Использование русского народного фольклора на логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
К.Д.Ушинский.
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Еще в середине позапрошлого столетия И.В.Киреевский, литературный критик и публицист (1806-1856) писал: «Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма, впрочем, если бы мы могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни».
Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время, время «массированного наступления» на культуру, историю, язык всех без исключения больших и малых народов России.
Исходя из этого – одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.
Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, ее движение по пути прогресса.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
Многие педагоги, психологи (В.Г.Белинский, М.К.Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьёва, В.Н.Сорока-Росинский, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина и др.), фольклористы (В.Ф.Аникин, А.Ф.Афанасьев, М.А.Булатов, М.Забылин, О.И. Капица, ЮГ.Круглов, Э.В.Померанцева, В.Я.Пропп, И.П.Сахаров, ИМ. Снегирев, П.В.Шейн и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Произведения народного творчества оказывают громадное влияние на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора . Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе, осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств.
Ученые в области этнопедагогики (Г.Н.Волков, Ф.Х.Валеев, М.Ф.Гуртуева), исследователи разных видов народного творчества (Т.И.Бакланова, В.Е.Гусев, Ю. Г.Круглов, М.А.Некрасова и др.) среди всех его качеств особенно выделяют социальную ценность фольклора, которая создаётся за счёт обобщённости, целостной концентрации в себе всего человеческого опыта, коллективности создания и распространения. Оно, как отмечают исследователи, несёт в себе все формы общественного сознания, включает огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым, современностью и будущим. Это, по мнению В.П.Силина, делает народное искусство «универсальным средством усвоения социальных ценностей».
Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей дошкольного возраста.
Опора на исследования, посвященные различным аспектам рассмотрения устного народного творчества, позволяет выбрать его в качестве средства развития речи детей дошкольного возраста.
Как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л.С.Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, О.С.Ушакова) дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора.
Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все то, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Остро встает вопрос о значимости фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу.
Одной из форм активной терапии, благотворно действующей как на физическое, так и на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями, является логопедическая ритмика.
Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика - это ДВИЖЕНИЕ, МУЗЫКА и РЕЧЬ.
Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико - фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи ( нарушение у ребенка сразу всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание( нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) и алалия( отсутствие речи).
Часто у детей - логопатов наблюдается недоразвитие и ряда психомоторных функций; страдает внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук.
Дефекты зрительного восприятия приводят к тому, что у ребенка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве (например, он долго не может запомнить названия основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый, определить, где у него левая, а где правая рука).
Дефекты произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на задании педагога, данном в словесной форме; определяют отсутствие чувства ритма и рифмы; приводят к сложностям формирования у ребенка фонематических процессов.
Следует отметить, что дети, имеющие речевые дефекты, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией.
В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность, учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально- дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.
НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
В логоритмике выделяют два направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
1. Развитие неречевых процессов:
- совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве
- регуляция мышечного тонуса
- развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей
- активизация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений:
- развитие дыхания, голоса
- выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности
- развитие артикуляционной и мимической моторики
- координации речи с движением
- воспитание правильного звукопроизношения
- формирование фонематического слуха.
Логоритмические занятия имеют разнообразные цели:
- расширение словаря детей
- отработка грамматических тем
-автоматизация звуков
-развитие фонематического восприятия
-содействие эстетическому воспитанию
-воспитание эмоциональной отзывчивости
- развитие художественного вкуса
« Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логоритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений» (Волкова Г. А., Логопедическая ритмика, Москва, 1985г.).
Исходя из поставленных целей и задач, хорошо обратиться к народной культуре, к русскому фольклору. В русском фольклоре особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность. Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей.
Сотрудничество специалистов
Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа.
Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию.
У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая - развитие и воспитание ребенка.
Логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.
Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.
Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.
Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры.
Родители разучивают речевой материал с ребенком дома.
Структура логоритмического занятия
Этапы
Содержание этапа
Организационный
Организация детей. Введение в игровую ситуацию. Вводные упражнения
Основная часть
Пение. Исполнение музыкальных скороговорок, песен.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
Речевые упражнения с движениями ,с музыкальным сопровождением и без.
Упражнения на развитие слухового внимания, фонематического слуха, дыхания, голоса, артикуляции.
Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма, координации движений.
Подвижные игры
Игра на музыкальных инструментах
Танцевальные упражнения.
Заключительная часть
Заключительные упражнения.
Завершение игровой ситуации.
Оценка детской деятельности.
Виды деятельности на логоритмических занятиях
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Повторяя за взрослым потешку в движении, у ребенка вырабатывается ритм, он лучше усваивает потом музыкальный ритм. С первых дней учим слушать народную музыку, знакомим с народными инструментами, которые приносят на занятия любимые герои петушок, лисичка, зайчик. Обучаем детей навыкам игры на инструментах, умениям проиграть ритм для персонажа.
