Учебно-методическое пособие п ослушанию музыки
Учебно-методическое пособие по слушанию музыки
Многие современные концепции гуманизации образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты. Все чаще говорится о необходимости формирования личности через искусство, о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.
Но в реальной жизни у большинства современных детей навык слушания классической музыки практически отсутствует. В семье они слышат, как правило, лишь развлекательную, часто не имеющую подлинной художественной ценности музыку. Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Устранить этот пробел помогают занятия по слушанию музыки.
Учащиеся приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности : восприятия, исполнительства, музыкально – образовательной деятельности. Восприятие музыки является ведущим видом. Это самый доступный вид музыкальной деятельности.
Для того, чтобы научиться выразительно исполнять музыкальные произведения, детям нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если учащиеся различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, ориентируются в средствах музыкальной выразительности, выделяя наиболее яркие из них, они могут использовать опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений. Без слушания музыки исполнительская деятельность может сводиться к подражанию, воспроизведению по образцу и не выполнять развивающей функции.
Восприятие музыки – это активный процесс, требующий от учащихся включения внимания. Оно способствует развитию воображения и воли. При восприятии музыки учащиеся различают её настроения, их смену, элементы изобразительности, наиболее яркие средства выразительности, жанровые особенности. Весь этот процесс происходит в тесной связи эмоций и мышления. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления как сравнение, анализ и синтез, развивается образная речь детей.
Беседы о музыке, помимо познавательных сведений, включают характеристику эмоционально – образного содержания произведения. В результате словарный запас учащихся обогащается новыми словами-образами. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. От установки, которая дается педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит её восприятие учениками.
Основа содержания музыки – выражение настроений и чувств. Поэтому очень важно начинать беседу с главного – определения эмоционально – образного содержания музыки (целостное восприятие). При повторных прослушиваниях музыкального произведения беседа направляется на то, чтобы восприятие музыки становилось более дифференцированным. Изобразительные моменты (при их наличии) связываются с характером и настроением музыки. Учащимся предлагается различить средства музыкальной выразительности, определить их роль в создании музыкального образа, выделить жанровые особенности, определить форму произведения, фактуру изложения. Эта работа должна проводиться на протяжении всего времени обучения.
Восприятие у младших школьников и подростков неодинаково в силу различного музыкального и жизненного опыта. Для качества восприятия имеет значение и тип нервной системы ученика, и наличие способности длительного сосредоточения.
В программу слушания музыки для учеников младших классов следует включать доступные произведения музыкальной классики по продолжительности звучания и соответствующему жизненному и эмоционально – образному опыту детей. Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей( П.И.Чайковский, А.Гречанинов, С.Прокофьев, Э.Григ, Р.Шуман, С.Майкапар, Г.Свиридов, А.Хачатурян, Д.Шостакович и др.). Помимо «детской» музыки очень важно слушать с детьми фрагменты классических произведений разных времен – старинную музыку А.Вивальди, Г.Генделя, И.С.Баха, В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шопена и других классиков для обогащения художественных впечатлений и развития интеллекта.
В младших классах при ознакомлении с более сложными образами «взрослой» классической музыки полезно использовать прием «парного восприятия» произведений. Он состоит в том, что каждому трудно воспринимаемому произведению подбирается аналогичная по настроению несложная детская пьеса, содержание которой тщательно разбирается с детьми. И когда они « войдут» в настроение пьесы, им предлагается послушать уже «серьезное» произведение. На него переносится настроение, возникшее при слушании детской пьесы, что значительно облегчает восприятие.
«Вариационный» прием, при котором педагог изменяет какое-либо одно из средств музыкальной выразительности (так называемые «музыкальные трансформеры»), позволяет острее почувствовать значение данного средства выразительности (темпа, лада, регистра, метро- ритма и т.д.) для создания музыкального образа. Данный прием заставит не только внимательнее относиться к исполнительским обозначениям в нотном тексте, но и более тонко интерпретировать музыкальные произведения.
Прием контрастных сопоставлений пьес позволяет в проблемной форме показать музыкальные произведения, обостряет слуховое внимание детей. Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша), пьесы с одинаковым названием (например, два разных «Дождика»), контрастные произведения в пределах одного настроения (например, два разных веселых или грустных) и др. Умение отличать оттенки одного настроения помогает ученикам глубже, тоньше различать характер музыки, а также понимать, что одним словом можно лишь очень приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что необходимо находить несколько слов – образов (с помощью Словаря эмоциональных терминов).
Проблемные ситуации создаются при сравнении различных видов искусства (например, музыки и поэзии) Важно точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Чтение стихотворения может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми её характера. Применение проблемных методов требует от педагога гораздо больших затрат времени: ребенок должен обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти вариант выполнения задания. Конечно, прямое сообщение необходимых знаний быстрее достигнет цели, но, если ученик сам находит ответ на поставленный вопрос, приобретенные им знания гораздо ценнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.
