Главная / Дошкольное образование / Разное

Национально-патриотическое воспитание

Национально-патриотическое воспитание - это процесс формирования национального самосознания. Национальное самосознание - это понимание своего места и своей значимости, прежде всего наше уважительное отношение к самим себе, наше понимание того, откуда мы, какие мы, почему мы именно такие и в чем наше предназначение. Каждый человек - часть того народа, той нации, к которому он относится. Человек должен знать историю, культуру, традиции своего народа, гордиться своим народом и уважать другие народы.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать национальное самосознание.

Одна из ключевых идей любой традиционной культуры - это идея изначальной сопричастности, в ряде случаев - человека к природе, от которой он себя не отделяет и в которой находит силы не только для физического поддержания жизни, но и духовного, личностного роста. Интернациональные заповеди «Человек - дитя природы», «Природа - дом человека» издревле известны якутам. Сознанию человека традиционной культуры была чужда альтернатива: «Природа - храм или мастерская?». Родовым понятием по отношению к понятиям «храм» и «мастерская» является понятие «дом» Как известно, термины «экология», «экологический» происходят от греческого слова oikos, что означает дом, родина. Поэтому обращение к этнокультурным традициям при построении содержания и форм национально-патриотического воспитания дошкольников через знакомство с экологией якутского края современных детей будет обеспечивать реализацию национально-регионального компонента государственных стандартов образования как это в целом предусмотрено Законом РФ «Об образовании».

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что еще выдающиеся античные мыслители (Демокрит, Платон, Аристотель), затем классики мировой и отечественной педагогики (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г Песталоцци, А. Дистервег, Ф. Фребель, Л. Н.Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский) и др считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, а в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и развития личности. Идея необходимости организованного приобщения детей к миру природы, которая получила свое наиболее полное оформление именно в дошкольной педагогике (М. Монтессори, А.С. Симанович, Е.Н. Водовозова, Е.А. Флерина, А.П. Усова и др.) и разностороннюю реализацию в практике дошкольного образования.

Актуальность темы определена тем, что на протяжении последних десятилетий необходимость национально-патриотического воспитания и образования подрастающих поколений становится все более острой. Сегодня эта необходимость не нуждается в специальном обосновании, приоритетное значение приобретает вопрос о разработке новых подходов к его построению. Указанная область, являясь сравнительно молодым направлением в педагогической теории и образовательной практике, уже испытывает очевидную инерцию традиционных представлений, имеет целый ряд исследований, посвященных национально-патриотическому воспитанию дошкольников через экологию, но они затрагивают лишь отдельные аспекты, мало учитывают современные реалии и до настоящего времени недостаточно изучены инновационные направления национального самосознания и патриотического воспитания.

В соответствии с этим, целью моей работы явилась разработка инновационных направлений национально-патриотического воспитания дошкольников через знакомство с экологией якутского края.

Задачи:

1) создать условия для формирования национального самосознания у детей дошкольного возраста через знакомство с экологией якутского края;

2) привить любовь к природе, развить экологические знания, умения;

3) разработать и апробировать основные направления, сочетая инновационные формы психолого-педагогической работы в организации национально-патриотического воспитания дошкольников через знакомство с экологией якутского края.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 48 источников.

1. Психолого-педагогический аспект национально-патриотического воспитания дошкольников через знакомство с экологией якутского края

  • Особенности организации процесса национально-патриотического воспитания дошкольников в этнопедогике
  • Особенности организации процесса национально-патриотического воспитания дошкольников в этнопедагогике заключается в раскрытии методологического контекста и в современном подходе к разработке проблематики экологического воспитания дошкольников, уточняется содержание понятия «национально-патриотическое сознание», анализируется система воспитания коренных народов Якутии.

    В рамках содержания образования, как и в рамках предмета самого экологического знания, экологическая проблематика оказалась сведенной к природно-экологической. Во-вторых, утвердилась «парадигма ЗУН» в форме преобладающей установки на «ознакомление с природой» и вооружение детей умениями и навыками взаимодействия с конкретными природными объектами (при установлении ближайших связей между ними на основе полученных знаний). В-третьих, сами эти знания, умения и навыки носили преимущественно специализированный, утилитарно-эмпирический характер (по В.В.Давыдову). В-четвертых, формируемые у детей представления о природных фактах и явлениях выступали как конгломерат «упрощенных» до уровня детского восприятия разрозненных сведений из области естественнонаучных дисциплин.

