Профессиональная компетентность учителя – словесника в вопросах современной литературы для детей и подростков.
Профессиональная компетентность учителя – словесника в вопросах
современной литературы для детей и подростков.
Обратившись к концепции и содержанию Профессионального стандарта педагога, позволю себе процитировать: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться… Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самоответственность в принятии решений – все эти ценные качества невозможно обрести, не расширяя пространства педагогического творчества».
Педагоги более чем кто- либо другой загружены бумажной работой ( планы, рабочие программы, отчеты, карты …), а ведь еще В.А.Сухомлинский утверждал: «Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше загружен он всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем более опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам».
Мы же, учителя – словесники, просто не сможем существовать, если перестанем иметь возможность развиваться, читать, творить.
Возможно, кто-то заметит, что учителю читать совсем не обязательно ( к сожалению, есть и такие учителя русского языка и литературы), но ведь, учитель, не умеющий писать сочинение, эссе, размышление – не научит этому своих учеников, учитель , не читающий, не сможет привить любовь к книге, художественному слову .
Мы должны быть заинтересованы не только в повышении квалификации ( профессиональном росте), но и развитии собственных компетенций, в том числе, и в вопросах современной литературы.
К сожалению, мы практически не знакомы с новейшей литературой. Многие вспомнят несколько имен: Пелевин, Улицкая, Толстая, Акунин,Довлатов,Петрушевская…
Понятие «современная литература» в сознании других прочно сцементировано с 70-80ми годами 20 столетия. Разумеется, это можно объяснить с чисто методической точки зрения: литература, не прошедшая испытания временем, не может войти в школьный учебник.
Во всех школьных программах и учебниках раздел «Современная литература» многие годы включал в себя произведения последней трети 20 века. Это прозаики В.Астафьев, В. Распутин, Ч.Айтматов , В.Быков, поэты А.Тарковский, Н. Рубцов, Д.Самойлов, Б. Слуцкий, драматурги Розов, Вампилов, Арбузов.
В настоящее время в учебниках появились разделы «Современная литературная ситуация»( Агеносов, «Дрофа»), «Общая характеристика переломной эпохи» (Русская литература 20 века» учебник для 11 класса Чалмаев, Зинин, изд- во «Русское слово», 2004), «Литература конца 20 века»(уч. под ред. Ю.И.Лысого, «Мнемозина», 2001), но до них учащиеся редко успевают дойти, завершая свое литературное образование на изучении произведений о ВО войне.
Полагаю, настало время задать себе вопросы: Какие книги современных авторов мы читали недавно? А какие читают наши дети? Что мешает нам следить за современной литературой и преподавать ее в школе?
Да, сошлемся на нехватку времени, большую профессиональную загруженность, на обязательный учебный план, куда входит классическая, а не современная литература, на все уменьшающееся количество часов, на отсутствие информации о книжных новинках, на исчезающий у учеников интерес к литературе как таковой.
Но ведь от нас, словесников, зависит, будут ли ученики любить литературу, и от нас зависит, насколько мы разносторонние и интересующиеся культурой люди . Нам надо честно признаться, что русская литература 18 – 20 веков все дальше от наших учеников, и все более остро стоит вопрос восприятия нашими учениками литературы прошлых эпох.
Задачи, стоящие перед современным учителем литературы, меняются.
Мы не только обязаны помогать нашим ученикам овладевать определенными знаниями, умениями, навыками, компетенциями, но теперь еще должны уметь адаптировать , приближать классическую литературу к восприятию современного подростка.
Мы должны открыть нашим детям, что то, о чем спорили их предки, насущно и для нашего времени, поскольку технический прогресс не меняет человека: он, как и много лет назад, любит и ненавидит, радуется и сокрушается, испытывает страх и презрение, отчаяние и восторг, боль и блаженство.
И в этом помощником нам могут стать лучшие образцы современной литературы, в которых прослеживаются традиции классической прозы.
Неприязнь подростка к чтению может вызвать отсутствие поддержки читательского интереса в семье, а еще тот момент, что школа не формирует правильного отношения к чтению (не всегда содержание изучаемых произведений соотносится с действительностью; в арсенале учителя отсутствуют методы, прививающие любовь к чтению и самой литературе; программа не учитывает интересы и проблемы современного ученика). Ребенок может стать настоящим читателем, когда взрослые перестанут употреблять глагол «читать» в повелительном наклонении и предоставят ему право на свободный выбор книги для чтения. Об этом праве замечательно пишет Даниэль Пеннак в своем педагогическом эссе «Как роман»:
«По части чтения мы, взрослые читатели, признаем за собой все права, начиная с тех, в которых отказываем юному поколению, полагая, что приобщаем его к чтению.