Период обучения в средних и старших классах занимает в процессе музыкального развития школьника особое по важности место. Именно в это время закладываются основы мировоззрения, формируются вкусы, эстетические идеалы. Любовь к музыке не является врожденным чувством. Слушать музыку учатся. Когда ученик подготовлен к восприятию музыки, игре на музыкальных инструментах, когда деятельность в музыкальной сфере становится привычной и даже радостной, она перерастает в потребность, нередко очень сильную. Одним из действенных средств развития интереса к музыке является знакомство с произведениями в хрестоматийном изложении. Это касается в первую очередь той музыки, которая объективно трудна для восприятия учащимися. Известно, что определенные границы музыкального восприятия признаются и в среде музыкантов-профессионалов. Н.А.Римский-Корсаков: «Сегодня вечером вместе с Глазуновым слушал «Страсти по Иоанну» в лютеранской церкви. Прекрасная музыка, но это музыка совершенно другого века и выслушать целую ораторию в настоящее время – невозможно..Я убежден, что не только я, но все скучают, и если говорят, что вынесли наслаждение, то лгут и лгут… Нет, всю эту старину можно давать лишь в отрывках, а не целиком; а отрывки можно подобрать превосходные». Поэтому многие произведения классической музыки являются для подростков той самой музыкой «совершенно другого века», которую на первых порах надо показывать во фрагментах.
Межпредметные связи .
В процессе работы по слушанию музыки, особенно в младших классах, желательно использовать впечатления, знания и умения, полученные учащимися на других предметах. Так, на уроках чтения и развития речи, дети знакомятся с различными явлениями окружающей жизни, с некоторыми особенностями жанра сказки (элементы чудесного, фантастического), что помогает им полнее и глубже воспринимать аналогичные явления,отраженные в музыкальных произведениях. При восприятии и исполнении детьми музыкальных прозведений используются полученные на других уроках навыки работы с текстом. Умения делить текст на законченные по смыслу части может помочь при разборе структуры музыкального произведения. Специальное внимание следует обращать на сравнение речевой и музыкальной интонации, на их выразительные возможности.
Таким образом, развитие у детей музыкальных способностей в процессе слушания музыки, совершенствование эмоциональной сферы, воспитание интереса к классической музыке, желания слушать и исполнять её, умение выделять основные средства музыкальной выразительности, анализировать форму, структуру и фактуру изложения музыкального произведения, готовит детей к восприятию более сложного материала не только на музыкальных занятиях, но и на других школьных предметах.
Предложенные музыкальные темы могут быть использованы не только для слушания, но и как материал для музыкально – образовательной деятельности, а также для чтения с листа с эскизной формой разучивания произведения. Пособие по слушанию музыки разработано к занятиям по программе «Ансамблевое музицирование»
Первый год обучения.
Программные требования:
1.уметь различать на слух высокий, средний и низкий регистры;
2.уметь различать мажорный и минорный лады;
3.различать динамические оттенки;
4.различать темпы – быстрый /бегом/, умеренный /шагом/,
медленный /покачивание под колыбельную/;
5.осознавать метр как пульсацию ровных долей, а ритм как
чередование разных по длительности звуков;
6.уметь передавать метрическую пульсацию и ритмический
рисунок мелодии;
6.различать на слух одно- и двухчастную форму;
7.различать жанры – песню, танец, марш.
РЕПЕРТУАР:
Александров А. «Дождик накрапывает»
Александров А. «Новогодняя полька»
Гладков Г. «Колыбельная»
Глинка М. «Полька»
Гречанинов А. «Колыбельная»
Гречанинов А. «Верхом на лошадке»
Жилинский А. «Мышки»
Кажлаев М. «Колыбельная»
Майкапар С. «Мотылек»
Моцарт В. «Менуэт»
Салманов В. «Утро в лесу»
Салманов В. «Вечер»
Чайковский П. «Детский альбом»
Шостакович Д. «Марш»
Шуман Р. «Солдатский марш»
Второй год обучения.
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:
1.уметь опознавать регистр, лад, темп, метро - ритм, динамические
оттенки, штрихи как средства музыкальной выразительности;
2.уметь пользоваться словарем эмоциональных терминов;
3.различать штрихи legato, non legato, staccato;
4.знать обозначения основных темпов;
5.знать виды оркестров, различать народные инструменты и инструменты
симфонического оркестра.
РЕПЕРТУАР:
Балтин А. «Дожди идет»
Бер О. «Темный лес»
Бетховен Л. «Весело – грустно»
Виноградов Ю. «Танец медвежат»
Волков В. «Вальс»
Гайдн Й. «Менуэт»
Гречанинов А. « В разлуке»
Гречанинов А. «Вальс»
Гречанинов А. «Грустная песенка»
Дунаевский И. «Галоп»
Живцов А. «В пещере»
Караманов А. «Птички»
Львов-Компанеец Д. «Бульба»
Прокофьев С. «Детская музыка»
Тюрк Д. «Охотничьи рога и эхо»
Хачатурян А. «Андантино»
Хачатурян А. «Вечерняя сказка»
Чайковский П. «Детский альбом»/ в оркестровом переложении/
Шуман Р. «Альбом для юношества»/ по выбору педагога/
Третий год обучения.
