Главная / Старшие классы / Литература

Образ дворянской усадьбы и судьба героя в романе И.А. Гончарова «Обломов» (урок в 10-м классе)

Литпрогулки №22

Дополнительные материалы к статье см. на диске

Образ дворянской усадьбы

и судьба героя в романе И.А. Гончарова «Обломов»

(урок в 10-м классе)

Иван Александрович Гончаров происходил из богатой купеческой семьи: отец его занимался хлеботорговлей, предки в нескольких поколениях были купцами. Ни наследственного, ни приобретенного имения у писателя не было. Детство его прошло в Симбирске, а большая часть жизни связана Петербургом, где он служил. Однако, несмотря на отсутствие личного опыта «усадебного» детства, Гончаров в романе «Обломов» создает удивительно правдоподобный, красочный и осязаемый образ дворянского поместья. Его «фламандство»[1] проявилось в изображении вотчины Обломова во всей своей силе.

Основное действие романа «Обломов» происходит в Петербурге и его окрестностях, но образ Обломовки, который неоднократно возникает на страницах произведения, – один из центральных. С одной стороны, Обломовка – это детство главного героя, то есть то, что, по мнению Гончарова, определяет характер и, возможно, судьбу человека. С другой стороны, это идеал Ильи Ильича, своего рода утопия.

Мы знакомимся с имением уже в начале романа, через письмо старосты, который явно обманывает своего хозяина. Заметим, что дворяне довольно часто оказывались оторванными от своих владений и передоверяли хозяйство старосте или управляющему. Можно вспомнить то, о чем мы писали во вступительной статье к рубрике: с родным поместьем связаны были у дворянина порой только детство и преклонный возраст. Годы отрочества и юности приходились на учение, а зрелости – на службу. В это время в родовое гнездо приезжали нечасто. Бывало и так, как описывает Н. А. Некрасов в «Забытой деревне»:

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом – новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету – и уехал в Питер.

Дворянин мог не жить в своем имении по разным причинам. Главные – две: это государственная служба и любовь к городской (светской, культурной) жизни. Однако ни одна из этих причин для Обломова не существует. В первой части мы видим отношение героя к столичной жизни, и очевидно, что она ему не нравится, представляется полной бессмысленной суеты. Каждого из своих гостей определяет он резюмирующим словом – «несчастный». При этом Обломов не связан службой. Кроме того, очевидно, что хозяйство требует его вмешательства.

Спросим учеников, почему же тогда Обломов не едет в деревню. Что ему мешает?

Здесь важно и то, каким светопреставлением представляется герою любое путешествие (даже переезд на другую квартиру в городе), и то, что ему нужно сперва составить план (об этом говорит он Штольцу). С этим планом мы знакомимся в восьмой главе первой части.

Перечитаем отрывок (Приложение 1). Из чего состоит план? Какова главная его часть? Почему «коренные статьи» управления имением Обломов пробегает в уме только мельком? Что в этом плане вызывает явную улыбку Гончарова и нашу, читательскую? Насколько полезны и плодотворны прожекты Обломова? Какого другого персонажа русской литературы напоминает здесь Обломов? Черты какого литературного направления можно увидеть в описании летнего вечера в поместье? В чем прелесть и в чем ущербность такого идеала?

Планы Обломова показывают его маниловскую мечтательность, неумение и нежелание вникать в управление хозяйством, идеализированное, какое-то сентиментально-буколическое представление о поместной жизни. Его усадьба, с восходящим от полей паром и возвращающимися с полей крестьянами, кажется оперно-декоративной. Жизнь в поместье оказывается никак не связана с мыслью о труде, а мыслится как состояние приятной праздности («праздной» нарисована даже дворня).

Обратимся теперь к сну Обломова (часть 1, глава 9) и совершим мысленную прогулку по той реальной Обломовке, какую знал наш герой (ведь это, собственно, и не сон, а рассказ о его детстве). Какой же представляется в этом сне Обломовка? Какие характерные черты, детали запомнились учащимся? Какова интонация повествования? Что объединяет всех обитателей Обломовки – и дворян, и крестьян? С какой интонацией рисует Гончаров Обломовку и ее обитателей?

Рассмотрим хотя бы небольшой фрагмент текста более подробно с точки зрения стиля (Приложение 2). Спросим учеников, чем стиль этого текста отличается от повествовательной манеры писателя на протяжении романа в целом. С какой целью употреблены такие выражения, как «львы рыкающие», «египетские язвы», на что они настраивают читателя? Как разрушается ожидание появлением выражений «куры кудахчущие», «коровы жующие» и т.п.? Почему весь фрагмент строится на отрицании?

