Консультация для педагогов «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста»
«Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного
возраста»
Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей очень велико. Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации. В процессе деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал
сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Для успешного художественного развития ребенка необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом различные формы и виды детских занятий.
В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее осваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.
Методы обучения детской изобразительной деятельности - это те пути и средства, при помощи которых воспитатель сообщает детям знания, дает им умения, прививает навыки.
Общедидактические методы (показ слайдов)
• Информационно-рецептивный метод направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознание и запоминание новой готовой информации.
• Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями.
• Эвристический метод – это передача информации ребенку, с целью направить ребенка на поиск решений.
• Исследовательский метод направлен на полное решение поставленных задач воспитателя.
Методы выделяемые по источнику знания
• Наглядный ( пассивный, активный)
• Словесный
• Практический
(показ слайдов)
Наглядный метод обучения включает в себя:
• Наблюдение - формирование представления ребенка об изображаемом предмете или явлении. Оно теснейшим образом связано с действием замысливания, которое строится на основе непосредственных наблюдений.
• Обследование - это целенаправленный разбор предмета, которое необходимо провести для изображения. Задача ознакомления с социальным миром.
Словесные методы обучения:
• Беседа - это организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации.
• Объяснение - это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате.
• Вопросы используются с целью формирования изобразительного представления.
• Поощрение - методический прием, который, следует чаще применять в работе.
• Совет - используется в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения.
• Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью, оно вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам.
При ознакомлении работы с детьми на занятиях по изобразительной деятельности важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Результатами работы в данном направлении должны стать:
-активность и самостоятельно детей в изобразительной деятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей. Мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности стараться отвести большую роль источникам фантазии, творчества, самостоятельности.
Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, должна проводится работа по формированию игровой мотивации.
Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие.
Обычно занятия проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.
Структура занятия по ИЗО
1)Организационный момент .
Создание интереса и эмоционального настроя. ( раскрывается тема занятия в игровой форме, или создается проблемная ситуация .
2)Основная часть или познавательная.
-Показ и анализ изображаемого (натуры, образца),
-беседа,
- художественное слово.
3)Практическая часть
-Конкретные указания к выполнению работы.
-Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.
-Во время объяснения или повторения пройденного предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.
4)Самостоятельная деятельность детей.
- Помощь в форме наводящих вопросов, советом .
-Показ изображения (на отдельном листе педагога).
5) Заключительная часть занятия
-Просмотр и оценка детских работ
Анализ детских работ проводится тотчас же после окончания занятия (в первой и второй младших группах анализ ограничивается общей одобрительной оценкой работ). Между процессом работы и анализом необходим небольшой перерыв, чтобы дать физическую разминку детям. Целесообразно предложить воспитанникам встать из-за столов и убрать индивидуальное оборудование, а затем собрать их полукругом или опять посадить на свои места и дать оценку проделанной работе. Вопросы, задаваемые воспитателем должны быть разнообразными. При работе по замыслу следует привлечь внимание детей к тому новому и интересному, что проявилось в какой-либо работе. При оценке сюжетных и предметных работ акцент делается на образность, характерность персонажа (самый смешной, веселый, лучше всех танцующа Матрешка) и выразительность действий (лиса подкрадывается, цыпленок ловит жука). В рисунках с натуры вопросы к детям должны натолкнуть их на сопоставление рисунка с натурой, на правильность строение предмета. Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, расположение на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения.
Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает детям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализирует с детьми отобранные работы.
Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготовительной группе, дети уже интересуются результатами труда товарищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2—3 минут в конце занятия недостаточно.
Очень активно и плодотворно проходит анализ работ после прогулки занимает он всего5-7 минут, что не нарушает общего режима детской жизни.
Детям шести лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.
Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа.
Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.
Чтобы узнать, понравилось ли ребенку занятие, удовлетворен ли он своим творчеством, своей работой. Он вешает сердечко на лицо с определённым изображением настроения. А воспитатель должен проанализировать эмоциональное состояние детей и сделать выводы.
Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки.
Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения перекликающиеся с темой занятия способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.
После ответов детей на вопросы и их самостоятельных высказываний заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводится итог занятия.
Также следует уделять особое внимание техническим навыкам.
Автор: Алексеенко Галина Михайловна