Теоретические аспекты развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
Проблема развития театрализованной деятельности детей в педагогике и психологии
Зная теоретические основы таких понятий, как «творчество», «воображение», «творческое воображение» дошкольников, можно отметить следующее: все они создают творческий процесс. А реализация этого творческого процесса как нельзя лучше исчерпывает себя в театрализованной деятельности. Рассмотрим сущность понятия «театрализованная деятельность».
Театрализация в педагогике, по мнению П. Блонского – это инсценировки разножанровых театральных представлений с большим количеством участников, продолжительное по времени, с декорациями и атрибутами [3, с.127].
Деятельность – это синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудительного определения. В самом общем смысле деятельность можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Деятельность меняет и преобразует действующего индивида. А главная деятельность в дошкольном возрасте – это игра.
Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. [39, с.118].
Таким образом, театрализованная деятельность, по мнению П.Блонского – это всякая творческая деятельность, в которой возникают новые образы, где используются разножанровые произведения, декорации и прочие атрибуты театра [3, с.128].
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, поэтому актуально рассмотреть вопрос о театрализованных играх.
Среди различных детских игр игра в «театр», занимает особое место. Сравнивая эти игры с их обычными, повседневными сюжетно – ролевыми («магазин», «в школу»), нетрудно заметить существенную разницу между ними не только в сюжетах, но и характере игровой деятельности. Если театрализованные игры имеют заранее известное содержание в процессе своего развития, то сюжетно – ролевые обретают его. В театрализованной игре, как считает Н.Р. Жуковская, каждый персонаж наделён своим характером, за ним закреплены определенные поступки, указаны условия, в которых он живёт, с кем встречается и с кем говорит. [25, с.184].
Некоторые психологи считают, что театрализованные игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создаётся ничего нового.
Действительно, если к игре подходить с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребёнка. Нет основания утверждать, подчеркивает Н.А. Ветлугина, отрицая возможность творческих проявлений детей в театрализованных играх, насколько театрально-игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало, и является сама по себе творческой деятельностью [10, с.231].
Театрализованная деятельность названа так за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность усиливает привлекательность игры.
Театрализованная деятельность является типической основой художественного творчества. Об этом говорил П.Блонский [3, с.127], считая, что все виды игр по существу являются искусством ребёнка, его творчеством, следовательно, театрализованную деятельность можно назвать творческой игрой.
Этот вопрос был освещён и в одной из работ А.Н.Леонтьева [43, с.210]. А.Н.Леонтьев рассматривал различные по своему содержанию и происхождению формы игры. Он писал: «Игра необыкновенно многообразна не только по своему содержанию, но и по своим формам и источникам» [43, с.210]. А.Н. Леонтьев начинал анализ игры с самого простого приёма, самой простой игровой деятельности ребёнка и остановился на одном виде игр, которые можно было бы назвать играми рубежными. Они действительно стоят на рубеже классической дошкольной игры, они представляют собой как бы переходные формы игры – переходные либо к неигровой деятельности, которую они прямо подготавливают, либо к играм, характерным для школьного периода психического развития ребёнка. Это игры – драматизации, обозначающие распад игровой деятельности в её дошкольных формах. Оставаясь игрой, они, однако, всё более лишаются присущей ей мотивации. Процесс деятельности в этих формах игры психологически являются для ребёнка одновременно и результатом и продуктом: ребёнок относится как к продукту. Соответственно к этому времени мотив этих игр всё более сдвигается на их результат.
Развитая театрализованная деятельность, это уже своеобразная «предэстетическая» деятельность. Её главными признаками, как считает А.Н.Леонтьев, являются, во – первых, то, что в отличие от ролевых игр и ранних драматизаций, она не отражает обобщённо действий изображаемого персонажа, но воспроизводит типичное для него. С другой стороны, это и не непосредственно подражание, не непосредственное имитирование: наоборот, мы имеем здесь дело с произвольным творческим построением, руководимым тем или иным исходным представлением ребёнка. Вторым главным признаком истинной театрализованной деятельности является то, что ребёнок изображает тот персонаж, роль которого он на себя берёт, но и то, как он это делает, открывает, насколько совершенна передача объективного содержания, выраженного в данной роли. Театрализованная деятельность является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей [43, с.251].