Рассмотрим далее одну из пейзажных зарисовок этой главы (например, Приложение 3). Какова стилистика этого пейзажа? Что его объединяет с мечтаниями Обломова из восьмой главы?

Можно показать ученикам одну-две картины сентименталистского плана, носящих идиллический характер (слайды 1-2, см. презентацию на диске). Обратим внимание на то, как связаны в картинах человек и природа, как изображены дворяне и крестьяне.

Итак, описание Обломовки – это опять же идиллическая картинка, напоминающая сентиментальную пастораль, но поданная автором в ироническом ключе. Героем же она воспринимается без всякой иронии, поэтому сентиментальные и иронические фрагменты постоянно смешиваются.

В центре сна – образ маленького Илюши Обломова. В сущности, перед нами еще одно усадебное «детство» в русской литературе (см.статьи в №№17-18). Бросается в глаза знакомый момент пробуждения ребенка: «Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело».

В чем же сходство между детствами Никиты, Николеньки Иртеньева и Илюши Обломова? Чем они различаются?

Здесь нам поможет иллюстративный материал. Сопоставим иллюстрации разных авторов: Е. Бем, Ю. Гершковича, И. Коновалова, В. Табурина, Т. Шишмаревой, Н. Щеглова, П. Эстоппе.

Вопросы к слайдам:

Слайд №3. Какое настроение вызывает иллюстрация? Представьте себе, что вы въезжаете в Обломовку. Какие эмоции у вас возникают?

Слайд №4. Почему дом у оврага «удостаивается» отдельной иллюстрации? Какой дополнительный смысл приобретает иллюстрация благодаря фигурке ребенка?

Слайд №5. Сопоставьте иллюстрации Т. Шишмаревой и В. Табурина.Что между ними общего? (Обратите внимание на композицию). Что выражает поза Илюши на обеих картинах? Какими средствами каждый из авторов передают атмосферу Обломовки и состояние Илюши? Сходны или различны эти иллюстрации по концепции?

На первый взгляд иллюстрации удивительно похожи. Почти совпадают поза героя, расположение его фигуры, дерево и покосившиеся строения в правой части картины, четко просматривающаяся в композиции восходящая диагональ, контраст между всеобщим оцепенением мира и живой фигуркой ребенка, которая также расположена по диагонали, но противоположно направленной. Однако при внимательном прочтении картин мы заметим, что на иллюстрации Шишмаревой перед нами любопытный ребенок, который пытается высунуться за ворота сонного царства, пока стражи его спят, но он как будто прилип ногами к границе, которую не может перешагнуть; сам он остается там, во дворе, только голова пересекает линию ворот. У Табурина же мальчик более свободен, фигурка его более динамична. Он тянется к цветущим травам, желая разглядеть и постичь тайны мира, который его окружает.

Слайд №6. Сопоставьте иллюстрации Ю. Гершковича и И. Коновалова. Какой момент текста иллюстрирует каждая из картин? В чем схожи эти иллюстрации и чем различаются (обратите внимание на композицию, позы героев, место действия, детали)? Как авторы показывают наличие или отсутствие в этот момент контакта Илюши с няней? О чем рассказывает каждая из иллюстраций? К какой мысли приводит нас соседство этих двух иллюстраций?

На первой иллюстрации изображен момент, когда Илюша смотрит летним утром на проезжающую телегу и отбрасываемую ей тень и удивляется миру, задумывается надо всем, что видит. В этом эпизоде Илюша томим желанием выбежать со двора, побежать на гору. Мысленно он вышел из обломовского круга. Художнику удалось передать это в самой позе мальчика, в его обращенности к дальней перспективе.

На второй – один из зимних вечеров, когда няня рассказывает Илюше истории и сказки. Здесь, напротив, подчеркнута взаимосвязь ребенка с няней: герои находятся в тесно замкнутом пространстве, Илюша жадно впитывает в себя рассказы, после которых «у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Эти иллюстрации проясняют своеобразную двойственность обломовского детства и души героя.

Слайд №7. Сопоставьте иллюстрации Е. Бем и Н. Щеглова. Что объединяет эти изображения? Какой принцип лежит в основе их построения?

