УРОК-ЛЕКЦИЯ «ИЛЛЮСТРАЦИИ ВРУБЕЛЯ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ЛЕРМОНТОВА»
Михаил Александрович Врубель создал более тридцати иллюстраций к произведениям Лермонтова: к «Демону», «Герою нашего времени», поэме «Измаил-Бей», «Русалке», «Еврейской мелодии», стихотворению «Журналист, писатель и читатель». (Слайд 2-4)
Лермонтовские иллюстрации Врубеля совершенны. Лермонтова и Врубеля связывает приподнято-романтическое и одновременно реалистически-трагическое мироощущение.
В свидетельствах современников облик Врубеля воссоздается и ярко и…ускользающе.
Невысокого роста, блондин, с тонко очерченным лицом, освещенным мягкой улыбкой, стройный, элегантный, изящный, Врубель обращал на себя внимание тотчас. Как вспоминали современники, люди легко попадали под обаяние его сильного и широкого ума, его на редкость разносторонней и глубокой образованности, его прекрасной внешности и чарующих манер. (Слайд 5)
В обществе Врубель бывал обычно артистически воодушевлен и весел. Он с энтузиазмом играл в домашних спектаклях, с удовольствием пел в любительских концертах, принимал живое участие в разного рода развлечениях и нередко становился инициатором шутливых розыгрышей и экстравагантных затей. Он мог неожиданно устроить «оргию роз» и тогда все осыпалось прекрасными цветами: мебель, окна, люстры…все сказочно, фантастически преображалось…
Есть у самого художника высказывания, которые особенно выразительно раскрывают его душу, его отношение к миру.
«Мучаюсь и работой, мучаюсь и порывами к кубку жизни»,- говорил Врубель сестре в одном из московских писем. А в письме к жене, сопоставляя свои работы с работами других художников, он употребил весьма характерные выражения - «восторг» и «натиск».
«Восторг», «натиск», «порывы» были преимущественными свойствами его темперамента. Врубель любил жизнь и неудержимо стремился к радости, которую она может дать. Но в его устремленности к празднику жизни была не просто потребность удовольствий, то была жажда совершенных, возвышенных отношений и чувств.
Вовсе не лишенный слабостей (ему были свойственны и вспыльчивость, и, по словам современника, некоторая заносчивость, неустойчивость характера, и склонность к богеме), Врубель был человеком большого душевного обаяния и благородства.
Современники говорят об исключительной деликатности художника, о его доброте и горячей готовности прийти на помощь, и почти в каждом воспоминании о нем - свидетельства его бессребреничества.
«Михаил Александрович,- писал М.В. Нестеров, - был как пушкинская Русалочка: «а что такое деньги, я не знаю», и он, такой странный, неожиданный, совершенно бескорыстный, когда получал что-либо от кого-либо, спешил поскорее все истратить…»
И рядом с мягкостью, с добротой, с беззащитной и доверчивой непрактичностью жили в художнике страстность и мятежность - «порывы», «натиск». Он умел принимать неожиданные, но твердые решения. Он отдавался своему искусству пылко, самозабвенно, фанатически.
Его светлая, восторженная мечта о красоте и совершенстве мира и человека воплотилась в символических незабываемых образах Весны, Царевны-Лебедь, Микулы Селяниновича, Леля, Морской царевны; сказка стала вечной спутницей его творчества. Страстность и мощь темперамента позволили ему передать с непостижимой силой бьющую ключом энергию Мамонтова, и страдания испанки, и муку Печорина, и вселенскую тоску Демона…(слайд 6)
Врубель не стал аскетом, он не утратил порывов к «кубку жизни», но новое счастье вошло в его мир. Упоение искусством, фанатическая преданность ему оттеснили на время жизнь с ее «застоем», с «десятками болезней общества» (выражения Врубеля), со всем, что начало тяготить его еще в юности.
Искусство, говорил Врубель, все «стоит не то угрозой, не то сожалением, воспоминанием, мечтой и мало, мало баловало спокойными, здоровыми минутами».
Врубель продолжал работать. Он рисовал прекрасные цветы. Он создавал свои прекрасные орнаменты. В своих сюжетах, в своих красках он противопоставил серой обыденности сказку. И мечта художника все больше начинала обретать тот драматический колорит, который так сближал ее с лермонтовским драматическим романтизмом. (Слайд 7)
Врубель не проникся лермонтовским пафосом обличения. Но он обратился к титаническим образам трагических героев писателя - и нашел в них отклик своему страданию.
Первое изображение демона относится к 1885 году.
Демон Лермонтова
Образ могучий, но и загадочный, и есть немало разноречивых его толкований. Врубель нашел в тоске «духа изгнания» отклик собственной муке; ему была близка мощь лермонтовского отрицания зла и несправедливости, мятежность лермонтовского протеста против оков, губящих необъятные силы. И вместе с тем художник, бывший в стороне от общественного движения, отразил в Демоне не только собственную тоску, но и настроение тех современников, кто, подобно ему, задыхался в гнетущей атмосфере эпохи 80-х годов, кто страдал в мире приземленности идеалов и подавления свободы. (Слайд 8)
Уже в Киеве проявились те настроения художника, которые определили - тогда и позднее – его особое положение в искусстве. «По самой своей природе своего дара, своих стремлений,- подчеркивается в «Истории русского искусства»,- Врубель был искателем гармонии… он не походил на тех художников, которые смаковали душевную опустошенность и находили болезненное удовлетворение в гримасах распадающегося сознания».
