Статья. Коррекционная педагогика. Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки.
Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки
Музыкальное воспитание в специальной (коррекционной) школе VIII вида является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-компенсаторные задачи.
Оказывая сильное эмоциональное воздействие, музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с недостатками в развитии, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком. Следовательно, очень важен правильный подбор педагогом музыкальных произведений для слушания и пения, а так же то, как он сможет пробудить у воспитанников интерес, стимулировать активность, поможет детям в развитии способностей, духовно-нравственном становлении личности.
В нашей школе, где я работаю учителем музыки в течение 22 лет, ведется систематизированная работа по музыкальному воспитанию. Коррекционно – развивающий процесс на уроках музыки и продолжается на репетициях хорового кружка, а так же при подготовке внеклассных занятий совместно с педагогами.
Основной формой музыкального воспитания и обучения является урок музыки, содержание которого определяется следующими видами деятельности: слушание (восприятие) музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на простейших музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.
Занятия музыкой на уроке преследуют цель: гармоническое развитие ребенка с проблемами в развитии, расширение возможностей его социальной адаптации .Обучение игре на музыкальных инструментах, индивидуальное общение с педагогом, концертная деятельность – все это дополняет, расширяет и углубляет коррекционную работу с умственно-отсталыми детьми в интеллектуальной и психо - эмоциональной сферах, а также помогает преодолению зажимов общей и мелкой моторики.
На уроке решаются многие общие для всех детей с проблемами задачи психологической коррекции:
- У замкнутых, аутичных детей формируются навыки общения;
- Боязливые делаются более уверенными, смягчается проявление страхов;
- Агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать свои импульсивные побуждения и считаться с интересами окружающих.
В обучении детей важное место занимает игровой метод. Общий эмоционально положительный урок, создаваемый игрой, способствует устранению негативных состояний и развивает творческую активность. Дидактическая игра может быть и средством, и формой обучения и используется при освоении любого музыкального материала в разных вариантах и в разных видах музыкальной деятельности.
Музыкальное обучение осуществляется при помощи восприятия. Восприятие музыки – важнейшая область музыкальной практики. Дети не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемой музыки, не могут дать вербальную оценку музыкальному произведению. Поэтому для коррекции этой деятельности использую словесный метод: пояснение, уточнение, указание, разъяснение, рассказ, беседа, небольшие подсказки в виде вопросов.Словесные методы в сочетании с наглядными (показом иллюстраций, картин) являются коррекционно-направленными приемами, подготавливающими детей к процессу восприятия музыки.
Активное восприятие музыки в процессе прослушивания музыкальных сочинений помогает формированию слушательской культуры, обогащает музыкальными впечатлениями. Музыкально-коррекционное воспитание слушательской культуры, активного восприятия музыкальных сочинений осуществляется методом от простого к сложному, от малого к большому. Например, Клоуны. Цель: - развитие восприятия музыки;
- умение определять настроение в музыке;
- развитие воображения;
- развивать умение передавать настроение музыки через краски.Уточняю у детей, кто такие клоуны.
Содержание: предлагаю послушать музыку Д.Б.Кабалевского и нарисовать к этой пьесе музыкальную картинку, в которой настроение передано в цвете или же предлагаю выбрать из цветных карточек ту, которая передает настроение произведения.
Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует центральную нервную систему, увеличивает работоспособность человека.
В процессе обучения пению особенно активно развивается познавательная деятельность, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки, укрепляется голосовой аппарат ребенка.Исполнение песни позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие.
Нарушения в звукопроизносительной сфере служит препятствием познавательного, а отсюда и развивающего процессов.С помощью упражнений вырабатываются и коррегируются:
- звукообразование (певческая установка, дыхание, атака звука);
- артикуляция (подвижность артикуляционного аппарата – губ, языка, нижней челюсти);
- дикция (ясное и четкое произношение согласных);
- развивается звуко-высотный слух (чистота интонирования мелодии);
- мелодический слух (особенность запоминания мелодии).