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:
1.знать три группы темпов;
2.определять на слух двух-. трех-,четырехдольный размер;
3.слышать смену регистров, лада, темпа, динамических оттенков
в различных частях музыкального произведения;
4.уметь самостоятельно выбрать из словаря эмоциональных терминов
образные определения, характеризующие музыкальный образ,
настроение прослушанного произведения и его частей;
5.слышать и различать гомофонно – гармоническую и полифоническую
фактуру;
6. уметь определить одно-, двух-, трехчастную форму;
7.различать звучание старинных и современных инструментов;
8.знать основные группы инструментов симфонического оркестра.
РЕПЕРТУАР:
Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги»
Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»
Бетховен Л. «Турецкий марш»
Бетховен Л. «Элизе»
Вилла Лобос Э. «Пусть мама баюкает»
Волков В. «Незабудка»
Виттхауэр И. «Гавот»
Гайдн Й. «Менуэт»
Гендель Г. «Шалость»
Глиэр Р. « Рондо»
Григ Э. «Вальс»
Живцов А. «Кукольная полька»
Живцов А. «Солнечный зайчик»
Живцов А. «Свирель»
Прокофьев С. «Детская музыка»
Прокофьев С. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Чайковский П. «Детский альбом»
Четвертый год обучения.
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:
1.познакомиться с вариационной формой, формой рондо,
уметь определять на слух;
2.уметь самостоятельно рассказывать о характере и настроении
музыкального произведения;
3.различать на слух гомофонно – гармоническую и полифоническую
фактуру произведения;
4.уметь рассказывать о значении основных средств музыкальной
выразительности для создания музыкального образа;
5.познакомиться с камерной и вокальной музыкой;
6.уметь определить тембры человеческих голосов.
РЕПЕРТУАР:
1.Бах И.С. «Шутка»
2.Бах И.С. «Инвенции»
3.Беркович И. Вариации на тему Паганини
4.Гендель Г. «Пассакалья»
5.Глиэр Р. «Рондо»
6.Дюбюк А. Вариации на тему «Вдоль по улице метелица метет»
7.Кабалевский Д. « Легкие вариации на тему русской народной песни»
8. Любарский Н. «Вариации на тему русской народной песни»
9.Моцарт В. «Рондо в турецком стиле»
Пятый год обучения.
ПРОГРАММА ПО ТЕМАМ:
«Выразительные средства музыки. Мелодия, лад, гармония.
Метр, ритм»
Произведения по индивидуальному плану.
«Фактура.Гомофония.Полифония»
Бах И.С. «Хорал»
Мегюль Э. «Охота»
Гречанинов А. «Прелюдия»
Бетховен Л. «Багатель»
Зиринг В. «Сказание»
«Музыкальный образ»
Григ Э. «Листок из альбома»
Гедике А. Пьесы № 17 a-moll, № 14 e-moll
Мак-Доуэл «Шиповник»
Мендельсон Ф. «Детские пьесы» D- dur, g-moll
Калинников В. «Грустная песенка»
Чулаки М. «Веселая прогулка»
«Музыкальная форма»
Произведения по индивидуальному плану.
«Музыкальная форма»
Бетховен Л. Рондо из сонатины F-dur
Гендель Г. Сарабанда с вариациями
Гендель Г. Пассакалья
«Музыкальные жанры»
Дремлюга Н. «Лирическая песня»
Мендельсон Ф. «Песня венецианского гондольера»
Прокофьев С. Марш
Раков Н. Мазурка
Шуберт Ф. Вальс
«Программно – изобразительная музыка»
Чайковский П.И. «Детский альбом»
«Времена года»
Римский –Корсаков Н. «Океан- море синее».Вступление к опере «Садко»
Римский – Корсаков Н. «Три чуда». «Сказка о царе Салтане».
Мусоргский М. «Рассвет на Москва – реке». Вступление к опере
«Хованщина»
Чайковский П. Музыка из балетов.
«Венская классическая школа»
Бетховен Л. Соната № 14
Бетховен Л. Багатели
Гайдн Й. Сонаты (фрагменты по выбору)
Моцарт В. Симфония № 40 ( фрагменты по выбору)
Моцарт В. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
«Романтизм»
Григ Э. «Лирические пьесы»
Григ Э. «Пер Гюнт». Из музыки к драме Г.Ибсена
Шопен Ф. Прелюдии
Шопен Ф. Полонезы
Шопен Ф. Вальсы
Шуберт Ф. Скерцо
Шуберт Ф. Экосезы
«Барокко»
Бах И.С. «Хорошо темперированный клавир» ( по выбору)
Боккерини Л. Менуэт
Вивальди А. «Времена года»
Дакен К. «Кукушка»
Люлли Ж. Гавот
Рамо Ж. «Тамбурин»
«Балакиревский кружок»
Балакирев М. Полька
Балакирев М. Ноктюрн
Автор: Ефимова Александра Владимировна