Главная / Дошкольное образование / Разное

«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях художественно – эстетического развития»

Скачать
60 КБ, 1487498.doc Автор: Завгородняя Ирина Владимировна, 3 Апр 2016

В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.

Детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

Формирование у детей творческих способностей предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие творческой активности.

В.Б.Косминская говорит о том, что эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движения. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

В процессе рисования, ребенок испытывает разнообразные чувства. Как мы уже отмечали, он радуется красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата, или наоборот теряется, опускает руки, отказывается заниматься. Работая над изображением, приобретает знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем.

Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п.

В раннем и младшем дошкольном возрасте выделяют доизобразительный период в развитии творческой активности. Для малыша (младшие группы) творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов.

По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. В рисунках, лепке, аппликациях появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями и даже космонавтами, работающими на орбите.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.

Второй этап - процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение.

Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

Развернутый анализ детских рисунков, лепки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Но вот что важно: обсуждение работ, их анализ педагог проводит каждый раз по-новому.

На занятиях по изобразительной деятельности ребенок познает красоту и пропорциональность формы, гармоничность цветовых соотношений, некоторые законы композиции, знакомится со способами и приемами работы карандашом, кистью. Чтобы этот процесс стал более действенным и направленным на развитие творчества, необходимо развивать у дошкольников творческую активность.

Необходимо остановиться на одном из условий формирования познавательной активности -- предварительной работе, проводимой на занятиях по рисованию и при подготовке к ним. В ходе такой работы осуществляется органичная связь эстетического, умственного, нравственного, сенсорного воспитания, связь занятий по рисованию с другими видами деятельности (наблюдение, рассказывание, рассматривание, слушание, пение и др.).

По мнению исследователей, формирование творческой активности у детей означает формирование устойчивых интересов к рисованию, умения активно применять полученные знания в жизни.

В сферу творческой активности исследователи включают не только приобретаемые детьми знания, но и процесс овладения ими (а в изобразительной деятельности также навыками и умениями). Творческая активность продуктивна. Он активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, развитию творчества.

К.Д.Ушинский писал: «Дитя... мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Рисование, по его мнению, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения.

Одним из важнейших условий формирования творческой активности является целенаправленная предварительная работа, проводимая перед занятиями (и в ходе их) по изобразительной деятельности, и в частности перед рисованием. При этом немаловажным являются следующие моменты:

активность самого воспитателя как на занятии, так и в ходе подготовки к нему; соблюдение принципа систематичности и последовательности при отборе содержания обучения (непосильная трудность снижает интерес к обучению тому или иному виду деятельности);

последовательное овладение детьми техническими навыками и умениями в рисовании и т.д.

Под предварительной работой, способствующей формированию творческой активности, интереса к изобразительной деятельности, развитию творчества, мы понимали следующее:

наблюдение предметов и явлений природы и окружающей действительности;

чтение сказок, рассказов, стихов, прибауток, загадок и беседы воспитателя с детьми о прочитанном;

рассматривание эстампов, репродукций с картин, иллюстраций, художественных фотографий, произведений народного декоративно-прикладного искусства и т. д.;

целенаправленный просмотр диафильмов, мультфильмов, кинофильмов, телепередач, кукольных спектаклей; прослушивание музыкальных произведений;

тщательное обследование образца, натуры (на занятиях и в ходе подготовки к ним);

анализ детских работ, выполненных на предыдущих занятиях, с целью предотвращения ошибок при изображении похожих предметов.

К предварительной работе отнесли и такие виды работы, которые были направлены на совершенствование навыков и умений:

использование вспомогательных линий, набросков (графитным карандашом, с применением ластика для исправления ошибок).

Для чего нужна такая предварительная работа и что она дает для формирования творческой активности детей на занятиях по изобразительной деятельности?