Этого великого художника, как и отмечают историки искусства, действительно менее всего «возможно рассматривать…как представителя того или иного течения, будь это символизм, экспрессионизм, модернизм…» Врубель «не был представителем», но его связи с современностью гораздо органичнее, глубже, чем может показаться на первый взгляд».
В киевский же период Врубель создает первые изображения Печорина (слайд 9). 1889 годом помечен рисунок, который представляет собой ранний вариант иллюстрации «Печорин на диване». Этот рисунок настолько примечателен, что не может не вызывать особого интереса: художник изобразил Печорина похожим на себя самого. Проводил ли художник какую-то внешнюю параллель? Возможно. Но не в этом, надо полагать, главное.
Врубель пришел к Лермонтову «изнутри», как точно и образно говорит известный искусствовед и проницательнейший исследователь творчества поэт С.Н. Дурылин.
Иллюстрации выполнялись художником в 1890-1891 годах для издания сочинений поэта товариществом И. Н. Кушнерев и К°. Врубель жил уже в Москве, куда переехал из Киева осенью 1889 года.
Печорин на диване.
Замечательна композиция этой иллюстрации. Печорин один в комнате; в позе, необычайно выразительно передающей его мысли, и расслабляющую его опустошенность, он лежит на покрытом ковром диване. Все, что окружает Печорина, словно не вполне закончено в рисунке: не прорисован узор ковра, видны лишь общие контуры великолепной коллекции оружия, занявшей стену над диваном, расплываются очертания стула…
И это только подчеркивает настроение героя: ему нет дела до окружающего, пышная декорация не может его ни занимать, ни тешить. Все наше внимание приковывается к его глазам, выражению лица, позе. «Есть трагическое противоречие,- пишет по поводу этого рисунка С.Н. Дурылин,- между почти обломовским положением стройной фигуры молодого человека, распростершегося в бездействии праздного покоя на пышном диване, и энергичным поворотом головы, волевым устремлением взора, точно великие силы обречены на полную бездейственность…»
Печорин является лучшей иллюстрацией к «Предисловию» к «Герою нашего времени», где Лермонтов сжато и страстно выразил свою обобщающую мысль о людях своего поколения».
Беседа.
ü Какие чувства, какое настроение героя запечатлены в рисунке?
ü Какая сцена романа изображена?
ü Каким замыслом мог руководствоваться художник, не стремясь в данном случае точно передать какую-то сцену?
(При организации беседы названные вопросы могут быть и последовательно предложены классу, и положены в основу заданий.)
1. Как вы можете суждение исследователя творчества поэта: «Это не иллюстрация в тесном смысле этого слова… Это - обобщенная мысль о «герое нашего времени»?
2. Как вы понимаете утверждение: «Врублевский Печорин является лучшей иллюстрацией к «Предисловию» к «Герою нашего времени»?
3. Что обращает на себя ваше внимание в композиции рисунка?
Дуэль Печорина и Грушницкого
Сцена в романе, к которой относится иллюстрация,- развязка истории, потребовавшей от Печорина мобилизовать всю его проницательность и мужественную энергию, проявить самообладание и холодное презрение к смерти. И чего же ради напрягались силы одаренного человека? «Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было». Еще одна жизненная жестокость. Горькое осознание бессмысленной суетности происшедшего, непоправимости содеянного, ощущение себя «необходимым лицом пятого акта». Таково состояние Печорина в романе, и таким показал его Врубель: «Если я причиною несчастий других, то и сам я не менее несчастлив». (Слайд 10)
Врубеля можно упрекнуть в том, что он не шел буквально за авторским описанием: не так одет Вернер, не два, а один секундант у Грушницкого. Врубеля можно упрекнуть и в том, что он отступил от лермонтовского стиля, позволив себе штрихи модернистской манеры. Все это так. Но верный себе, Врубель искал главного, в его рисунке передана трагедия главного героя, суть его характера, его отношения к миру. Лицо и поза Печорина, еще собранно-твердого, но уже и потерянного; фигуры секундантов, так явно выдающие их стремление отстраниться от совершенного Печориным; суровый, мрачный пейзаж- все найдено изумительно.
Беседа.
ü Каким показывает художник душевное состояние Печорина?
ü Как композиция рисунка раскрывает смысл происходящего и настроение участников дуэли?
Княжна Мери и Грушницкий у источника.
На иллюстрациях Врубеля Грушницкий появляется один лишь раз, в сцене, когда Мери, вопреки духу чопорного этикета, подняла оброненный им стакан. Удачно ли в данном случае художник избрал тему рисунка? Позволяет ли иллюстрация обнаружить как-то характер Грушницкого?
Трудно предположить, что художник избрал эпизод случайно. Актерство Грушницкого, его желание казаться пострадавшим в сражении опытным воином - как раз то, что так закономерно сливается с его позой загадочной «разочарованности», и, следовательно, именно то, что важно раскрыть в его личности. Страдание истинной разочарованности и модная поза разочарованности, так сказать «интересной»- важная параллель в романе.
Беседа.
ü Какие идеи и настроения Лермонтова прежде всего раскрыл Врубель?
ü В чем соответствуют, а в чем не соответствуют роману его иллюстрации?
ü Насколько существенны отступления художника от авторских описаний?
ü Снижает ли значение иллюстрации то, что художник опускает многие кульминационные моменты?
Список литературы.
1. История русского искусства. М., 1968, т. Х
2. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976г.
3. Интернет-источники:
ü Мир Врубеля http://vrubel-world.ru/
ü Врубель и Лермонтов http://vrubel-lermontov.ru/
Электронная библиотека Библиотекарь.РУ. Живопись русских художников. http://www.bibliotekar.ru/index.htm
Автор: Матвеева Наталья Робертовна