инновационные методы и приемы развития речи дошкольников на музыкальных занятиях
Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал,что «Пение первоначально и существенно подобно разговору». Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка) это конечно помогает развитию четкой дикции ребенка. Также пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углубленного дыхания, активно работают легкие, развиваются голосовые связки, укрепляется голосовой аппарат. Поэтому основная задача в обучении детей пению это: Охрана голоса ребенка. Также необходимо знать основы физиологии детского голоса: строение голосовых связок, преобладание головного резонатора. Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню. По мере развития мышления, речи, возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Пение развивает речевые навыки ребенка: разрабатывается артикуляционный аппарат, улучшается произношение отдельных звуков. Вслед за развитием правильной речи формируется мышление, логика, интеллектуальные способности ребенка и восприимчивость к новой информации. В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма. Чтобы успешно решить задачи обучения пению, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку: это правильная поза, вокально-хоровые навыки: это взаимодействие звукообразования, дыхания, дикции. Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость и др. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым.
Вокальные навыки усваиваются в процессе распевания, разучивания попевок, песен и усложняются в каждой возрастной группе (по вертикали).
На 2-м году жизни (от 1,5-2-х лет),дети начинают произносить и нараспев подпевать отдельные звуки, окончания музыкальных фраз за воспитателем, (да, ух, топ, хлоп, кап, так, тра-та-та) с движениями. Малыши подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами.
На третьем году жизни (2-3 года),певческий голос детей начинает только формироваться. Дети начинают подпевать не только повторяющиеся слова, но и фразы. Происходит дальнейшее развитие речи в подпевании.
Дети средней группы (4-5 лет) уже имеют определенную подготовку, у них сформировались некоторые певческие навыки, укрепились голоса, более точным стало произношение отдельных звуков, слов. На занятиях вырабатывается артикуляция: учатся активно открывать рот во время пения. Продолжается работа над развитием речи: небольшие попевки из репертуара младшей группы и новые попевки; пение по одному: дети стараются лучше произносить слова, когда предлагается спеть песню по одному. Усложняется песенный репертуар.
В старшем дошкольном возрастеважной задачей на ряду с дальнейшим развитием певческого голоса, становится выработка дикции. Известный факт, что у ребенка в этом возрасте недостаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Многие дети отличаются излишней торопливостью в речи, нечетким выговариванием слов, «Проглатыванием» окончаний или излишне замедленной манерой произношения слов. Исполняя колыбельные, попевки, дети преодолевают эти недочеты речи.
Общему развитию речи детей, четкой дикции, активной артикуляции, помогают современные инновационные методики. В своей работе я использую артикуляционную гимнастику известного учителя – исследователя, имеющего многолетнюю практику врача – фониатора В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», а также двигательные, дыхательные упражнения и распевки Варинской М. А. «Формирование навыков правильного звукообразования», Коваленко М.А. «Хоровое занятие с детьми 5-6 лет». В артикуляционную гимнастику входят упражнения для органов речи: языка, губ, лицевой мускулатуры (лошадка, трубочка, колокольчик, колесо, иголочка, рупор, злая кошка, гантели), а также легкий массаж спины, головы, шеи).
Из методики Варинской М. А, Коваленко М. А, использую двигательные упражнения и расслабления мышц тела: пружинки, березка, рынок, педжачок, дыхательные упражнения: хомячок, собачке жарко, воротики, воздушный шарик, цветок, день рождения, упражнения на звукообразование: пение «глиссандо» с низкого звука вверх на звук «у»: «Ракета», «Качели» (вверх и вниз). Такие упражнения развивают голосовой аппарат, умение управлять им. Опыт показывает, что такие упражнения помогают развитию отчетливой речи у детей. Также на музыкальных занятиях использую разнообразные приемы развития дикции (правильного, ясного произношения): произнесение текста шепотом, в ритме песни, выразительное прочтение текста без музыки и. т. д. Каждый ребенок должен осмысленно произносить все слова, хорошо артикулируя.
Кроме пения речь детей развивается и на других видах музыкальной деятельности: слушание, песенное творчество, музыкально-ритмические движения (хороводы, игры с пением), игра на музыкальных инструментах.
Восприятие музыки выражается в беседе о прослушанном произведении, характере музыки, связанный с эмоционально-образным содержанием. Побуждаю детей проявлять активность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение дети стараются с помощью педагога использовать максимум прилагательных, отвечают на вопросы, развивается музыкальная речь детей. Музыка становится ключом, который открывает детские уста, вызывает естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.
В песенном творчествепредлагаю так называемые музыкальные вопросы и ответы. В разговорной речи на вопрос получают ответ, например «Как твои дела?» - «Хорошо, спасибо», или «Как тебя зовут?», ребенок проговаривает свое имя. Также и в пении дети учатся сочинять мелодии в заданной тональности, на заданный текст. Задание выполняется индивидуально, поэтому ребенок старается спеть и отчетливо произносить слова.
Игры с пением, хороводы, инсценировки песентесно связаны между собой. Основа в них – песня. Выбирая песни я предусматриваю возможность дальнейшего их применения в музыкально – ритмических движениях: играх, хороводах. Дети исполняют песни, в соответствии с их содержанием.
Дети с большим удовольствием играют на музыкальных инструментах, поют попевки и одновременно передают ритмический рисунок мелодии. Развивается мелкая моторика кистей рук, развивается ритмизированная речь.
Опыт показывает, что используемые в работе с дошкольниками инновационных методик, значительно повышает уровень сформированности у детей певческих навыков и исполнительской культуры, обогащению знаний об особенностях голосового аппарата, охране органов речи и способах управления ими.
Более углубленную работу в развитии певческого голоса, дикции, артикуляции веду на занятиях вокального кружка «Звездочки». На занятиях использую скороговорки, распевки в разных темпах, тональностях, пение каноном, артикуляционные упражнения по методике В. В. Емельянова и психогимнастику.
Пение – одно из условий эстетического воспитания ребенка. И те способности, как музыкальный слух, чувство ритма, мышление и память обязательно пригодятся детям в их дальнейшей творческой и повседневной деятельности. Песня помогает играть, развиваться и радоваться жизни.
Как говорил Леонид Утесов: «Нам песня строить и жить помогает».
Автор: Рахматуллина Наталия Узбековна