Известно, что дети дошкольного возраста, однажды восприняв предмет, самостоятельно не возвращаются к нему для более детального изучения. Вместе с тем, для того чтобы изобразить предмет или явление, ребенок должен внимательно изучить его строение, характерные особенности. Это возможно лишь в том случае, если он проявляет определенный интерес к данному предмету или явлению. Здесь неоценимую услугу оказывает предварительная работа, когда ребенок с помощью вопросов взрослого как бы непроизвольно останавливает свое внимание на тех характерных сторонах и деталях предмета, которые нужно будет передать в рисунке.

Предварительную работу, направленную на совершенствование процесса обучения дошкольников изобразительной деятельности, совсем необязательно проводить специально. Ее можно осуществлять в других видах деятельности одновременно с решением основных задач.

Если на занятиях по развитию речи или во время досуга воспитатель читает сказку, то в беседе он может своими вопросами заострить внимание детей на тех деталях костюма или внешнего вида героев, которые детям нужно будет отразить в рисунке.

Не обязательно перед каждым занятием по рисованию проводить все виды предварительной работы. Достаточно двух-трех из них, например: чтения художественного произведения, рассматриваний иллюстраций; или наблюдения в природе, использования диафильмов и грамзаписей; или тщательного обследования образца в ходе подготовки к занятию, анализа датских работ, выполненных на предыдущем занятии, и введения определенных упражнений.

Попытаемся подробнее раскрыть методику организации разных видов предварительной работы, осуществляемой на занятиях по рисованию и в ходе подготовки к ним.

Цель наблюдения -- формирование интереса к изображаемому предмету или явлению окружающей действительности. Важно научить ребенка не просто смотреть на предмет, но и видеть его, т.е. превратить процесс непроизвольного наблюдения предметов и явлений в произвольный, целенаправленный, управляемый. Эту цель подчеркивала в своих исследованиях Н.П.Сакулина. Ею была выяснена также длительность и устойчивость наблюдений, определены условия, способствующие целенаправленному наблюдению:

- раскрытие не только эстетической, но и познавательной стороны наблюдаемого предмета;

- устранение в ходе наблюдения побочных раздражителей;

- организация повторных наблюдений, в ходе которых можно углубить знания ребенка о предмете;

- использование художественного слова.

Мы полагаем также, что необходимым условием формирования творческой активности у детей в ходе наблюдения за предметом или явлением окружающей действительности, является эмоциональная заинтересованность самого воспитателя. Вопросы, задаваемые педагогом, должны будить мысль ребенка.

Иногда воспитатель может сообщить детям интересные сведения относительно предмета, который они будут рисовать. При этом в рассказе педагога должно быть выражено и его эмоциональное отношение к данному предмету, выделено то главное, существенное, что необходимо передать в рисунке.

При организации предварительной работы, как рассматривание произведений изобразительного искусства; воспитателю следует помнить, что эти произведения должны быть высокохудожественными, эмоционально насыщенными, разнообразными по использованию средств художественной выразительности, доступными для понимания детей среднего дошкольного возраста.

Связь занятий по рисованию с музыкальными занятиями также способствует углублению творческой активности у дошкольников.

Музыкальное произведение помогает формированию умений у детей использовать средства художественной выразительности. Музыкальное произведение может звучать и во время занятия по рисованию. При слушании музыки у ребенка рождаются свои образы тех или иных героев сказок, рассказов.

К предварительной работе мы отнесли и некоторые приемы, используемые непосредственно на занятиях по рисованию и другим видам изобразительной деятельности. Это обследование, анализ детских работ, выполнение определенных упражнений, предварительный набросок, использование вспомогательных линий.

Обследование осуществляется в начале занятия с помощью вопросов воспитателя. Вначале педагог обращает внимание детей на характер образа. Затем в предмете выделяется главная, чаще самая крупная часть, затем дети определяют части предмета, их месторасположение, относительную величину, что позволяет глубже познать предмет, явление, и лучше отобразить его в рисунке.

При обследовании можно использовать и обрисовывающий жест (воспитатель показывает, а вызываемые к мольберту дети повторяют).

