Урок литературы в 10 классе на тему «Бородинское сражение»
Урок литературы в 10 классе на тему «Бородинское сражение»
…нет лучшего учителя для военного литератора,
чем Толстой, описывающий войну со всею правдивостью
гениального реалиста, не отвращая глаз от ужасных жестокостей войны,
от её грязи и крови, от слабостей, пороков и ошибок многих людей,
и тем не менее или, точнее, благодаря своей верности правде,
как никто изобразивший героизм и победоносное величие
русской народной войны, создавшей «памятник славной эпохи».
Георгий Березко
Вступительное слово учителя:Сегодня на уроке мы рассмотрим Бородинское сражение, сражение, ставшее ключевым в сохранении российской государственности. К его изображению обращались не только художники, но и поэты, писатели. На уроке мы рассмотрим Бородинское сражение в изображении Л.Н.Толстого и М.Ю.Лермонтова. Ответим на вопросы:
Почему они обратились к изображению этого исторического события?
На чём акцентировали своё внимание?
А также закрепим навыки анализа как лирического, так и прозаического произведения.
Л.Н.Толстой не мог обойти эту тему, ведь она ему была особенно близка: отец писателя, Николай Ильич, который был участником Отечественной войны 1812 года, много рассказывал своим сыновьям о событиях, произошедших в то славное время.
(Обращаем внимание учащихся на эпиграф к уроку.) – Как вы понимаете слова Георгия Березко? (Л.Н.Толстой, изображая военные сцены, опирался на исторические справки. Его произведения похожи на исторические полотна. Он, как истинный художник, показывал в произведении своё личностное восприятие событий.)
Работая над романом, Толстой постоянно обращался к историческим документам. В рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства он познакомился и с документами, которые никогда не публиковались. Особое внимание писатель уделял изображению Бородинского сражения, ведь оно было поворотным событием в Отечественной войне 1812 года. Интересные сведения находил писатель даже в частной переписке, в которой упоминалось Бородинское сражение. Перед тем как написать картину Бородинской битвы, Л.Н.Толстой побывал в Бородине, досконально изучил поле, на котором произошло сражение, и составил план расположения русских и французских войск во время битвы. Описывая свою поездку в письме к своей жене, Софье Андреевне, он писал: «Только бы дал бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое бородинское сражение, какого ещё не было!» Действительно, Л.Н.Толстой изобразил ключевое сражение войны 1812 года исторически достоверно, во всей подлинности и неприкрашенности.
Всё творчество Толстого пронизано пацифистскими взглядами. И даже описывая Бородинское сражение, он не отрекается от своих убеждений и поэтому пишет: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость».(т.3, ч.2, гл.25)
К изображению Бородинского сражения обращался и Михаил Юрьевич Лермонтов. Мы с вами хорошо знаем его стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году к двадцатипятилетию Бородинской битвы. «Бородино» было первым опубликованным стихотворением Лермонтова, появившимся на страницах журнала «Современник». Но впервые к этой теме поэт обратился еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» в 1830 году. Из этой первоначальной зарисовки Бородинского сражения и выросло знаменитое стихотворение поэта, воплотившее его размышления об историческом прошлом России и о её дальнейшей судьбе. В произведении автор, размышляя о судьбе народа в истории, рассматривал проблему становления национального характера и выразил своё отношение к современному ему поколению. Анализируя этот аспект, В.Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».
Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина, ветерана Отечественной войны, который был родственником поэта. В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что повествовательный компонент стихотворения представляется не офицером, а безымянным солдатом-рассказчиком, мудрым и проницательным участником освободительной войны, что придаёт стихотворному тексту эпичность и фольклорное наполнение. Этот солдат-артиллерист весьма точно передаёт хоть и стихийные, но эпохальные настроения, характерные для беспристрастного народного начала, по определению являющегося внеличностным. Что касается красочного образа безымянного полковника, то его автор также не объективирует, однако в его чертах могут просматриваться некоторые черты Петра Багратиона, раненного на поле боя, а затем и генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова, который заменил первого в сражении.
Вывод: Авторы обратились к изображению Бородинского сражения, потому что в этом сражении особенно ярко отразились черты простого русского народа, военачальников, которые не прятались в штабах, а находились рядом со своими солдатами, и потому, что в этом ключевом для их Родины событии участвовали их близкие родственники.
- Дальнейшую работу проведём по группам. Первая группа расскажет нам о том, на что обращает внимание Л.Н.Толстой при описании событий до начала сражения, а вторая группа рассмотрит события, изображённые М.Ю.Лермонтовым.
