Новый взгляд на урок литературы в 10 классе. Попытка осмысления прозы С.Довлатова сквозь призму жанра анекдота.
В статье раскрывается собственный взгляд на творчество С. Довлатова.
У Сергея Довлатова была трудная и счастливая судьба. Трудная, потому что так и не смог, живя на родине, выйти к читателю со своими произведениями. Счастливой писательская судьба Довлатова была потому, что он смог самоосуществиться… Верный лишь своему дарованию, он сумел рассказать о своем времени, каким он его видел, рассказать о людях, с которыми жил рядом, которые были ему интересны. По мере того, как книги данного автора издаются и переиздаются на родине, не теряет актуальности задача осмысления написанного им в целом и прежде всего исследования жанровой специфичности его произведений. Не менее актуальна эта задача для учителя литературы, так как изучение творчества С.Довлатова входит в программу 10-х классов. Как ученикам найти ключ к пониманию текстов этого автора? Ученикам, которые родились в совершенно другой стране и воспитаны в ином культурном поле?
Анализ творчества С.Довлатова на уроке следует начинать с повторения фольклорных жанров, а именно жанра анекдота, так как Довлатов широко использовал его возможности. Анекдоты в его прозе выстраиваются в «большой текст», получают возможность реинтерпретации, выявления новой семантики, которая взаимодействует с общим смысловым пространством произведения. При этом нередко наблюдается нарастание драматического, трагического эмоционального фона. Именно через призму анекдота ученик 21 века сможет понять смысл произведений С.Довлатова.
Но не стоит забывать и о том, что без объяснения особенностей эпохи «оттепели» современный ученик ничего не поймет.
Анекдот в 60-70-е гг. становится своеобразной призмой, с помощью которой возможно взглянуть на мир. Именно с помощью этого жанра писатели «оттепели» могли легко и органично сказать свое мнение, указать на аномальность мира. Таким образом, термин «анекдот» в критической литературе начинает трактоваться расширительно, в качестве родового понятия, поскольку данная жанровая группа выполняет общие функции: выразить крушение романтических идеалов «оттепели», неприязнь целого поколения довлатовских современников к ложному пафосу, к громким красивым фразам, попытка спрятать за иронией или «спасительным цинизмом» подлинно высокие чувства. Поэтому чтобы объективно оценивать прочитанное у Довлатова, его прозу стоит рассматривать в свете современной теории анекдота.
Именно потому, что анекдот как жанр меняется с каждой эпохой, необходимо отметить, чем различаются анекдот и современный анекдот. Анекдот – это сложный культурный феномен, который впитывает в себя различные области человеческого бытия. Современный анекдот – это многоаспектное явление. Центральным звеном анекдота является комический смысл. У анекдота ест своя структура, которая направлена на разрешение этого смыла, чтобы добиться смеха. Для того, чтобы анекдот имел место быть, нужна комическая ситуация, ситуация, прямо противоположная комической и установка на реальность. Отсюда главное требование к жанру анекдота – наличие фигуры рассказчика.
Так как композиция анекдота изучается более подробно в среднем звене, это облегчит изучение. Стоит только напомнить, что композиция анекдота имеет метатекстовую природу и характеризуется трехкомпонентным составом – начало, середина и концовка. Каждая составляющая имеет свои функции.
Актуальность существования в современном мире жанра анекдота обусловлена способностью транслировать то или иное социальное явление, придавая этому явлению свою эмоциональную окраску, что, в свою очередь, указывает на важность происходящего для конкретного рассказчика. Кроме этого, анекдот позволяет конструировать и реконструировать систему социальных представлении человека.
Анекдот у Довлатова демонстрирует амбивалентность любого общественного явления, что лишает последнее непререкаемости, прямолинейности и категоричности. Писатель использует «семантическую компетентность» носителей языка, на которую опираются готовые модели мышления. В рамках анекдота происходит «переложение» данных моделей, которые приводят к смеховому эффекту. Читатель узнает собственные модели мышления в художественном пространстве анекдота. Тем самым анекдот обнаруживает и скрытую реальность, стимулирует критику устоявшихся шаблонов, придает динамизм и разнообразие окружающей писателя жизни.
Эпоха, в которой творил и которую описывал С.Довлатов, актуализовала формат личности с чертами, уходящими своими корнями в народную культуру, с архетипической фольклорной основой и современными социально-нравственными и философскими проекциями. Проблема «негероического» героя получила в творчестве Довлатова продуктивное развитие. Маргинальные герои С. Довлатова впитали в себя многие черты дурака/юродивого/шута, причудливо совместив в себе фольклорную и литературную линии.
Во всех своих книгах писатель остается верен избранной ранее позиции, предполагающей интерес к «причудам реальности», к изображению людей непредсказуемых, отклоняющихся от нормы поведения, выламывающихся из «системы». В каждом своем персонаже Довлатову дорого какое-то отклонение от нормы, что-то, выбивающееся из обычного хода вещей.
Довлатовские маргиналы и, в первую очередь, сам главный герой выступают как носители «альтернативной» семиосферы. Автобиографический герой-повествователь Довлатова — «другой» во всех смыслах этого слова. Он нарушает все семиотические параметры властных структур. Однако понятия «свой» и «чужой» являются относительными и зависят от точки зрения, то есть способа субъективной организации текста. Так, для системы довлатовский герой является «чужим», но с позиции читателя (и автора) он оценивается как «свой», понятный, как желаемый объект для читательской идентификации. В то же время упорядоченный мир советской идеосферы, напротив, проявляет признаки абсурда, безумия, хаоса. Многочисленные примеры этому дают повести «Компромисс», «Заповедник» и ряд рассказов Довлатова. Отсюда следует, что анекдотизм прозы Довлатова - это проявление потребности в гармонии, норме. Анекдот у Сергея Довлатова - это способ обнажить безумие современной жизни и в социальном и в метафизическом смысле.
Писатель предложил версию сосуществования двух миров, используя рамки анекдота и абсурда. Именно на основе понимания этого сосуществования можно открыть перед учеником удивительный мир довлатовской прозы .
Стоит отметить на уроке, что до него на таком масштабном уровне сделать этого не удавалось никому. Аверченко, Зощенко, Ильф и Петров, Ардов и даже Жванецкий рассматривали мир как сущность, отбрасывающую «нехорошую тень», которая, как в сказке, способна уничтожить своего хозяина. В их произведениях присутствует некая доля агрессии: уничтожить все, что мешает миру.
Автор: Суворова Анастасия Григорьевна