Природоведческая литература как средство развития интереса к живой природе у детей старшего дошкольного возраста
Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII в. журнал Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явлениях и даже стихи, где описывались чувства, которые возникали у лирического героя от созерцания природы (Н. Карамзин «Весенняя песнь меланхолика»).
Необходимость детской природоведческой книги впервые отметил В. Г. Белинский. Делая ежегодные обзоры того, что издавалось для детей, В.Г.Белинский заметил отсутствие «толковых книг», дающих детям знание об окружающем мире. Критик не только говорил о создании научно-познавательной и учебной книги для детей, но и наметил темы, считая нужным «провести ребенка по всем трем царствам природы». Он подсказал основной способ изображения природы — одушевление, антропоморфизм: надо «...одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и порхающую по цветам бабочку. Надо дать детям почувствовать, что все это бесконечное разнообразие имеет единую душу, живет единою жизнию...».
Путь знакомства ребенка с миром природы должен быть простым: надо рассказать малышу о том, что окружает его, о самом обычном и каждодневном. В. Г. Белинский неоднократно указывал на то, какою должна быть детская природоведческая книжка: это «книжка с картинками», с «простым толковым текстом о том, как прекрасна природа», текстом, в котором представлена «научная систематизация излагаемого».
В 60-е гг. XIX в. природоведческие произведения активно востребованы и читателями, и составителями хрестоматий. Педагоги и методисты говорят о том, что обучение ребенка следует начинать с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных и т. д. Не будучи довольными тем, как преподносились «натуральные знания» в детской книжке, составители хрестоматий сами сочиняют детские произведения. Так появляется зообеллетристика Л.Толстого и К.Ушинского. Рассказы этих авторов, короткие, насыщенные действием, создавались в первую очередь как познавательные. Они знакомят маленького читателя с внешним видом, повадками, образом жизни животных и одновременно являются материалом для упражнений в технике чтения.
Манера повествования К.Ушинского сказочная, просторечная. Звери у писателя разговаривают, имеют семью, читают книжки. Он часто пользуется фольклорными художественными средствами: у его петушка «...на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры».
Поскольку произведения в большей степени создавались как учебные, авторы не забывали о сообщении детям новых знаний, полезных сведений, пригодных в реальной жизни.
Благородная цель развития маленького человека была важной для писателей-педагогов. Но не менее важными были и воспитательные цели. К.Ушинский одним из первых в детской литературе отметил нравственное воздействие природы на человека. Автор одушевляет природный мир, зная, что именно таким, живым, себе подобным, воспринимают его дети. Анимизм как особенность детского мышления станет впоследствии основным художественным приемом природоведческой литературы.
Достойную роль в развитии художественной литературы сыграл Д.Н.Мамин-Сибиряк. Основой его произведений стали профессиональные знания о природе. Им был написан ряд рассказов и сказок, где представлен реальный или сказочный природный мир, мир, полный драматизма и радости. Он тесно связан с человеческим: в природе, как и в человеческом обществе, свои несчастья, беды, проблемы.
Начиная с рассказов Д. Мамина-Сибиряка, тема взаимоотношения человека с природой звучит как глубоко нравственная тема. Д.Мамин-Сибиряк говорит о приоритете разума в отношениях человека и природы, о понимании природы как живого организма, подобного человеку.
В начале XX века в природоведческой литературе происходят кардинальные изменения. На протяжении длительного времени ведущей темой становится тема покорения природы человеком, тема господства человека над природой.
Так же круто изменилось и направление развития литературы. Она в основном становится научно-художественной и продолжает оставаться ею до конца XX в. Приоритет научно-художественной литературы над художественной стал возможен потому, что в детскую литературу, начиная с 20 —30-х гг., приходили писатели, владеющие огромным запасом профессиональных знаний о природе, обладающие талантом умного собеседника, хорошо знающие возрастные особенности детского восприятия. Это В.Бианки, Ю.Дмитриев, Е.Чарушин, а также И.Акимушкин, Ю.Линпик, Н.Романова, С.Сахарнов, И.Шурко и другие.
Профессиональные знания писателей оказали влияние на своеобразие природоведческих произведений. Это проявляется в сочетании научности, достоверности и вымысла, художественного отображения природы. Много пришлось потрудиться Мухе (В.Бианки «Хвосты»), чтобы уяснить: хвост каждому живому существу дан для дела, а не для красоты, как раньше наивно полагала она: "Муха к раку: — Отдай мне твой хвост, рак! — Не могу отдать, — отвечает рак. — Ножки у меня слабые, тонкие, — я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлепну хвостом но воде, так меня и подбросит. Шлеп-шлеп, и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла». Но уяснение назначения хвоста происходит в сказочной манере повествования. Все персонажи этого произведения одушевлены, что естественно приближает их к ребенку-читателю и делает строгие научные истины доступными для него.