    С другой стороны, это соответствовало узкому и в то же время доминирующему пониманию принципа природосообразности воспитания. Традиционно он отождествлялся и поныне отождествляется с требованиями:

    а) учитывать в педагогическом процессе наличные психофизиологические особенности (возрастные возможности) отдельного ребенка;

    б) поддерживать систематический контакт ребенка с ближайшей - близкой и доступной ему природной средой, в которой он чувствует себя и развивается наиболее естественно.

    С подобными требованиями действительно едва ли целесообразно спорить. Но тогда возникает вопрос, аналогичный тому, который в 1974 г В.В. Давыдов сформулировал по отношению к принципам традиционной дидактики - доступности, сознательности и пр.: а велика ли «мудрость» этих принципов, если они декларируют столь тривиальные вещи?

    В педагогике Нового времени принцип природосообразности формулировался как оппозиционный и вместе с тем как дополняющий по отношению к принципу культуросообразности. В русле этой традиции, впитавшей дух европейского рационалистической философии, например, немецкого спирутализма - у Ф. Фребеля, принцип природосообразности требовал не только и не столько ориентации на «естественные» темпы психофизического роста ребенка и наличные условия его природного окружения, сколько - на универсальные метафизические законы и принципы существования Мироздания в целом и Мира живой природы в частности. Поэтому проблема «природосообразного-культуросообразного» не может интерпретироваться в современных терминах «биологического» и «социального», «наследственности» и «среды» и т п.

    В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков и Л.В. Школяр отмечают особую значимость этого момента, т.к. «Природа (понимаемая философски, а не с точки зрения специальных естественнонаучных представлений о разного рода физических, химических, биологических и пр. данностях) и Культура образуют ветви единой всеобщей формы, в которой совершается процесс миростановления».

    Национально-патриотическое сознание является не специализированной функцией, а всеобщим выражением «человеческого в человеке», основы которого закладываются именно в детстве. Его предпосылки возникают в раннем онтогенезе. Прежде всего, это самобытная детская - образно-смысловая картина мира как проблемного целого. Такая картина мира традиционно считалась стихийно складывающимся образованием. Еще в 1920-х гг. Ж. Пиаже писал о своеобразной «детской концепции мира», которая возникает спонтанно и радикально отличается от «взрослой». Однако, как показывают исследования научного коллектива В.Т. Кудрявцева в данном вопросе развивающего линию Л.С. Выготского – Д.Б. Эльконина, сколь бы спонтанными и необычными ни были представления ребенка о действительности, они всегда отражают специфический способ его интеграции в человеческую культуру. Этим определена возможность и необходимость культивирования детской картины мира внутри образовательного процесса, ее преимуществ, сильных сторон.

    С моей точки зрения, ее «сильные» стороны совпадают с основными характеристиками экологического сознания как достаточно универсального смыслового, у ребенка - преимущественно чувственно-эмоционального обобщения своих взаимоотношений с природной и социальной действительностью, с самим собой, а также мировоззренческих позиций и установок других людей, обусловливающих эти взаимоотношения.

    Образ смыслового целого возникает в сознании ребенка раньше детализированного образа частей этого целого, в то время как способность «видеть целое раньше частей» принадлежит к составляющим продуктивного воображения. Это придает сознательному образу творческий характер смысловое отношение к действительности ярко проявляется в феноменах детского анимизма – наделения неживых вещей свойствами живого, артифициализма - стремления рассматривать окружающий мир как продукт чьих-то творческих усилий, одушевления неодушевленного, эмоционального сопереживания предметам и др.

    Все это привносит в отношение ребенка к миру необходимый элемент осмысленности, задает специфическую позицию деятеля, в которой ребенок становится субъектом - «соавтором» единого процесса многообразных изменений действительности, чувствует себя совладельцем универсального магического жезла, по мановению которого происходят эти изменения, сами по себе таинственные и необъяснимые. Наконец, это подпитывает присущее детству чувство «базисного доверия к миру» раз действительность кем-то сотворена, значит, этот «некто» «совершенный субъект», по Б.Д. Эльконину) несет ответственность за свое творение, которое не может таить для ребенка опасности и угрозы.