На иллюстрациях представлен один и тот же момент: когда няня засыпает и Илюша, улучив момент, отправляется самостоятельно исследовать окружающий мир. В основе обоих изображений, различных по технике и стилю, – контраст между статичной фигурой няни и динамичной фигурой ребенка. Но если у Бем все оказывается, как рамой, замкнуто границами голубятни, то у Щеглова ребенку открывается просторный мир с высотой поднебесья и бегущими облаками, навстречу которому он радостно протягивает руки. Контраст между Обломовкой и большим миром подчеркнут на этой иллюстрации светом и тенью: няня сидит в тени дома, Илюша же выбежал на залитое солнцем пространство.

Слайд №8. В чем необычность иллюстрации французского художника? Какое впечатление она на вас производит? Какая мысль выражена композицией рисунка? Какое настроение создают фигуры людей?

На этом рисунке все герои замерли в какой-то сонной статичности. Фигуры взрослых плотно окружают ребенка. При этом рождается впечатление не столько любви и заботы, сколько скованности и даже угрозы. Подводя итог разговору об иллюстрациях, скажем, что в жизни маленького Илюши много любви: его все обожают и балуют. Но эта атмосфера любви, которую мы подчеркивали как нечто сугубо положительное, говоря о детстве Николеньки или Никиты, здесь становится приторной и какой-то искаженной: «Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев <…> После того начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками <...> Потом мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией».

Итак, мы видим, что в детстве Илья Ильич был живым и восприимчивым ребенком, но в отличие от Николеньки или Никиты, он растет под постоянной опекой, ему фактически не дают ничего делать самому.Кроме того, в его жизни отсутствует та культурная атмосфера, которую мы видели у Толстых (музыка, чтение). С этой точки зрения интересно сопоставить описание зимнего вечера в «Детстве Никиты» и в «Сне Обломова».

Гончаров верил в то, что впечатления самого раннего детства являются определяющими в жизни человека: «Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

Чем же заняты взрослые, что впитывает в себя маленький Илюша?

«Сам Обломов – старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе», – пишет Гончаров об отце Ильи Ильича. Каковы же эти занятия, как о них рассказывает автор, как он к ним относится? В чем заключается деятельность матери Облоимова? Вокруг чего вращается жизнь всех обитателей усадьбы? Деятельность Ильи Ивановича абсолютно бессмысленна: он целый день смотрит в окно и отвлекает всех работающих ненужными вопросами. Жена же его сосредоточена на том, что для обломовцев является главным, вокруг чего вертится их мир – на еде. «Может быть, Илюша уж давно замечает и понимает, что говорят и делают при нем: как батюшка его, в плисовых панталонах, в коричневой суконной ваточной куртке, день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду; что родитель и не вздумает никогда поверить, сколько копен скошено или сжато, и взыскать за упущение, а подай-ка ему не скоро носовой платок, он накричит о беспорядках и поставит вверх дном весь дом», – заключает Гончаров. Таков мир усадьбы в детских воспоминаниях Ильи Ильича – образ его «золотого века», идеального (идеализированного) прошлого.

Обломовская утопия помещена автором во вторую часть романа, в эпизод спора со Штольцем (глава 4). Обломов рисует другу воображаемые картины своей будущей жизни.

Перечитаем внимательно этот текст с параллельным составлением таблицы.

Обломовка из сна /детства

(идеализированное прошлое)

Обломовка мечты (идеальное будущее)

Характерные черты и детали быта

Основные занятия героев, поворотные моменты в течении жизни

Атмосфера, настроение

Затем попросим в таблице отметить моменты совпадений и отличия. Похож ли идеал Обломова на то, что окружало его в детстве? Чем? В чем разница, которую так горячо отстаивает Обломов? Чем замечательно предложение «В доме уж засветились огни; на кухне стучат в пятеро ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды... тут музыка... Castadiva... Castadiva! » – как оно характеризует обломовскую идиллию?

Одна из причин, которая удерживает Обломова от поездки в деревню, по его сосбтвенным словам состоит в том, что приехать он туда хочет не один, а с женой. Отметим, что Обломовка – это край семейной идиллии. Однако, став женихом Ольги и понимая, что ему некуда везти молодую жену, Обломов так и не устроит дела по имению. Что мешает ему? Почему Обломову никак не совершить этот путь от его нынешнего состояния до осуществления мечты – путь, который он всегда мысленно «перепрыгивает» («Ну, приехал бы я в новый, покойно устроенный дом...», – начинает он излагать Штольцу свои мечты, никак не задерживаясь на мысли о том, каким образом дом станет «покойно устроенным»)? Почему, вместо родовой усадьбы, в конце романа мы видим Обломова на выборгской стороне, в своего рода «суррогатной» Обломовке? На эти вопросы десятиклассникам предстоит ответить при последующем изучении романа.