Характерным для театрализованной деятельности, отмечает С.Л.Новосёлова, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных отношений участников. Исследования и педагогический опыт убедительно показывают, что эти два вида отношений ребёнка не тождественны. При вполне благополучном или, как говорят, положительном сюжете могут проявляться (и явно, и открыто) весьма не благополучные реальные взаимоотношения [55, с.125].
Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в театрализованной деятельности, а не в какой – либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом, правилами игры. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает театрализованная деятельность (особенно педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнёров, выбирать средства для реализации своих замыслов.
Как писал Л.С.Выготский [13, с.254]: «Игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка». Таким образом, рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая деятельность воображения, Л.С.Выготский подчёркивал, что ребёнок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создаёт новое творческое настроение, образ, принадлежащий ему самому.
Ребёнок в театрализованной игре передаёт своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, стремится передать всё это так, чтобы окружающие поверили ему. Не случайно о творческом характере игры говорят многие деятели искусства. Так, например, К.С. Станиславский [72, с.144] советовал актёрам учиться у детей, как надо перевоплощаться, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссёр Г.Л.Рошаль писал: «Всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребёнок, однако, никогда не теряет своего реального «Я». В своей игре он похож на актёра (недаром искусство актёра называется игрой). Итак, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры – театральной иллюзией» [36, с.22].
Театральное искусство строится на драматическом материале и требует от исполнителя навыков перевоплощения. Но, поскольку мы говорим, о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпечаток – свободный игровой характер, сохраняющийся даже тогда, когда детьми разыгрывался определенный сюжет. Действительность даёт богатую пищу для творчества. Дети получают огромную массу впечатлений из окружающего мира, который они стремятся воплотить в живые игровые образы и действия.
Л.С.Выготский писал [13, с.145], что драматургия – это вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – и как сочинение, импровизирование коротких сценок, и как инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Ребёнок в театрализованной деятельности и артист, и зритель, воспринимающий роли, он же и декоратор – рисует картины, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный и, так называемый, «бросовый» материал, он и техник – изобретатель – создаёт новые модели костюмов. Безусловно, детское творчество в игре ещё не совершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя её сказочностью и волшебством.
Появление у детей дошкольного возраста замысла, как отмечал Л.С.Выготский, означает переход к творческой деятельности [13, с.365]. В раннем детстве ребёнок идёт от действий к мысли, у дошкольника уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности и, прежде всего, в театрализованной. Появление замысла связано, прежде всего, с развитием творчества.
Значение театрализованной деятельности для развития творчества дошкольников заключается в том, что она позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребёнку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой детского художественного творчества является то, что ребёнок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое в себе. При выполнении творческого задания создания драматического образа у ребёнка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, широко использовать, преобразовывать прошлый опыт.
Основываясь на положениях Н.Н. Подъякова [58, с.178] о значении для развития творческих процессов дошкольника проблемных ситуаций, детский театр предполагает расширение содержаний воспринимаемой действительности, умение «схватывать» целостное впечатление раньше детализированного анализа. Безусловно, значимым является овладение социальными средствами воплощения образа и варьирование их использования в собственном творчестве ребёнка.
По мнению Н.Н. Подъякова [58, с.179], в процессе театрализованной деятельности на всех этапах овладения художественным образом возможно выполнение творческих заданий, стимулирующих активность ребёнка. При этом в ходе театрализованной игры зарождаются и разрушаются противоречия, которые обеспечили развитие творчества; противоречия между импульсивностью переживаний ребёнка, динамизмом и неустойчивостью его представлений и необходимостью выражать образы в творческом продукте.