В связи с тем, что песня разучивается на нескольких занятиях, интерес к ней у детей постепенно снижается. Для его поддержания использую дополнительные методы и приемы, например, использование других видов деятельности: движений, игры на музыкальных инструментах.Прекрасные примеры для песен - инсценировок «Почему медведь спит зимой», «Веселые путешественники». Сильно усложнять игру не следует. Надо просто разъяснить некоторые моменты, а уж дальше, можете не сомневаться, ребята прекрасно сыграют свою роль.
Развитию вокально-хоровых навыков помогает использование упражнений игрового плана с образно-ассоциативным представлением. Например:Путешествие на самолете.Цель: развитие подвижности голоса, ощущение регистров,активность дыхания.Содержание: предлагается совершить путешествие на самолете. Звук мотора – «У».Рука с воображаемым самолетом то поднимается вверх, то опускается, голос тоже.Поем вопросы и ответы.
С целью развития движений под музыку, также используются разнообразные упражнения, помогающие лучше почувствовать характер музыки, и ее изменения в динамике.Благодаря музыкально-ритмическим упражнениям и играм формируется двигательный самоконтроль, внимание, совершенствуется координация движений, развивается воображение, память, воспитывается чувство музыкальной формы, приобретаются коммуникативные навыки.
Например: музыкальная игра «Передача предмета» музыка Т. Ломовой. В нее можно играть в разном возрасте, упрощая или усложняя. Музыкальное сопровождение представляет собой ряд ярко очерченных музыкальных фраз.Цель: коррекция моторики, развитие слухового внимания, чувства формы, стабилизацияпсихо-эмоционального состояния.
Воспроизведение несложных ритмических рисунков на простейших музыкальных инструментах или сочинение своих собственных не только способствует развитию ритмического чувства, творческого мышления, но также выполняет коррекционно-педагогическую задачу, т.к. включение мелкой моторики активизирует психические процессы.Например,предлагаю детям самостоятельно выбрать музыкальные инструменты и сочинить музыку грозы ( дождь, гром, ветер, молния и др.).
Определенной методической трудностью представляется формирование у школьников музыкальной грамотности, без знаний элементарной теории обойтись невозможно. Такие понятия, как динамика и темп, форма произведения и длительности нот, являются художественно-образным языком музыки. Я постепенно ввожу на уроках музыкальную терминологию, подбираю различные стихи и сказки, которые в доступной форме рассказывают о сложных понятиях.
Рисунки и иллюстрации также формируют представление о выразительных средствах языка музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, загадки активизируют процессы запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными и веселыми.
При изучении динамических оттенков я использую следующий творческий прием: обьясняю, что динамические оттенки — это своеобразные музыкальные краски, благодаря которым любая пьеса или песня звучит выразительно.
f - - форте-громко
mf - - меццо — форте — умеренно (не очень) громко
р — планто — тихо
Сейчас я расскажу вам сказку про кота, по ходу чтения сказки я буду вам показывать динамические оттенки, а вы называйте их значение.
Жил-был кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень р всегда он ходил, f настойчиво кушать просил, Да mf на печке храпел, Вот вам и все, что он делать умел. Кот как-то раз видит сон, вот такой.
Будто затеял с мышами он бой. f Крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши р взмолились: —Ох, пожалей, пощади, сделай милость! Тут mf воскликнул кот: «Брысь!»
И в рассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:
Мыши р вышли из норки,
F хрустя, съели хлебные корки,
Потом mf смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, f чихнул,
К стене повернулся, и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера над ним потешались.
Вот и вся сказка.
Также использую на уроке музыкальные ребусы по нотной грамоте.
Ребята с удовольствием отгадывают загадки. Они помогают активизировать внимание, развивают мышление. Загадки, разумеется, связаны с музыкой.
1. Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан).
2. Ящик на коленях пляшет, то поет, то горько плачет (гармонь).
3. Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (ноты).
4. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей).
5. Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь, запоет его смычок. Музыканта звать… (сверчок)
Таким образом, систематическая, целенаправленная работа по музыкальному воспитанию умственно- отсталых детей разными видами и формами музыкальной деятельности способна осуществлять коррекцию их интеллектуального развития.
Литература
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика, М.Просвещение, 2003.
2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика, М., Просвещение, 2002.
3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 класс под редакцией Е.Евтушенко.
4. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии. Ставрополь, 2006.
Автор: Румянцева Мария Михайловна