    В итоге смысл начинает превалировать над утилитарной целесообразностью, что и является одной из специфических черт национально-патриотического сознания.

    Детская картина мира, подчас объединяя и инвертируя в себе необходимое и случайное, общее и частное, идеальное и реальное, существующее и вымышленное, возможное и невозможное, призвана не столько упорядочивать действительность, сколько глобализировать локальные проблемы и «культурные темы». Именно с такой глобализации начинается экологическое сознание.

    «Глобализм» детского мировидения является не только следствием его психологической «незрелости». По справедливому мнению В.Т. Кудрявцева, поныне не изжит педагогический предрассудок, заставляющий видеть в дошкольнике, затем и в младшем школьнике, что показал В.В. Давыдов существо, которое живет лишь в плену своего индивидуального повседневного опыта, а все новое, необычное, неизведанное пытается преломить сквозь его узкую призму. Возвыситься над горизонтом этого опыта ему якобы не по силам. Отсюда и призывы знакомить детей только с «доступным», традиционных дошкольных программ, перенасыщенных «взрослыми» обыденными, житейскими знаниями, которые ребенок может почерпнуть и обычно черпает вне стен дошкольного учреждения.

    Дошкольникам, например, свойственны «наивные» вопросы и размышления относительно природы таких универсальных явлений, как Жизнь, Космос, Истина, Добро, Дула, Мысль и т. д. Эти вопросы и размышление, хотя и носят косвенный характер, они формулируются не на понятийном научно-философском языке, а на языке образов, эмоциональной интуиции, «неясных знаний», по терминологии Н.Н. Поддьякова, все же затрагивают вечные темы, которые столетиями занимают коллективный разум человечества: «Какая часть меня - действительно я?», «Может ли корабль, в котором заменены все его части, считаться тем же кораблем?», « Животных есть стыдно? Почему люди едят животных? Я не буду больше есть мясо» Эти предкатегориальные способы постижения действительности направлены на проблематизацию ее повседневно складывающегося образа, включая сюда тот, который в педагогической форме задают ребенку взрослые. Рассматривая обыденные факты с точки зрения таких «предкатегорий», ребенок не столько обобщает эти факты в формальном плане, сколько дает им метафорическое, иносказательное толкование. Такая метафоризация позволяет выявить ребенку общий смысл тех многообразных явлений, с которыми он сталкивается повседневно. Она придает содержательную форму категориям обыденного детского опыта. Но при этом ребенок не просто преодолевает границы индивидуального наличного и социального опыта. Он реализует свое спонтанное стремление поддерживать изначальное чувство внутреннего родства с миром как целым, включая его «человеческое измерение», принимая на себя универсальные, глобальные, «вечные» проблемы этого мира и пытаясь их по-своему осмысливать. Это и побуждает ребенка к творческой интерпретации окружающей действительности (природной и социокультурной) и своего места в ней. Именно инстанция сознания «Я - в мире» концентрированно выражает для него смысловое и целостное восприятие мира, становится своеобразной моделью действительности. Самопознание начинает выполнять функцию средства познания окружающего.

    Исходя из этого, можно сформулировать цель национально-патриотического воспитания - развитие творческих способностей, обеспечивающих построение смысловой картины мира как целого, полноправным представителем которого выступает действующий, познающий и переживающий человек, и тем самым - формирование основ этико-экологического сознания. Достижение этой цели, составляет, в частности, важнейшую предпосылку для последующего освоения детьми того образа действительности, который задан через содержание дошкольного образования.

    1.2. Экологическая культура народов Якутии как средство национально-патриотического воспитания дошкольников

    Республика Саха (Якутии) - это территория проживания народов саха, эвенов, эвенков, юкагиров, долган и чукчей и др. В суровых климатических условиях проживания каждый народ создал свой неповторимый уклад жизни, язык, самобытную культуру и пронес их через века. Этот уникальный коллективный опыт на протяжении многих веков был накоплен и сформирован в естественной природной среде обитания народов и передавался из поколения в поколение.

    Общеизвестно, что на протяжении советского и постсоветского периода истории России традиционные уклады жизни народов Севера и Сибири, в том числе - якутов подверглись разрушению: утраты культуры, языка, традиций и т.д. Конечно, сопутствующая этому социально-экономическая и культурная модернизация имела и свои позитивные следствия, т.е. развитие производства и его инфраструктуры, повышение образовательного уровня населения, расширение возможностей для освоения достижений индустриальной цивилизации и т.д.