· Право не читать.
· Право перескакивать
· Право не дочитывать.
· Право читать что попало.
· Право читать где попало.
· Право читать вслух.
· Право втыкаться
· Право молчать о прочитанном.
…Если мы хотим, чтобы … молодежь читала, первым делом надо предоставить им все права, которыми мы сами пользуемся» (*Как роман: пед.эссе,Даниэль Пеннак.- М.: Самокат, 2010,- с.124)
Кроме того, Пеннак советует нам читать вслух, не жалеть времени на чтение, не задавать вопросов, по возможности не комментировать ничего – дать детям погрузиться в атмосферу художественного мира писателя, а не цитировать отрывки из библиографии и чужих комментариев!
Получается, что нам самим нужно меняться, менять и кое- что в программе, системе преподавания… А самое главное – читать!
Современная литературная жизнь богата яркими событиями, премиальный процесс каждый год дарит новые открытия, нам же учителям – словесникам, надо лишь стараться быть в курсе происходящего в литературной жизни, и тогда нужный для урока материал отыщется легко.
А еще нужно доверять своим ученикам выбор книг для чтения. Это просто модно стало говорить, что дети не читают. На самом деле дети чаще не читают то, что мы им навязываем, заведомо лишая их права выбора книг для чтения. Существует еще один миф, который просто необходимо развеять: мысль о том, что дети предпочитают только «легкое чтиво», уводящее в мир грез, виртуальной реальности, как и компьютерные игры.
Напротив! Книги, выбранные детьми, часто требуют сильных чувств, поглощают много времени, заставляют думать, мыслить, тонко чувствовать, сопереживать. Поэтому не стоит воспринимать произведения современной литературы вкупе с представителями массовой культуры.
Еще в 2002 году в журнале «Новый мир» Дмитрий Дмитриев, ссылался на мнение уполномоченного по правам ребенка в Москве, учителя и поэта Евгения Бунимовича: «Разрыв между современной литературой и современным молодым читателем грозит литературе гибелью, оставляет ее без завтрашнего дня». Это значит, что оставит ее без завтрашнего дня и разрыв между современной литературой и современным учителем.
2002 год был объявлен в России Годом чтения, 2015, возможно, будет Годом литературы. Предлагаю сократить разрыв, обратившись к творчеству современных русских и зарубежных писателей.
Этот список литературы, рекомендуемой детям и подросткам, мы начали составлять еще в 2011 году с выпускниками 11 класса, сейчас в него добавились произведения, предложенные нынешними 7 и 9-классниками. Возможно, многие имена вам уже знакомы, а некоторые станут приятным открытием. Надеюсь, что большинство из произведений данного списка не оставит равнодушными ни вас, ни ваших учеников. Литература должна помочь подростку выработать собственное отношение к основным вопросам человеческой жизни, она не должна быть развлекательной; с подростками можно и нужно обсуждать болезненные вопросы современности, будоражащие взрослое общество.
Шведская писательница, Анника Тор, считает , что с подростками можно обсуждать все. Единственное отличие от литературы для взрослых – это тон. Но обязательным должно быть одно условие – хотя бы один герой должен быть ровесником читателя.
Писательница Е.Мурашова считает, что современные подростки будут читать не только сказки и фэнтези, но и «некомфортные» книги, заставляющие задуматься. «Наши дети умны и прекрасны. Им не хватает только одного: чтобы на них обратили внимание. Пока это делают только шоу- бизнес и реклама. С ними говорят про жвачку и кока-колу – и они откликаются. Но они готовы откликнуться на все. И если с ними заговорить о милосердии и любви – они откликнуться с большей охотой! Но с ними об этом пока никто не разговаривает. В подростке видят человека потребляющего, а не человека мыслящего. В этом главная беда. Не в них. А в нас».
Вашему вниманию предлагается список современной литературы для детей и подростков, составленный с помощью учащихся.
5-6 класс
Адра Ф. Лис Улисс.
Аппельгерн Т. Веста – Линнея и капризная мама.
Аромштам М. Мохнатый ребенок. Когда отдыхают ангелы.
Вознесенская Ю. Юлианна или игра в киднеппинг. Игра в дочки - мачехи. Опасные игры.