В работе с песнями используем разные жанры: колыбельные, лирические, исторические. При разучивании дети вовлекаются в активное взаимодействие: играют, поют, танцуют, проявляя свой индивидуальный характер и способности. При этом усваиваются народные традиции в ненавязчивой форме на основе народной педагогики. В песнях встречаются редко употребляемые слова, старинные обороты (коромысло, поленья, млада, по сигачкам, рассыплюся яблоней). Обьясняя детям их значение, пропеваем их медленно, скороговорчато, громко, тихо.
В народных закличках, попевках много протяжных звуков. Это дает возможность работать в игровой форме над артикуляцией. Пением имитируем звучание балалайки, дудочки и т. д., укрепляя мышцы языка, гортани.
Разучивая хороводы, дети узнают, что они бывают разные: плясовые, драматические, орнаментальные, игровые. Они сами придумывают движения, мимику, жесты.
В групповых танцах ребенок учится красиво двигаться, учится понимать язык музыки.
В обучении игре на народных инструментах знакомим с элементами игры
(напр. игра на ложках «камушком», «солдатиком»), выкладываем ритм мелодий , создаем свои. Ритмы закрепляем хлопками, шлепками, притопами.
Организация занятий предполагает активное участие, всех детей, а использование различных фольклорных форм позволяет привлекать к участию обычно пассивных и застенчивых.
ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1
Перспективное планирование логоритмических занятий в старшей группе (фрагменты)
№
Тема занятия
Содержание
1
Осень
Потешки, попевки «Скок-скок-поскок» «Лиса по лесу ходила», хоровод «Яблонька», игра «Огородник».
2
Овощи
Потешка «Серый козел», игра-считалка «Огуречик»,песня «Капустка, вейся», игра «Репка». Игра «Царь – горох», игра «Редька», игра «Хрен».
3
Одежда
Игра «У Маланьи», «Уж ты, дедушка Степан», диалог «Федул, чего губы надул?», игра «Сашка, Сашка, где твоя рубашка?».
4
Обувь
Песня «Сапожок» в сопровождении с игрой на музыкальных инструментах (ложки, молоточки), игра «Дедушка – сапожник».
5
Игрушки
Песня-игра «Матрешечные забавы», считалка «Конь ретивый»
6
Посуда
Ритмическая игра «Артисты - ложкари» с музыкальным сопровождением, Игра «Горшки».
7
Домашние животные
Песня «Коровушка», «Пастушок», «Барашеньки – крутороженьки», «Дон- дон – дон, дома ли Антон?», «Серенький козлик», диалог «Кисонька – Мурысонька», считалка «Суп варили Тобики», игра «Купим мы, бабушка», игра «Шла коза по лесу».
8
Дикие животные
Игра «У медведя во бору», потешка - чистоговорка «Лиса», игра «Заинька, выйди в круг», игра «Уж ты мишка - медведь».
9
Зима
Игра «Два Мороза», танец «Дружные тройки»,
пальчиковая игра «Как под горкой под горой снег-снег»
10
Домашние птицы
«Петушок», игра «Гуси – гуси», подвижная речевая игра «На птичьем дворе, частушки, загадки о домашних птицах
11
Зимующие птицы
«Совушка – сова»,песня «Сорока - белобока»
Игра на музыкальных инструментах «Птичий хор» (трещотки, трубы, колокольчики), игра «Скачет, скачет воробей».
12
Новый год.
Зимние забавы
Колядки «Вей, вей ветерок», «Коляда - маляда»
Танец «Дружные лошадки»
13
День защитника
Отечества
Пословицы, поговорки загадки о богатырской силе, ловкости, умении.
14
Мамин день
Хоровод «Красный сарафан», «Пошла млада за водой», игра «Золотые ворота»
15
Весна
Игра «Гори, гори, ясно». «Вот уж зимушка проходит». Заклички, веснянки. Песня «Весна - красна», «Жавороночки», «Солнышко – ведрышко», «Радуга – дуга», «Дождик, дождик, перестань».
16
Труд взрослых.
Пословицы и поговорки о труде, подвижная игра «Пахарь», хоровод «А мы сеяли, сеяли лен». Игра «Кузнецы», игра «Пахари и жнецы».
17
Семья
«Ладушки». Пальчиковая гимнастика: «этот пальчик – папа», «идут четыре брата», «пальчик – мальчик, где ты был?». Игры – цапки: «Папа, мама, есть хочу». Колыбельные
18
Деревья
Хоровод «Во поле березонька стояла»
Песня «На горе-то калина», игра «Груша».
Загадки, скороговорки
19
Лето.
Насекомые
Игра «Заря – заряница», «Как у наших у ворот», «Пчелушки», Загадки, потешки, считалки. «Мак маковистый». Игра «Садовник».
Автор: Казанцева Алла Евгеньевна