    Однако при этом были деформированы исконные, несущие конструкции этнокультурной системы, включая архетипы этнического сознания. Например, интенсивная эксплуатация природных недр (добыча нефти, газа), особенно, если она принимает форму хищнического истребления, вела не просто к обострению экологической ситуации, не говоря уже о том, что северные регионы уже по естественным причинам представляют зону «экстремальной экологии». Скважины и трубы в северных недрах, нефтяные озера в тундре (нефть, потерянная при форсированном и неэффективном способе добычи) и т.д. для представителя традиционной культуры - охотника, рыбака, оленевода - является посягательством на его собственную священную плоть, которая согласно мифологическому миропониманию, является продолжением телесного и духовного мира человека. Поэтому природно-экологический кризис северных территорий с неизбежностью оборачивается культурно-антропологическим кризисом северных народов.

    Проблема сохранения северных культур давно вышла за рамки риторических утверждений. Для их представителей обращение к своим историческим традициям становится гарантом выживания в современном мире, что предполагает определение своего места в нем самосознания своей природы как источника не только физических, но и духовных сил, личностного роста способствует нахождению ими своего исторически неповторимого вектора в общем, процессе преемственно-поступательного развития культур в начале третьего тысячелетия.

    Идеалом существования северного человека традиционно считалась жизнь в согласии с природой и обществом. Состояние хрупкости природы всегда воспринималось и осознавалось народами Севера как предмет особой заботы. Они стремились сохранить этот баланс устойчивости самоограничением в охоте, рыбалке, во всех видах их присваивающей экономики. Считалось недопустимым ранить землю. Человек имел право пользоваться ее дарами, но не больше, чем ему нужно для сохранения жизни. Главный принцип: «не навреди природе и пусть после тебя все останется, как было, ничего в ней не меняй и не перестраивай»,- оставался экологическим императивом циркумполярной цивилизации.

    Человек чувствовал себя органичной частью природы, и в то же время природа воспринималась как живое существо, подобное ему. Вследствие этого установились отношения партнерства, уважения, соблюдение принципа разумной достаточности во всем. Обо всем этом свидетельствуют, сохранившиеся по сей день многие охотничьи законы и обычаи. Они регулировали не только взаимоотношения людей с природой, но и распространялись на их социальную жизнь. Единство «экологического» и «этического» было всегда присуще культуре северных народов, всячески акцентирующей «кровную родственность» человека и природы. Примечательно, что это характеризует и те северные (сибирские) народы, которые проживают за пределами Якутии. Так, в традиционной этике хантов были заложены своеобразные «природоохранные функции». Например, одним социальных группам запрещалось убивать гагару, лебедя, а другим - употреблять в пищу щуку, что стихийно оберегало от исчезновения разные виды животных. Священные места у северных народов напоминали современные заказники. Для таких мест провозглашалась «неприкосновенность» земли, воды, рыбы и т.д. Даже дрова для разведения священного костра приносились с собой.

    Человек с детства понимал, что любой ущерб природе с его стороны немедленно вызовет ответную реакцию, чреватую негативными последствиями для него и его близких. Находящаяся в хрупком равновесии природа Севера действительно чутко реагирует на любые попытки подорвать его. Аналогичным образом и северная цивилизация развивалась благодаря ее устойчивости к природным факторам.

    Эти установки были восприняты и народной педагогикой. В ее основе - идея «образования ума и сердца», что особенно ярко проявлялось у народов, живущих в экстремальных климатических условиях. Суровые природные условия выработали у народов отличительные черты национального характера, среди которых на первом месте стоит взаимопомощь, крайне необходимая всякому, живущему в условиях тайги, тундры, где расстояния между селениями подчас измеряются сотнями километров. Становление личности ребенка осуществляется на основе исторически сложившихся принципов самовоспитания в соответствии с естественными условиями Якутии.

    Народная педагогика - своего рода общественное самосознание народа, рефлексия этнокультуры Она возникла и развивалась на основе размышления, осмысления и обобщения поступков отдельных людей, осведомленности об эффектах реализации тех или иных моделей социальной деятельности и социального поведения в целом и, главное, - способов введения растущего человека в человеческую общность. При этом взрослые люди входят в контакт с детьми чаще всего не потому, что всегда непременно исполняют роль старших и сознательно преследуют педагогическую цель, а выражают тем самым свое бескорыстное отношение к миру детства, свое стремление к общению с ним и приобщению к нему.