Эффективным методом является проведение в начале последующего занятия краткого анализа детских работ, выполненных на предыдущем занятии. Вопросы к анализу должны быть поставлены так, чтобы они способствовали раскрытию удач и недостатков в детских работах. При этом вопросы должны соответствовать программным задачам данного занятия: композиционное построение рисунка, или передача формы предмета, или цветовое соотношение и т. д.

Постановка перед детьми творческих заданий может осуществляться как накануне, так и в ходе занятия. Задания должны быть краткими и преследовать конкретную цель. Они могут быть направлены на цветовое восприятие предметов, их композиционное построение, на сравнение предметов по форме. Такие задания позволят ребенку создать рисунок, непохожий на работы других детей.

Совершенствовать навыки изобразительной деятельности, развивать творческую активность детей можно с помощью всевозможных упражнений (прорисовка предмета или его элементов пальцем, кистью, карандашом в воздухе, сухой кистью по бумаге, выполнение узора на дополнительных маленьких листочках бумаги).

При выполнении таких упражнений допустимо даже в средних группах вводить прием пассивных движений (охватив руку ребенка, рисовать вместе с ним), чтобы показать силу нажима на карандаш или амплитуду '(размах) движения.

Таким образом, предварительная работа направлена на формирование творческой активности дошкольников, на осуществление органичной взаимосвязи между разными видами детской деятельности.

Интерес и уважение педагогов и родителей к детскому творчеству также способствует развитию творческой активности. К рассказам, сказкам, которые придумали дети, взрослые могут вместе с детьми нарисовать или вырезать и наклеить картинки. Созданные тексты и иллюстрации можно оформлять в книжки, и затем читать и рассматривать всем вместе.

Таким образом, приемы педагога - вопросы и предложения, наводящие детей на дополнение и обогащение воображения, направлены на активизацию творческой фантазии, что позволяет детям достигать более интересного и выразительного изображения.

Одним из наиболее важных условий развития творческой активности детей является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность разнообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы каждый раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - активно искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание активно и созидательно трудиться.

Одним из основных условий развития творческой активности дошкольника является широкий подход к решению проблемы. Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности.

Другое важнейшее условие проявления творческой активности в художественной деятельности -- это организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними -- одно из важнейших условий развития детской творческой активности.

Поскольку творчество -- это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формирований творческих способностей необходим.. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Мы имеем в виду стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям.

Важнейшим условием развития творческой активности является комплексное и системное использование методов и приемов.

Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, -- существенное условие творческой активности ребенка.

Другое условие -- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.

Условием развития детского творчества является также обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки -- обобщенными, то есть применимыми в, разных условиях. В противном случае уже в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей дошкольника в целом.

Очень важно, чтобы предъявляемые "взрослым творческие задания были приняты ребенком. Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - важное условие творческой активности ребенка.

Существенным условием является и материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника. Конечно, разнообразие, основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей.

Все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.