В театрализованной деятельности не только происходит переход отдельных действий из материального в умственный план, но формирование на основе внешней игровой деятельности самого этого умственного плана, развитии способности создавать системы обобщённых образов окружающих предметов и явлений, а затем совершать различные их мысленные преобразования.
Театрализованная деятельность, как отмечает Л.С. Выготский [13, с.130], является одним из эффективных средств, активно будящих деятельность эмоциональной сферы и, прежде всего, в развитии эмоционального контроля и особых нравственных переживаний и чувств. Л.С. Выготский указывал на то, что в мечтаниях мышление выступает в форме, обслуживающей эмоциональные процессы, что непосредственно связано с нравственным воспитанием ребёнка, если под воспитанием понимать не только усвоение ребёнком правил поведения, но и формирование определённого осмысленного, эмоционального отношения к окружающему.
Театральная драматизация это такая деятельность, которая требует от ребёнка перевоплощение в образ изображаемого персонажа, веры в правдоподобность разыгрываемого в действии содержания сказки. Дети должны видеть его и в партнёрах по ирге, персонажах сказки с их нравами, характером, настроением, меняющимся по ходу развития действия. Для того чтобы это произошло, каждый участник игры должен быть до предела выразителен: жесты, мимика, телодвижения, голос каждого ребёнка должен говорить об эмоциональном состоянии каждого персонажа, о его умении по мере развития действия.
В театрализованной деятельности особенности представлений выразительных движений персонажей говорят, не только о значительных индивидуальных различиях детей, но и о богатстве их выдумки, разнообразии творческих элементов, вносимых детьми в представляемые образы. Образы многих детей выступают как результат деятельности творческого воображения. Их творческое развитие идёт не в сторону ухода от образа текста, а в сторону более глубокого чувствования, проникновения в образ, преобразования и обогащения его. Развитие творческого воображения проявляется в том, что дошкольники объединяют в театрализованной деятельности разные события, вводят новые действия. Это делает создаваемые детьми образы яркими, динамичными, выразительными.
С.А. Козлова, Т.А. Куликова в своих исследованиях выделяют условия для развития театрализованной деятельности [37, с.307]:
Рекомендации по педагогическому руководству театрализованной деятельностью содержатся в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой.
Р.И. Жуковская предлагает в основу руководства театрализованными играми положить работу над текстом литературного произведения [25, с.117]. Она рекомендует преподносить детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.
Н.С. Карпинская считает, что основной целью педагогического руководства театрализованной деятельностью, является создание условий для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявляли сами дети [36, с.153].
С. Машевская отмечает что, эффективность действия и разнообразие влияния делают театрализованную деятельность привлекательной в качестве средства обучения [49, с.10]. По мнению С. Машевской, грамотно организованная театрализованная деятельность способна стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе у детей. Она отмечает, что участники игры осознают нереальность тех событий, которые они изображают. То, что эти события (на первый взгляд) не имеют к ним никакого отношения, повествуют не о них, позволяет актёрам почувствовать себя раскованно и быть более естественным в проявлении собственных чувств и мыслей. Вымышленный характер персонажей, ситуаций и игровой характер драмы позволяют усыпить бдительность даже взрослого человека и раскрыть его собственные желания и чувства. Таким образом, театрализованная деятельность позволяет ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, занять более активную жизненную позицию. Успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни.
Театр позволяет развиться творческому потенциалу ребёнка. Синтетическая природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение, которое инсценируется, и выразительные средства собственно сценической игры, и художественное оформление спектакля (костюмы, реквизит, декорации), и музыка, используемая в спектакле. Всё это позволяет создать такие условия обучения, при которых ребёнок будет заниматься с удовольствием, в атмосфере творчества, игры, искусства.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию творческого воображения, способствующего пониманию ребёнком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание. Однако такое большое значение для развития творческого потенциала ребёнка театральная деятельность обретает только в том случае, если она обогащена психолого – педагогическими средствами развития сценического образа в процессе его создания, переживания и воплощения ребёнком.
Автор: Никулина Татьяна Викторовна