    Традиционная педагогика якутов имеет специфические инварианты - условия, содержание, формы и методы воспитания. Они получают обоснование в таких приоритетных идеях воспитания, как идеи игры, труда, общения, сочетания слова и дела, взаимосвязи физического и духовного роста, примера-идеала, «воспитания всем миром». Помимо традиционного искусства и быта, народное воспитание якутов черпает свой материал из эпоса олонхо, опыта школы «Кут-сюр», учения «Айыы» и др

    Якутская народная традиция воспитания передает нормы, составляющие ценностную основу жизни людей в их отношениях друг к другу и к родной природе, которая рассматривается человеком как особая персонификация себе подобного. Это обнаруживается в стремлении прививать молодежи такие нравственные качества, как чувство глубокого уважения к людям, особенно к родителям и старшим, бескорыстное гостеприимство, проявлении взрослыми безграничной любви и уважения к личности ребенка и, как правило, отсутствии жесткости в методах, широком использовании возможностей трудового воспитания как способа передачи детям не только производственных навыков родителей, но и развития в них общечеловеческих деловых, интеллектуальных и нравственно-эмоциональных качеств, привитие с младенчества любви, привязанности к родным местам и на этой основе - бережного, мудрого отношение к животному и растительному миру, людям.

    Воспитательные цели достигались не только в играх и упражнениях, где дети воспроизводили действия охотников, рыболовов, что было необходимо для выживания в природно-климатических условиях Севера и, в целом, характерно для традиционных культур. Сказания, предания, загадки также были неотъемлемой частью воспитательного процесса. Так, загадки выступали не только в качестве одного из видов развлечения или даже передачи народной мудрости, но и имели сакральное значение и магический смысл. Сравнивая загадки народов Севера о природе, можно найти много общего. В древности у многих из этих народов загадка являлась составной частью трудного задания в целях испытания героя Народам Севера вообще была свойственна вера в «магию слова» Например, долганы во время охоты на диких оленей отгоняли от себя мысль, что они будут убивать оленей, так как по их представлениям, мысль могла выйти из головы и предупредить об опасности. Поэтому, сакрализируя слово, в частности - смысл загадок, некоторые народы придерживались обычая во время сборов на охоту коллективно загадывать и отгадывать загадки, что, по их мнению, положительно влияло на результаты промысла. Это же относится и к народным приметам, которые к тому же иногда сбываются, например, вспомним «что в народе, то и в погоде», что усиливает веру в них.

    Особо следует отметить почитание родных мест, привязанность к родным просторам у народов Севера. Они прививали детям любовь к родному краю, учили, что нельзя ломать деревья, кричать в тундре, пугать птиц и животных. В каждом предмете и объекте своего окружения они видели живую душу. Поэтому многие традиции связаны с обращением к духам природы Севера и имеют глубокий философско-педагогический смысл и по сей день, сохраняют свое значение в плане приобщения детей к традиционному мировоззрению этноса.

    В июле якуты празднуют свой большой национальный праздник Ысыах. Для праздника выбирают просторную поляну, чтобы смогла вместить широкий круг танцующих, причем все одеты в национальные костюмы. Завершается праздник общим пиром: традиционные национальные блюда запивают традиционным кумысом. Чаша с кумысом со временем превратилась на якутском празднике в ритуальный символ, знаменующий приход лета. Неповторим по своему звучанию хомус – национальный инструмент.

    Говоря о культуре, нельзя не сказать о художественном наследии народов Саха. Это изделия из мамонтовой кости, бересты и оленьего меха.

    Обычаи якутов ведут свое начало с древних времен. В фольклоре Саха отразились культовые мифы, героические сказания, волшебные сказки, древние заклинания шаманов. "Нюргун Боотур Стремительный" - крупнейший памятник героического эпоса якутского народа, свидетельство его огромной духовной культуры. В олонхо описывается изначальная жизнь человека с первого появления его на земле.

    Сегодня наша республика является суверенной, имеет свои государственные символы.

    Эмблемой государственного герба является древний всадник со знаменем. Это изображение восходит от предков Саха – скотоводов. Декоративное оформление с текстом и орнаментом обогащает смысловое содержание герба.