Автор: Завгородняя Ирина Владимировна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
документ «Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях художественно – эстетического развития» Завгородняя Ирина Владимировна 3 Апр 2016
документ «Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях» Миннекаева Регина Фазыловна 15 Ноя 2015
документ Формирование творческой активности детей старшего возраста на занятиях поИЗО. Плаксинов Анжела Алексеевна 7 Апр 2015
документ Консультация для педагогов на тему: «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Шик Наталья Сергеевна 31 Мар 2015
документ Проект «Коллекционирование как средство художественно – эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста». Ваган Ирина Евгеньевна 10 Фев 2016
презентация Организация семейной творческой выставки "Дары осени" как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Богданова Ирина Сергеевна 21 Дек 2015
документ Доклад на тему "Актуальность художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства." Федосеева Елена Александровна 30 Мар 2015
документ Информационно- коммуникативные технологии как средство художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста. Кравченко Людмила Николаевна 12 Мая 2015
документ Развивающие сказки – как средство обогащения художественно-эстетического, познавательного, математического развития детей дошкольного возраста Глушко Валентина Викторовна 4 Июл 2015
документ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: проблемы и задачи» Рыжова Ирина Ивановна 30 Мар 2015
документ «ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Останькович Елена Михайловна 9 Апр 2015
документ Программа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «Лебёдушка» Михайлова Людмила Николаевна 26 Окт 2015
документ Парциальная образовательная программа художественно- эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «ПАЛИТРА КРАСОК» Карпова Ирина Вячеславовна 4 Мар 2016
документ Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ» Рыжова Татьяна Викторовна 9 Мая 2015
документ «Кукла зерновушка. Посиделки в светелке»План – конспект занятия по направлению художественно – эстетического развития воспитанников в интеграции с духовно-нравственным воспитанием детей в учреждениях дошкольного образования Шеина Валентина Анатольевна 4 Июл 2015
документ ПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕЛАЯ РАДУГА» Бижанова Гульназ Гиззатулловна 30 Мар 2015
документ Программа «РТВ» для старшего дошкольного возраста художественно – творческой деятельности дошкольников в изостудии «Оста куллар» Хамитова Лилия Альбертовна 11 Апр 2015
документ ВКР "ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"   Лукьяненко Наталья Васильевна 8 Апр 2015
документ Диагностические карты (мониторинг) художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Чарух Зера Ибраимовна 4 Апр 2015
документ Особенности художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста Курочкина Наталья Николаевна 23 Ноя 2015
документ Задачи художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Серая Юлия Викторовна 22 Окт 2015
документ «Коллективное прикладное творчество детей как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Татьяна Аркадьевна Горохова 31 Мар 2015
разное Консультация для педагогов «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста» Алексеенко Галина Михайловна 30 Мар 2015
документ Опыт на тему "Формирование речи у детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности с учетом ФГОС ДО" Устинова Марина Владимировна 15 Ноя 2015
документ «Применение проектного метода как средство для развития творческой активности учащихся на занятиях в кружке «Умелые ручки» Тудупова Евгения Цырендашиевна 31 Мар 2015
документ «Воспитание художественно-эстетического вкуса при ознакомлении детей дошкольного возраста с флорой родного края» Ануфарьян Каринэ Саркисовна 31 Мар 2015
документ Тематический контроль "Создание условий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» Васильева Лариса Валерьевна 30 Мар 2015
документ «Организация взаимодействия ДОУ с семьёй по развитию творческой активности детей дошкольного возраста» Проект Храмцова Ольга Титовна 31 Мар 2015
презентация, документ «Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности» Хаустова Алла Вячеславовна 28 Фев 2016
презентация Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ралдугина Татьяна Германовна 30 Мар 2015
документ Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок Куликовская Оксана Петровна 31 Мар 2015
документ Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках Художественно-эстетического развития воспитанников старшего дошкольного возраста по теме « Русская ярмарка» Карнаухова Вита Юрьевна 26 Окт 2015
разное МАСТЕР-КЛАСС ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРИИ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ «ЧУДО-ТРАФАРЕТЫ» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Сокольникова Ольга Анатольевна 30 Мар 2015
документ Дополнительная общеразвивающая программа по развитию художественно-творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Мастерская Незнайки» Негатина Екатерина Анатольевна 7 Фев 2016
документ Конспект организованной образовательной деятельности в области «Художественно-эстетического развития» с детьми среднего возраста на тему: «Дымковская лошадка». Ващенко Ирина Леонидовна 15 Дек 2015
презентация, документ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование творчества в танце на занятиях ритмики» для детей старшего дошкольного возраста. Костин Лариса Васильевна 31 Мар 2015
разное Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях» Савалина Елена Борисовна 1 Апр 2015
разное Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях» Савалина Елена Борисовна 1 Апр 2015
разное Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях» Савалина Елена Борисовна 1 Апр 2015
документ КОНСПЕКТ организованной интегрированной образовательной деятельности по художественно – эстетическому направлению для детей старшего дошкольного возраста «Старая сказка на новый лад» Ежова Мария Викторовна 11 Июн 2015