ПРИЛОЖЕНИЕ

№1

«Илья Ильич занялся разработкою плана имения. Он быстро пробежал в уме несколько серьезных, коренных статей об оброке, о запашке, придумал новую меру, построже, против лени и бродяжничества крестьян и перешел к устройству собственного житья-бытья в деревне. Его занимала постройка деревенского дома; он с удовольствием остановился несколько минут на расположении комнат, определил длину и ширину столовой, бильярдной, подумал и о том, куда будет обращен окнами его кабинет; даже вспомнил о мебели и коврах. После этого расположил флигеля дома, сообразив число гостей, которое намеревался принимать, отвел место для конюшен, сараев, людских и разных других служб. Наконец обратился к саду: он решил оставить все старые липовые и дубовые деревья так, как они есть, а яблони и груши уничтожить и на место их посадить акации; подумал было о парке, но, сделав в уме примерно смету издержкам, нашел, что дорого, и, отложив это до другого времени, перешел к цветникам и оранжереям. Тут мелькнула у него соблазнительная мысль о будущих фруктах до того живо, что он вдруг перенесся на несколько лет вперед в деревню, когда уж имение устроено по его плану и когда он живет там безвыездно. Ему представилось, как он сидит в летний вечер на террасе, за чайным столом, под непроницаемым для солнца навесом деревьев, с длинной трубкой и лениво втягивает в себя дым, задумчиво наслаждаясь открывающимся из-за деревьев видом, прохладой, тишиной; а вдали желтеют поля, солнце опускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд; с полей восходит пар; становится прохладно, наступают сумерки; крестьяне толпами идут домой. Праздная дворня сидит у ворот; там слышатся веселые голоса, хохот, балалайка, девки играют в горелки; кругом его самого резвятся его малютки, лезут к нему на колени, вешаются ему на шею; за самоваром сидит... царица всего окружающего, его божество... женщина! жена! А между тем в столовой, убранной с изящной простотой, ярко заблистали приветные огоньки, накрывался большой круглый стол; Захар, произведенный в мажордомы, с совершенно седыми бакенбардами, накрывает стол, с приятным звоном расставляет хрусталь и раскладывает серебро, поминутно роняя на пол то стакан, то вилку; садятся за обильный ужин; тут сидит и товарищ его детства, неизменный друг его, Штольц, и другие, все знакомые лица; потом отходят ко сну... Лицо Обломова вдруг облилось румянцем счастья...»

№2

«Не наказывал господь той стороны ни египетскими, ни простыми язвами. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты; не водится там ядовитых гадов; саранча не залетает туда; нет ни львов рыкающих, ни тигров ревущих, ни даже медведей и волков, потому что нет лесов. По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие. Бог знает, удовольствовался ли бы поэт или мечтатель природой мирного уголка. Эти господа, как известно, любят засматриваться на луну да слушать щелканье соловьев. Любят они луну-кокетку, которая бы наряжалась в палевые облака да сквозила таинственно через ветви дерев или сыпала снопы серебряных лучей в глаза своим поклонникам. А в этом краю никто и не знал, что за луна такая – все называли ее месяцем. Она как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз».

№3

«Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано. Измученное волнениями или вовсе незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем».

[1] Впервые это слово употреблено по отношению к стилю Гончарова А. В. Дружининым; затем оно неоднократно использовалось в работах о писателе и приобрело почти терминологическое значение.