Гавальда А. 35 кило надежды.
Жвалевский А. Пастернак Е. Правдивая история Деда Мороза. Время всегда хорошее.
Крюкова Т. Калоша волшебника (Блестящая калоша с правой ноги). Потапов, к доске! Повторение пройденного.
Максимов А. Не стреляйте в сочинителя историй.
Матвеева Л. Герой - любовник из 5а.
Нанетти А. Мой дедушка был вишней.
Олейников А. Велькино детство.
Парр М. Вафельное сердце.
Пеннак Д. Собака Пес. Глаз волка.
Приемыхов В. Князь Удача Иванович.
Роу Д. Обнимите меня, пожалуйста!
Сабитова Д. Цирк в шкатулке.
Старк У. Чудаки и зануды. Умеешь ли свистеть, Йоханна?
Тассиес Х. Украденные имена.
Тор А. Остров в море.
Хауген Т. Ночные птицы.
Эльф Р. Синий дождь.
7-9 класс
Боровикова И. Горожане солнца.
Бойн Д. Мальчик в полосатой пижаме.
Гайте К.М. Красная Шапочка на Манхэттене.
Гандольфи С. Альдабра. Черепаха, которая любила Шекспира.
Жвалевский А. Пастернак Е. Я хочу в школу! Гимназия №13. Шекспиру и не снилось. Москвест.
Мартиросова М. Фотографии на память.
Крюкова Т. Призрак сети. Гений поневоле. Телепат. Костя плюс Ника. Ведьма. Единожды солгавший.
Михеева Т. Легкие горы.
Мурашова Е. Класс коррекции. Гвардия тревоги. Одно чудо на всю жизнь. Дверь, открытая всегда. Обратно он не придет ( Полоса отчуждения).
Нестерина Е. Девочка – тайна.
Парр М. Тоня Глиммердал.
Петросян М. Дом, в котором…
Петрушевская Л. Маленькое и еще меньше.
Пономаревы С.и Н. Боишься ли ты темноты? Вы существуете.
Рубина Д. Двойная фамилия. Посох деда Мороза. Уроки музыки. Когда же пойдет снег?
Сабитова Д. Где нет зимы. Три твоих имени.
Санаев П. Похороните меня за плинтусом.
Старк У. Пусть танцуют белые медведи.
Тор А. Пруд белых лилий. Глубина моря. Правда или последствия.
Уилсон Ж. Разрисованная мама.
Файн Э. Пучеглазый.
Хайес С. Чужой сын.
Хайтани К. Взгляд кролика.
Шмидт Г. Битвы по средам.
Эрискен Э. Осторожно, Питбуль – Терье!
10 – 11 класс
Ахерн С. Волшебный дневник. Там, где заканчивается радуга.
Вильке Д. Тысяча лиц тишины.
Вишневский Я. Молекулы эмоций. Сцены из жизни за стеной. Одиночество в сети. Повторение судьбы.
Волков А. Дети пустоты.
Вяземский Ю. Шут.
Гавальда А. Мне бы хотелось, чтобы меня кто- нибудь где – нибудь ждал… Глоток свободы. Просто вместе.
Гамаюн У. Безмолвная жизнь со старым ботинком.
Геласимов А. Нежный возраст.
Иванов А. Географ глобус пропил.
Коэльо П. Алхимик. Вероника решает умереть.
Крюкова Т. Триптих в черно- белых тонах. Мир кино.
Леклезио Ж. – М. Небесные жители.
Миллер С. Я знаю все твои мысли.
О Двайер М. Утопая в беспредельном депрессняке.
Павлофф Ф. Коричневое утро.
Паланик Ч. Уцелевший.
Петрушевская Л. Детский праздник. Йоко Оно (и др. рассказы)
Пономаревы С. и Н. Фото на развалинах.
Прилепин З. Черная обезьяна. Санькя.
Рубина Д. Почерк Леонардо. Синдром Петрушки. На солнечной стороне улицы. Любка. Астральный полет души на уроке физики.
Сеттерфилд Д. Тринадцатая сказка.
Сойер Д. Жутко громко и запредельно близко.
Толстая Т. Соня. Ночь. (расказы)
Торик А. Димон.
Флэг Ф. Дейзи Фэй и чудеса.
Чижова Е. Нюточкин дом.
Шлинк Б. Чтец.
Штрассер Т. Волна.
Эво Ю. Солнце – крутой Бог.
Автор: Семиренко Ирина Ивановна