Примерное содержание ответа первой группы: - Толстой, предваряя описание Бородинского сражения, рассказывает о людях, готовящихся к сражению. В 20 главе он пишет о том, что Пьер, продвигаясь по дороге к полю сражения, встречает раненых. Наблюдая за ними, ему кажется, что «в них, заключается разрешение занимавшего его вопроса». Ему бросилось в глаза, что вид смертельно раненных людей не пугает солдат, направляющихся к месту боя. Именно здесь он слышит главные слова: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва». (гл.20, стр.190) В этих словах заключается секрет победы русских. Богдан Иванович Кандиев писал по этому поводу: «Толстой гениально уловил психологию защитников Бородинской позиции: дальше некуда было отступать, позади Москва». В подтверждение своих мыслей Пьер видит кавалеристов, которые «ни на минуту не задумываются над тем, что их ждёт, а идут мимо и подмигивают раненым» (гл.20, стр.191), «мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживлённые и потные, что-то работают направо от дороги…» (гл.20, стр.192). Именно эти народом восхищается Кутузов: «А!..Чудесный, бесподобный народ! Бесподобный народ!» Повтор эпитета бесподобный подчёркивает уникальность народа, готового принести себя в жертву ради спасения своей Родины. Эту мысль высказывает и Болконский: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения. Ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции». А на вопрос Пьра: «А от чего же?» - сказал: «От того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате». (гл.25, стр.206) Толстой, исследуя мир переживаний русских воинов перед сражением, подчёркивает, что «мысль о возможности быть убитым или искалеченным в сбою занимала их меньше всего». (Б.Кандиев стр.235) («Что себя жалеть теперь! Солдаты в мрём батальоне… не стали водку пить: не такой день, говорят,» - проговорил Тимохин. Гл.25, стр.207) Разговор с князем Андреем помог Пьеру понять «скрытую» теплоту патриотизма людей, которые на первый взгляд «спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти». Толстой, описывая события перед боем, больше использует наречия, глаголы действия, образуя составные глагольные и составные именные сказуемые, и очень редко эпитеты. Например, в монологе Болконского из главы 25, состоящего примерно из 136 слов, содержится 33 глагола, 9 наречий, указывающих на образ действия (выигрывает, твёрдо решил, сказали очень рано, незачем было драться, поскорее хотелось уйти, будут решаться мгновенно и др.), встречаются существительные, образованные от глаголов (сражение, потеря); эпитетов в данном отрывке нет, очень мало определений (самых разнообразных случайностей, своими маленькими интересами). Все лексические средства помогают автору сосредоточить внимание читателя на действиях людей, готовящихся к решающему сражению.
Примерное содержание ответа второй группы: - М.Ю.Лермонтов в своём стихотворении тоже акцентирует наше внимание на поведении простых солдат перед боем. Повествование ведётся от имени солдата. Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру повествования. Такое своеобразное освещение исторической битвы придаёт ей эпохальный, универсальный масштаб, при этом само Бородинское сражение приобретает особую достоверность. Сначала ветеран описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу. Как и полагается простому русскому солдату, речь его проста, но очень эмоциональна и образна. Начало монолога – антитеза: - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! – подчёркивающая нравственную силу поколения людей 1812 года. Отсюда и сожаление по поводу безвременной гибели участников Бородинского сражения: Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Монологу присущи фразеологизмы разговорного стиля: ломить стеною, постоять головою, а также обилие глаголов и наречий (молча отступали, досадно было, боя ждали, ворчали, не смеют, изорвать и т.д.)
Как видим, оба автора, желая рассказать о событии достоверно, используют обилие глаголов, передавая таким образом только реальные действия.
- Теперь обратим внимание на само Бородинское сражение. Прослушаем историческую справку о Бородинском сражении. Презентация.
Бороди́нское сраже́ние состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино,
в 125 км. на запад от Москвы.
В ходе 12-часового сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле.
Но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции.
Поэтому в русской историографии считается, что русские войска «одержали победу».
Однако на следующий день Кутузов дал приказ отступать в связи с большими потерями и из-за наличия у Наполеона больших резервов.
Потери на Бородинском поле:
Французов:60 тыс. (из них 50 тыс. убитых и умерших от ран). По материалам Военного министерства Франции и французских энциклопедий 28-30 тыс. убитых и раненных (из них 20,5 тыс. убитых и умерших от ран)
Русских:45 тыс. (из них 25 тыс. убитых и умерших от ран), в целом по разным данным цифры разнятся от 40 тыс. до 60 тыс.
- А теперь давайте узнаем, что об этом сражении пишет Л.Н.Толстой. (Сообщение ученика по гл.19, т.3, ч.2 с использованием карты) Дополнительный материал в книге Б.И.Кандиева «Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» М. 1967; стр.227-232
- Всё сражение Л.Н.Толстой показывает глазами Пьера. Как вы думаете, почему именно через восприятие Пьера мы знакомимся с таким глобальным сражением? (Пьер Безухов отличается искренностью, правдивостью и естественностью своих поступков. Им руководит истинный патриотизм, именно поэтому он и стремится быть ближе к солдатам, защищающим свою Родину. К тому же, автор очень часто устами Пьера доносит до читателя свои мысли и взгляды на происходящие события.)