    Голубой цвет на гербе, в соответствии с международной символикой, означает честь, верность, надежность и искренность. Белый и серебристый – любимые цвета Саха также соответствуют общепринятым представлениям о чистоте чувств и помыслов людей. А темно-красный цвет, заимствованный с наскальной живописи, уж сам по себе привлекателен для глаз.

    Цвета флага соответствуют общепринятым в международной практике символическим значением цветов. А подсказаны они географическими и климатическими особенностями и историко-культурными традициями края.

    По мифологии Саха считают себя «детьми белого солнца». На флаге сразу обращает внимание белое солнце в зените на фоне огромного голубого неба. Под ним узкие полосы белого, красного и зеленого. Белоснежная полоска в сочетании с солнцем на фоне голубого неба раскрывает суровую красоту Севера, экстремальные условия жизнедеятельности людей, чистоту нравов и помыслов народов, породненных с Севером. Зеленый цвет – символ плодородия, возрождения, дружбы и богатства. Это короткое яркое лето, цвет таежных просторов. Красный цвет – не только символ жизненных сил, но и символ красоты и верности родной земле. Включение красного цвета в сочетании с белым и зеленым является характерным и для народного прикладного искусства Якутии.

    В настоящее время в Республике Саха (Якутия) большое внимание уделяется возрождению традиций в рамках природоохранной деятельности и экологическою образования населения. Были созданы 2 заповедника - это «Усть-Ленский» на севере и «Олекминский» на юге Якутии. Совершенствуется природоохранное законодательство, разработана Концепция всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания, разработан «Закон о ООПТ (особо охраняемых природных территориях)», в котором были утверждены несколько иные формы хозяйствования, чем в России. Создан фонд поколений (резервные территории), так называемая система «Ытык Кэрэ Сирдэр», - за основу которой были приняты интересы коренных народностей, проживающих в данной местности и использующих землю, как традиционный источник существования. Были учтены их народные верования, обычаи, традиции. Возросла и активность населения создаются детские природные парки, летние экологические лагеря. Основу в них составляет детское самоуправление, что, конечно же, положительно влияет на формирование экологического сознания, воспитание детей в духе любви ко всему живому.

    Таким образом, экологическая культура народов Якутии, зафиксированная в мифологии, народном искусстве, промыслах и педагогике в своих этноспецифических формах воспроизводит общечеловеческую аксиологию отношений в системе «природа - общество». Именно близость этих форм к природе позволяет приблизить детей к постижению гармонии природного целого.

    2. ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЭКОЛОГИЕЙ ЯКУТСКОГО КРАЯ

    2.1. МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЭКОЛОГИЕЙ ЯКУТСКОГО КРАЯ

    В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Появились программы: «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», в которых темы национально-патриотического воспитания занимают центральное место. Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, является народная традиция. Традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями. В настоящее время она несет те же воспитательные и образовательные функции, что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмирает, если теряет свою социально-значимую основу.

    Социальное развитие ребенка определяет, сможет ли человек полноценно жить – развиваться и творить в обществе или его личностные качества, его возможности останутся невостребованными тем же обществом. Общеизвестно, что в раннем детстве закладываются все основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими. Научить ребенка жить в социуме – основная задача педагога – дошкольника. Гражданская позиция дошкольников начинает формироваться как в детском саду, так и в семье. Ученые доказывают, что предпосылки будущих нравственных представлений складываются у ребенка в возрасте 3-5 лет. В этот период малыши особенно доверчивы ко всему, что происходит вокруг них. Они незаметно для себя и родителей могут сделать неожиданные выводы о том, как взрослые относятся к другой стране, нации или событию.

    Содержание национально-патриотического воспитания усваивается дошкольниками в их различной деятельности.

    Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности дошкольников: работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

    На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у дошкольников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, воспитатель в ходе беседы с помощью фактов, суждений вызывает эмоциональные реакции детей, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

    На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность дошкольников. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения.

    На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы воспитатель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности дошкольников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

    Средством психологической подготовки дошкольников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Например, в подготовительной группе они проходят в форме заседания КОАПП (детской радиопередачи «Комитет охраны авторских прав природы и т.д.).

    Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

    Стремясь вызвать у дошкольников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, воспитатель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на детей.

    Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности дошкольников и с учетом природных условий, то воспитатель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

    Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

    Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать геральдика и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Пр
    Автор: Бурдина Фарида Раимовна

    Похожие материалы
    Тип Название материала Автор Опубликован
    разное Национально-патриотическое воспитание Бурдина Фарида Раимовна 31 Мар 2015
    документ Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста с использованием национально-регионального компонента. Хикматуллина Фирдалия Кариповна 23 Янв 2016
    разное Патриотическое воспитание Семкова Наталья Владимировна 20 Мар 2015
    разное Патриотическое воспитание Сафонова Евгения Васильевна 31 Мар 2015
    разное Патриотическое воспитание Сафонова Евгения Васильевна 4 Апр 2015
    разное Патриотическое воспитание Кутнякова Ольга Анатольевна 27 Мая 2015
    разное Патриотическое воспитание дошкольника через народное творчество. Русина Галина Владимировна 31 Мар 2015
    документ Патриотическое воспитание младшего школьника. Патриотическое воспитание младшего школьника. Стрыгина Любовь Николаевна 1 Апр 2015
    разное Патриотическое воспитание младших школьников. Хоменко Вера Григорьевна 1 Апр 2015
    разное Патриотическое воспитание младших школьников. Хоменко Вера Григорьевна 1 Апр 2015
    разное Нравственно- патриотическое воспитание Филиппова Маргарита Гаясовна 31 Мар 2015
    разное Нравственно- патриотическое воспитание Филиппова Маргарита Гаясовна 31 Мар 2015
    разное Нравственно- патриотическое воспитание Филиппова Маргарита Гаясовна 31 Мар 2015
    разное Нравственно- патриотическое воспитание Филиппова Маргарита Гаясовна 31 Мар 2015
    разное Нравственно- патриотическое воспитание Филиппова Маргарита Гаясовна 31 Мар 2015
    разное Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Семушкина Надежда Александровна 31 Мар 2015
    разное Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Большакова Ольга Николаевна 31 Мар 2015
    разное Духовно - патриотическое воспитание дошкольников. Петрова Светлана Борисовна 31 Мар 2015
    разное Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. Петрова Светлана Борисовна 31 Мар 2015
    разное Патриотическое воспитание дошкольников Колесник Светлана Владимировна 4 Апр 2015
    видео Патриотическое воспитание Барбарина Ольга Александровна 2 Мая 2015
    разное Нравственно-патриотическое воспитание. Волоскова Наталья Николаевна 21 Апр 2015
    разное Патриотическое воспитание дошкольников. Беленко Елена Витальевна 28 Апр 2015
    разное Патриотическое воспитание дошкольников.   Чернышева Наталья Юрьевна 5 Апр 2015
    разное патриотическое воспитание дошкольников Магдалинова Галина Сергеевна 20 Мар 2015
    документ патриотическое воспитание-2013 Светлана Борисовна Некрасова 20 Мар 2015
    документ Военно-патриотическое воспитание Козак Зинаида Степановна 20 Мар 2015
    документ Патриотическое воспитание Козлов Николай Иванович 20 Мар 2015
    документ Патриотическое воспитание суворовцев Сикиринова Юлия Владимировна 20 Мар 2015
    документ Патриотическое воспитание Муха Игорь Павлович 20 Мар 2015
    документ патриотическое воспитание Дмитриева Татьяна Федоровна 20 Мар 2015
    разное Патриотическое воспитание дошкольников - средствами физической культуры. Нестерова Наталья Сергеевна 21 Мар 2015
    разное Патриотическое воспитание дошкольников - средствами физической культуры. Нестерова Наталья Сергеевна 21 Мар 2015
    документ Патриотическое воспитание Дронова Татьяна Владимировна 21 Мар 2015
    презентация Патриотическое воспитание дошкольников Кадосова Людмила Сергеевна 30 Мар 2015
    презентация Патриотическое воспитание дошкольников Тарасова Валентина Ивановна 30 Мар 2015
    документ Патриотическое воспитание дошкольников Новохацкая Елена Петровна 30 Мар 2015
    разное Гражданско – патриотическое воспитание детей. Мазакова Любовь Константиновна 30 Мар 2015
    разное Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Эминова Лилия Анатольевна 30 Мар 2015
    документ патриотическое воспитание Галимуллина Танзиля Мадиновна 30 Мар 2015