последовательно, изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных материалов и техник планируется 2 раза в месяц. Системность и последовательность проводимой работы дает положительные результаты. Дети постепенно без особого напряжения, овладевают практическими навыками и умениями: вырабатывается устойчивый навык правильно и уверенно держать карандаш проводить линии, без особого труда могут отщипывать маленькие кусочки от большого, работать с мелким материалом (ватной палочкой, ватными шариками, что говорит о положительной динамике развития творческих способностей. Дети создают и передают в творческих работах определенный предмет, проявляют самостоятельность при выполнении работы
Игровая деятельность ведущий вид деятельности детей, организация которой особенно важна в дошкольном возрасте, именно поэтому, активно включаю в работу с детьми игры.
Прекрасной мотивацией для выполнения творческой работы является фольклорное слово (потешки, сказки, стихи и т. д., а также рассматривание иллюстраций, картин («Животные», «Времена года» и т. д.) .
Широко использую практический показ, т. к. дети дошкольного возраста не всегда могут представить конечный результат своего труда.
Рисование требует от ребенка внимания, усидчивости, терпения, определенных усилий руки, поэтому применяю пальчиковую гимнастику, которая позволяет в игровой форме снять детям напряжение, сохранить интерес к выполняемой работе
Большое внимание уделила созданию предметно – развивающей среде в группе по данному направлению: оформила панно, дидактические игры на развитие мелкой моторики, уголок художественно – творческой деятельности содержит широкий спектр материалов по изобразительной деятельности детей раннего возраста
Родителей моих воспитанников очень заинтересовали совместные практические открытые занятия, на которых они имеют возможность стать «детьми» и вместе создать творческую поделку или нарисовать рисунок. После таких занятий я организую выставки совместных детско – родительских работ, которые с большим удовольствием посещают не только родители и дети моей группы, но и дети, родители других групп, а также сотрудники нашего детского сада
В помощь родителям я изготавливаю и провожу консультации по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, а также организации продуктивной деятельности детей дома .
Результативность опыта
Работа по развитию творческих способностей детей через различные виды продуктивной деятельности способствовала:
Дети знают различные нетрадиционные изобразительные материалы, умеют самостоятельно выбрать материал для выполнения творческой работы;
У детей сформировались практические умения и навыки действий с различными видами материалов (бумага, салфетка, картофель, вата, глина, соленое тесто, поролон, пробка, ватные палочки),
Дети овладели определёнными нетрадиционными изобразительными техниками («рисование пальчиком», «ватной палочкой», «ладошкой», «оттиск пробкой, печатками из картофеля, поролоном»; «скатывание», «рваная бумага») ;
Появился устойчивый интерес и желание выполнить творческую работу.
Более успешной реализации поставленных задач способствовало применение дидактических игр на развитие творческих способностей и развитие мелкой моторики;
Развивающая среда в группе оформлена с учетом проводимой работы: представлен разнообразный наглядный материал, художественная литература, различные поделки.
В работе с детьми широко использую пальчиковую гимнастику и упражнения для рук с музыкальным сопровождением, что даёт детям положительный эмоциональной настрой, усиливает творческое воображение, повышает активность.
Анализируя свой опыт работы, могу отметить, что данная система работы помогла значительно повысить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста и поставленные задачи, были решены.
Автор: Шачнова Вера Александровна