Автор: Щеняева Наталья Васильевна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Образ дворянской усадьбы и судьба героя в романе И.А. Гончарова «Обломов» (урок в 10-м классе) Щеняева Наталья Васильевна 20 Ноя 2015
документ Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе. Аксёнова Ольга Раисовна 31 Мар 2015
документ Урок литературы в 6 классе "Помещичьи усадьбы 19 века в романе А.С.Пушкина "Дубровский" Помещичьи усадьбы XIX века в романе А.С.Пушкина «Дубровский» Козина Ольга Михайловна 20 Мар 2015
документ Статья Образ автора и героя в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Винокурова Наталия Михайловна 11 Апр 2016
презентация И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Илья Обломов и Ольга Ильинская. Любовная тема в романе. Яковенко Валентина Васильевна 29 Апр 2015
документ Женские образы в романе Гончарова "Обломов" Бахтин Сергей Федорович 20 Мар 2015
презентация Мир русской дворянской усадьбы в повести А.С.Пушкина"Барышня-крестьянка". Наталья Агапкина 20 Мар 2015
документ Экспрессивные возможности и роль имен собственных в тексте художественного произведения (И.А. Гончаров «Обломов») Чикрина Вера Александровна 1 Апр 2015
документ Урок по литературе в 7 классе."Образ главного героя повести М. Горького «Детство» - Алёши Каширина". УРОК Хашева Ольга Александровна 20 Мар 2015
презентация Интегрированный урок в 10-м классе по теме «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»(литература+история). Вятчанина Ирина Юрьевна 23 Сен 2015
документ План урока литературы в 10 классе "Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова "Обломов". Саенко Маргарита Николаевна 20 Мар 2015
документ Урок Изобразительного искусства в 3 классе Образ театрального героя «ЛУКОМОРЬЕ» Суслова Надежда Васильевна 30 Мар 2015
презентация План сочинения "Любовь в романе Гончарова "Обломов" Козлова Татьяна Владимировна 11 Апр 2016
разное Знакомство с ДВОРЯНСКОЙ усадьбой при изучении романа Пушкина «Дубровский» в 7 классе Щеняева Наталья Васильевна 20 Ноя 2015
презентация Презентация "Судьба Мастера и тема искусства в романе "Мастер и Маргарита" Аторина Елена Сергеевна 20 Мар 2015
документ УРОК с использованием ЭОР по теме: «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» НИКИТИНА Ольга Борисовна 20 Мар 2015
презентация презентация к уроку литературы "Характер и судьба в романе А.С.Пушкина "Дубровский" Сат Аяна Демир-ооловна 20 Мар 2015
документ «Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») Куулар Чимис Эрес-ооловна 20 Мар 2015
документ «Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») Куулар Чимис Эрес-ооловна 15 Фев 2016
документ Образ Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Федяева Людмила Ивановна 20 Мар 2015
документ История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Фролова Светлана Валентиновна 20 Мар 2015
документ Творческий проект. Тема: Образ Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Исимбетов Айдар Ренатович 23 Сен 2015
документ «Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Архангельская Светлана Александровна 20 Мар 2015
разное Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Красота Ирина Семеновна 19 Июн 2015
документ «Вершина писательского мастерства И.А. Гончарова – роман «Обломов». Бедарева Екатерина Николаевна 20 Ноя 2015
разное Урок литературы "Музыка в романе И.А.Гончарова "Обломов". 10 класс. Конспект урока и презентация. Ушакова Ольга Андреевна 20 Мар 2015
документ Особенности речевой организации художественного текста (на материале романа И.А. Гончарова «Обломов») Чикрина Вера Александровна 1 Апр 2015
документ Конспект урока-мастерской по литературе в 10 классе. Образ романического героя в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (2 ч.) Старцева Ксения Александровна 11 Апр 2016
презентация, документ Методическая разработка урока по литературе для 11 класса "СУДЬБА РУССКОГО ФАУСТА В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" Белякова Марина Михайловна 20 Мар 2015
документ Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского " ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" Дорофеева Галина Рудольфовна 20 Мар 2015
разное Презентация к уроку литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Земятченская Маргарита Львовна 20 Ноя 2015
документ Урок «Любовь и счастье в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». 10 класс. Берёзкина Юлия Владимировна 15 Июл 2015
документ План-конспект урока по предмету "Технология" в 5 классе на тему: «Мир крестьянской усадьбы». Закрепление темы: «Основные технологические операции и особенности их выполнения». Рожнов Александр Сергеевич 15 Дек 2015
разное Урок литературы в 10 классе "Система образов в романе И.А.Гончарова "Обломов". Акимова Ольга Анатольевна 21 Мар 2015
документ Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы». Гвиздок Любовь Вячеславовна 20 Мар 2015
документ Интегрированныйурок в 9 классе «Великая Отечественная война в произведениях чувашской и русской литератур» (по повести А. Артемьева «Симес ылтан» и рассказу М. Шолохова «Судьба человека») Пидиксеева Валентина Викторовна 20 Мар 2015
документ Образ героя — животного в авторской сказке В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» Меркушина Марина Александровна 30 Мар 2015
документ Зачетный урок по роману И.А. Гончарова "Обломов" (анализ 9 главы) Дябкин Игорь Анатольевич 18 Янв 2016
разное Открытый урок "Музыкальные страницы в романе И.А.Гончарова "Обломов" Юдова Нина Николаевна 8 Июн 2015
разное Конспект урока истоков в 8 классе по теме: «Как Василий Суриков создал образ героя» Введенская Елена Анатольевна 20 Мар 2015