- На что обращает внимание Пьер, когда приближается к Бородино? Как вы понимаете слова «всем народом навалиться хотят»? (гл.20, ч.2, т.3, стр. 191 - 192) (Враги подошли к самому сердцу России – Москве. Отступать некуда. Солдат не интересует, погибнут ли они, их интересует будущее их родины. Именно поэтому Кутузов, видя солдат и ополченцев, восклицает: «А!... Чудесный, бесподобный народ!» (гл.22, стр.199)
- В стихотворении М.Ю.Лермонтова повествование ведётся от лица простого солдата, участвовавшего в сражении. Ему не нужны награды, почести, внимание высокого начальства, он преисполнен любви к родине, переживает за её судьбу. Поэтому мы верим ему. Солдаты преисполнены патриотическим духом. Они думают только о том, как бы остановить врага на подступах к столице. Реалистический взгляд на события позволил и Толстому, и Лермонтову, используя разные лексические средства, рассказать одинаково.
- А сейчас сосредоточим наше внимание на Бородинском сражении. Продолжим работу в группах. Первая группа работает с третьим томом романа-эпопеи Л.Н.Толстого. Опираясь на ΧΧΧI-ΧΧΧIV главы, вы должны рассказать нам, к чему и к кому привлекает наше внимание писатель. В ответах используйте свои навыки анализа прозаического произведения. А вторая группа работает с произведением М.Ю.Лермонтова и отвечает на те же вопросы, что и первая группа. Отвечая, используйте элементы анализа лирического произведения.
- Примерный ответ первой группы: В 31 главе Толстой привлекает наше внимание к озабоченным лицам солдат, которые заняты «невидным, но, очевидно, важным делом». Пьер рядом с солдатами, которые заняты серьёзным делом, на это указывают лексика, обозначающая действия: «после каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление», «около пушек хлопотливее и оживлённее двигались солдаты», «делали своё дело с напряжённым щегольством», «с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела»; определения (делом «невидным, но важным»). Уверенность и решимость чувствуется во всех действиях солдат.
- В начале боя солдаты приглядывались к Пьеру. Сейчас даже смешно представить, что можно прийти на поле брани, как в цирк. Но Пьер пришёл. Зачем? (Он не мог находиться дома, когда здесь решается судьба Отчизны. Ему хотелось хоть чем-нибудь помочь людям, сражающимся за свободу Родины.) Остановимся на небольшом эпизоде из 31 главы, где солдаты признают в Пьере «нашего барина». Что привлекло солдат в Пьере? (Появление Пьера «в белой шляпе сначала неприятно поразила этих людей». Везде стреляют, все заняты серьёзным делом, а этот в белой шляпе, как будто заблудился, попал не туда, куда шёл.) Но почему он вдруг стал «нашим барином»? (Солдаты заметили, что барин даже не пытается вести себя по-барски, он «смирно сидел», «с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами», не боясь выстрелов, «спокойно» прохаживался по батарее. Солдаты, в силу своей природной интуиции, сразу поняли, что перед ними хороший человек, и взяли его под свою опеку, предупредили об опасности. )
- М.Ю.Лермонтов, описывая начало боя, рисует яркими мазками общую картину:
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
- Метафоры «небо засветилось», «сверкнул за строем строй» характеризуют наступление главного момента в жизни солдат. А первые два стиха, написанные четырёхстопным ямбом с женской рифмой и парной рифмовкой, соединяют действия в один яркий момент. Аллитерация с «ш» во втором стихе создаёт шум пробуждения, общего движения.
Рисуя бой, Лермонтов создаёт объёмную картину, на которой расположились и французы, и наш редут, и уланы с пёстрыми значками, и драгуны с конскими хвостами. Это перечисление действующих лиц указывает на масштабность военной операции.
Вам не видать таких сражений!..- утверждает автор и доказывает дальше именно этот тезис.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Обилие глаголов, несвойственное лирическому повествованию, помогает автору передать изменчивость картины боя, насыщенность действиями.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!.. Обратите внимание на определения. Их всего лишь три (русский, удалой, рукопашный), и все они характеризуют только русских военных, участвовавших непосредственно в бою.
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой... Сравнение, гипербола этого отрывка помогают передать грандиозность события.
- В 32 главе Толстой изображает бой, ходом которого руководить невозможно (автор об этом неоднократно говорил). Так же, как и у Лермонтова, Толстой рисует картину, где «смешались в кучу кони, люди». Примером может служить эпизод, где Пьер врукопашную схватился с французским офицером. И только солдаты проявляют непостижимую стойкость и отвагу: «показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею». Неразбериха боя особенно ярко показана в 33 главе, где рассказывается о Наполеоне, великом полководце, знающим, как вести бой, но даже он растерялся: «В маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал…», «все доклады были ложны», распоряжения Наполеона «редко приводились в исполнение», «люди… теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы». Сила духа русских солдат настолько сильна, что Наполеон не понимает, как можно выстоять в бою, где его армия превосходит в численном составе русских почти в два раза, а его генералы просят подкреплений. (34 глава)
Вывод: Л.Н.Толстой и М.Ю.Лермонтов восхищаются людьми, участвовавшими в Бородинском сражении. Они увековечили подвиг солдат, готовых ценой своих жизней отстоять Родину, ведь отступать некуда:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Автор: Бондарева Марина Ивановна