Писатели-природоведы пользуются особым жанром сказки-несказки, родоначальником которого является В.Бианки. Главной книгой жизни В.Бианки, по мнению Н.Сладкова, является «Лесная газета», созданная в жанре энциклопедии, где представлена система знаний о временах года. Этот жанр до сегодняшнего дня интересен писателям (Ю.Дмитриев «Большая книга леса», «Кто в лесу живет и что в лесу растет»; И. Акимушкин «Мир животных»; Б.Алмазов «Самый красивый конь», «Прощайте и здравствуйте, кони. Малая занимательная энциклопедия лошади»). Энциклопедия тематически многообразна, системна, в ней представлено множество интересных сведений по различным вопросам.
Иногда энциклопедические знания преподносятся читателю в форме сказки (И.Шурко «Солнечный мальчик: Краткая энциклопедия волшебного детства»). Андрюша, будущий первоклассник, поверив в сказку, начинает понимать все человеческие языки, языки животных и птиц и одновременно накапливает знания из различных областей науки. У И. Шурко есть такие своеобразные жанровые образования, как «Литературно-географический атлас», «Новая Зооландия. Волшебный путеводитель».
Иногда формой организации материала в книге является число месяцев в году. Подробно рассказывая о том, что происходит в природе в каждом из месяцев, автор умеет представить природу как единый организм, учит наблюдать за сезонными изменениями в ней (Н.Сладков «Сорочьи тараторки»).
Кроме книг, посвященных естественной жизни природы, есть книги о животных, живущих в неволе. Это своеобразное соединение естественно-научных наблюдений и биографии автора, профессия которого помогла ему сжиться с животными, стать человеком, глубоко чувствующим и понимающим своего четвероногого друга (В.Дуров «Мои звери», О.Перовская «Ребята и зверята», В.Филатов «Рассказы дрессировщика», В.Чаплина «Питомцы зоопарка»).
Писатели изображают природу полной тайн. Они находят тайны там, где, казалось бы, их нет, где все давно известно и ясно. Ю.Дмитриев пишет о собаках, кошках, лошадях, т.е. о тех, кто давно живет рядом с человеком. Но всякий ли знает ответы на вопросы, поставленные писателем: кто является предком собаки? Когда человек приручил собаку? Где это произошло и как это было? и т.д. («Соседи по планете»). Писатели изображают природу разумно устроенной, могущей преподнести уроки организации жизни самому человеку (И.Соколов-Микитов «Кайры»; С. Сахарнов «Девочка и дельфин»). Писатели изображают природу прекрасной, дарующей радость человеку от общения с ней.
Но главной проблемой природоведческой литературы является нравственная проблема взаимоотношения человека с природой. Детская литература ставит перед собой задачу формирования нравственного отношения человека к природе, отношения, при котором человек выступает существом разумным, берегущим природу, знающим особенности ее развития, ощущающим себя частью природы, умеющим разумно пользоваться ее богатствами. Особенность решения этой задачи заключается в отсутствии прямой назидательности, открытой дидактики, поучения. «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» (М. Пришвин).
В природоведческой литературе большое значение имеет образ повествователя, мудрого, много знающего человека, труженика, охотника, рыболова, исследователя, желающего поделиться с читателями своими наблюдениями и открытиями (Ю.Дмитриев «Белый бобр, или Необыкновенные приключения Мишки-академика и его друзей, описанные одним из участников экспедиции»).
Нравственность природоведческой литературы заключается также и в особой любви к природе тех, кто о ней пишет, любви искренней, заражающей других.
Природа для писателей — это олицетворение Родины. «Природу надо знать. Только из знания и любви рождается щемящее чувство родины. На голых камнях ничего не растет» (С. Сахарнов).
Задача современных писателей — изменить взгляд человека на природу, сделать устойчивым понимание кровной связи мира человека и мира природы.
Природоведческая проблематика в детской литературе тесно связана с экологической: в защите и охране одинаково нуждается душа человека и душа окружающего его мира.
Художественное направление развития литературы о природе представлено именами М.Пришвина, К.Паустовского, Б.Житкова (цикл «Рассказы о животных»). Известный писатель В. Солоухин, сравнивая творческую манеру М. Пришвина и К. Паустовского, говорит: первый всегда достоверен, «в то же время его видение природы поэтично», второй — романтик, выдумщик, вслед за кем-то считавший, что «поэзия всюду, даже в траве. Надо только нагнуться, чтобы поднять ее» («Михайловские рощи»).
О людях, живущих в гармонии с природой, писатели говорят как об особых людях (Ю. Коваль «Русачок-травник», «Кони»). По воле художника им дано особое зрение. Они видят, как расцветают коты («Весенний кот»), что зайцы собирают в букет («Заячий букет»). Они понимают язык животных («Шень-шень-шень»), а когда нужно, умеют превратиться в поваленную березу, чтобы русачок-травник, не боясь, ходил по ним.
Читать детям такую литературу, значит, быть уверенным в том, что и русская речь, и человеческая душа будут сохранены.
Автор: Гринёва Екатерина Александровна