Содержание работы педагога по развитию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В настоящее время ширится круг инновационных и альтернативных программ развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным.
Дошкольное детство – это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения. Как отмечает М.И. Лисина, в дошкольные годы развития ребёнка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое единство деятельности и вместе с тем новое высшее единство субъекта – единство личности [44, с.13]. В связи с этим, развитие творческого потенциала ребёнка – это, прежде всего развитие его души.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современные образовательные учреждения ещё сохраняют не творческий подход к усвоению знаний. Ещё очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразие, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Объективный процесс интеллектуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста, наряду с положительным эффектом, оказал отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребёнка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Именно театрализованная деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.
Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику на воспитание каждого ребенка как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности.
Среди многих современных психолого-педагогических проблем создания концепций развития талантливой личности в качестве приоритетной, по мнению В.А. Петровского, можно обозначить проблему реализации творческого потенциала личности.
В работах многих педагогов и психологов (Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская, И.Я. Лернер, Т.Д. Марцинковская, А.М. Матюшкин и др.) отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимания целому пласту человеческого опыта – творческой деятельности.
Наибольший интерес в этом плане представляет дошкольный возраст, так как, во-первых, именно в дошкольном возрасте начинается «выращивание будущего», а, во-вторых, дошкольный возраст – это особый сензитивный период, когда дети наиболее активно «впитывают» все окружающее.
Исследования показывают, что традиционный процесс обучения наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью детей, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации. Таким образом, в полной мере не реализуется творческий потенциал ребёнка, ведь такое обучение формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, он оказывается недееспособным.
Педагогика и психология накопила значительный опыт исследования по теории творчества – А.М. Матюшкин, Л.Н. Столович, П.К. Энгельмейер и др. Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах как отечественных ученых – Л.С. Выготского, Р.М. Грановской, Б.М. Теплова, Е.Е. Туник, Ю.С. Крижанской, Т.Д. Марцинковской, Н.Б. Щеблановой, Н.П. Щербо и др., так и зарубежных исследователей – Э. Берна, Дж. Роджерса, П. Торренса, Г.А. Саймона, Дж. Гилфорда.
Большой педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, а также современных педагогов – Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина – доказал необходимость творческого подхода к работе самого педагога для успешного развития творческих качеств в детях.
Многие стороны формирования творческой личности не только ребенка, но и педагога стали предметом специальных педагогических исследований [53].
Хотя количество научных работ, посвященных исследованию механизмов творчества, в последнее время заметно увеличилось, но, к сожалению, чаще рассматривается возраст школьный и старше, а, вместе с тем, именно в дошкольном возрасте происходит самое бурное развитие креативности.
Таким образом, можем наблюдать противоречие между объективной потребностью уже в дошкольном возрасте развивать творчество у детей и недостаточной практической разработкой данного вопроса.
Неудивительно, что едва ли не центральной в детской психологии стала проблема развития творческих процессов и нахождение путей их активизации. Творческое развитие ребёнка – это гармоничное развитие его личности и индивидуальности. Творчество ребёнка – это процесс эмоционального выражения его представлений о мире и о себе. И роль взрослого в этом процессе заключается не только в обогащении его представлений об этом мире, но и в помощи в овладении им средствами выражения его эмоционально переживаемых идей и, главное, смыслов построения человеческого мира, существующих в нём отношений, законов. А реализация этого творческого процесса как нельзя лучше исчерпывает себя в театрализованной деятельности.
Развивать театрализованную деятельность - это значит формировать задатки творческой личности, нам представляется важным именно в дошкольном возрасте, пока игровая деятельность является ведущей. Так как именно игровая деятельность ребёнка является мощным стимулом творчества.
Важные положения о генетической связи игры и искусства в онтогенезе содержатся в исследованиях отечественных психологов П.П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.
Исследователи, изучавшие театрализованно-игровую деятельность дошкольников, сходятся в утверждении важности этого вида художественной деятельности для развития психических функций — внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоциональной отзывчивости (Л. С. Выготский, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, д. В. Менджерицкая, Б. М. Теплов), рассматривая при этом театрализованно-игровую деятельность как «трамплин» для развития творческой активности.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Целенаправленное развитие театрализованной деятельности детей с задержкой психического развития способствует не только развитию творческого потенциала детей, но и умственному развитию, а также развитию всех компонентов речи: словарного запаса, грамматического строя речи, способствует речевой активности детей.
В связи с этим актуальным и важным является вопрос изучения у детей с задержкой психического развития особенностей развития театрализованной деятельности, формирование у них ритмической структуры речи, развитие их творческих способностей и коммуникативных умений.
На основании актуальности была выявлена и сформирована проблема исследования, которая заключается в поиске и выборе путей развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы исследования «Содержание работы педагога по развитию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Объект исследования - процесс развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - особенности работы педагога по развитию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования состоит в выявлении и обосновании содержания деятельности педагога по развитию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования:
- вероятно, организация театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития предполагает использование педагогом театрализованных игр, особенностью которых является живое воздействие художественного образа на личность;
- организация театрализованной деятельности детей с задержкой психического развития, предполагает использование педагогом комплекса игр и упражнений по технике речи, включающего: упражнения по речевому дыханию, на опору дыхания, на свободу звучания с мягкой атакой, на расширение диапазона голоса, артикуляционную гимнастику, творческие игры со словом;
- возможно, что организации театрализованной деятельности будут способствовать занятия ритмопластикой, направленные на развитие пластической выразительности, импровизации, двигательных способностей детей;
- вероятно, организация театрализованной деятельности детей с задержкой психического развития предполагает знакомство детей с основами театральной культуры.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого – педагогической, специальной литературы определить содержание понятия «театрализованная деятельность», раскрыть особенности театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Разработать содержание деятельности педагога по развитию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Экспериментальным путем проверить результативность содержания работы педагога по развитию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для решения задач, поставленных в исследовании и проверки гипотезы был использован комплекс методов:
- теоретические методы: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение;
- эмпирические методы: изучение и обобщение опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент.
Автор: Никулина Татьяна Викторовна