«Роль учителя в расширении образовательного пространства через музейно-педагогическое проектирование»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в образовательной политике всё больший вес приобретает культурологическое направление. Движение к открытому обществу через диалог культур формируется как современный общественный заказ, реализация которого осуществляется через многообразие социальных институтов, прежде всего, через систему образования. Усиливается стремление к взаимодействию школы с таким социальным институтом культуры как музей, восстанавливающее неразрывное единство культуры и образования.
Ценность любого экспоната музейной коллекции, художественного произведения, научной идеи, технического изобретения- абсолютна, эта ценность не девальвируется прогрессом.
В своей управленческой деятельности я исхожу из того, что определяющим в искусстве руководства является принцип вариативности, дающий возможность педагогическому коллективу выбирать и конструировать педагогический процесс, разрабатывая варианты его содержания, используя возможности современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур .
Основная часть.
Эффективность урока определяется не только арсеналом имеющихся методических разработок, но и расширением образовательного пространства с целью нравственно-культурной ориентации ученика. На базе школы работает музей «Непобеждённый Гангут». В учебно-воспитательном процессе он играет роль не только как музей боевой славы, но и как средство расширения образовательного пространства учеников.
Одной из целей школьного образования является расширение образовательного пространства. Реализация данной цели является необходимым условием для расширения круга личностно-значимых для учащихся проблем.
Под образовательным пространством понимают осваиваемую учащимися окружающую среду для достижения им цели образования. Образовательное пространство человека-это не просто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует в процессе образовательной деятельности.
Расширение образовательного пространства учащихся связано прежде всего с совокупностью источников информации, отражающих разные подсистемы культуры в многообразных текстах, в которых школьник должен ориентироваться и языки которых должен освоить.
Для расширения образовательного пространства школьника могут быть использованы тексты на печатной основе, аудиовизуальные, информационно-компьютерные, реалии социокультурной и природной среды. Все источники информации, содержащие тексты, условно можно разделить на две большие группы: «школьные» и «внешкольные».
«Внешкольные» источники информации - это источники, которые находятся за пределами учебной книги, существуют в реальной социокультуре, природной среде и работу с которыми «организует» учебник. К таким источникам можно отнести «город как школу» (памятники и достопримечательности, музеи, театры, кино, видео, библиотеки, предприятия, люди), окружающую природу, средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), информационные компьютеризированные каналы, дополнительную литературу (первоисточники), программы дополнительного образования, социальные инициативы школьников, программы образовательного туризма.
Обратимся к «внешкольным» источникам информации. Сегодня общее образование понимается как школьное, дополнительное, самообразование, освоение учащимися социального опыта. Учебник не может быть единственным источником знаний учащихся. Кипа учебников в таком случае подменяет для школьника весь большой мир, который перестаёт быть предметом познания, как того требуют цели общего образования. Мир природы, социальный мир, мир человеческой культуры – всем этим становятся учебники. А они должны решать задачу формирования ориентации школьников на использовании «внешкольных» источников информации, обеспечивающих расширение образовательного пространства учащегося.
Музейно – образовательное пространство.
В последние десятилетия представления о школьном образовании подвергаются серьёзным коррективам. Сегодня педагогическое сообщество отчётливо осознаёт, что образование и воспитание больше не являются монополией школы. Наряду со школой ниву просвещения возделывают семья, музей, библиотека, театр. Эти исторически сложившиеся социальные институты в то или ином виде существуют и в современной жизни, сохраняя уникальный педагогический потенциал, и, следовательно, остаются каналами приобщения к культуре.
Их единство осознаётся и рассматривается педагогической наукой как новое образовательное пространство.
Это заставляет заново осмыслить роль и место аудиторного образования вообще и традиционного школьного урока, в частности. Сегодня центр тяжести постепенно смещается в сторону внеаудиторных образовательных моделей: в пространство индивидуальных образовательных стратегий, позволяющее воспользоваться комплексом исследовательских методов окружающего мира (от частного к общему). Во вновь формирующемся образовательном пространстве видятся и новые перспективы, обусловленные, прежде всего, утверждением идей развивающего обучения (Ж.Пиаже, Л. Выготский).
Современный педагогический процесс всё более строится от потребностей ребёнка, а не от представлений взрослого о том, что ребёнку важно, нужно, интересно. Логика этого процесса, его темп, содержание и формы строго задаются закономерностями естественного развития личности ребёнка и соответствуют основным возрастным этапам его развития. Обучение больше не ассоциируется с образом «мудрого» наставника, «наполняющего сосуд» или «пишущего на чистом листе».
В этом контексте доминирующее значение приобретает природное и культурная среда. Наиболее информационно – насыщенной средой, обладающей огромными потенциальными возможностями, является музейное пространство.
Для того чтобы музейная среда стала в полном смысле музейно – образовательным пространством необходимо придать ей качество развивающей среды. Являясь наглядным и упорядоченным собранием предметов, создающих образ действительности из её же собственных элементов, музей помогает человеку сориентироваться в реальной предметно – пространственной среде, систематизировать знания о мире. Музей в сочетании с реальной предметно – пространственной средой, окружающей человека, может помочь не только в изучении частных учебных дисциплин, становясь иллюстрацией школьного курса или отдельных сфер человеческой деятельности. Музейное собрание способно обеспечить синтетический уровень знания о мире. Осваиваемое от музейного объекта – к музейной коллекции, а от неё – к музейному пространству оно закладывает опыт ориентирования как в реальной музейной среде, так и в пространстве культуры.
Движение от реальной музейной среды к пространству культуры задаётся следующими ориентирами: вещь как знак эпохи – музейная коллекция как образ эпохи – музейное пространство как диалог эпох, диалог культур. Конструируя развивающую среду в том или ином конкретном музейном пространстве, педагогу предстоит найти тот уникальный индивидуальный «ключ», с помощью которого посетитель – ребёнок «откроет» для себя музейное собрание, превратив «кладовку ценностей» в лабораторию отработки индивидуальных моделей освоения культурного наследия. Осознание новых границ образовательного пространства заставило по иному взглянуть на приёмы и методы приобщения к культурному наследию. Именно музею в этом новом образовательном пространстве отведена особая роль.
Музей – «мир вещей» – идеальное воплощение диалога культур: в нём мирно «уживаются» следы различных эпох, каждый из которых обладает уникальной, непреходящей ценностью. В сегодняшней музейной практике сосуществуют два способа освоения музейных экспонатов – просветительная и музейно – педагогическая.
Просветительная деятельность музея – тип аудиторного образования, осуществляющегося в музейном пространстве, представляет собой различные виды и формы трансляции законченного знания. Главной фигурой становится эксперт – экскурсовод, специалист – человек, владеющий информацией, увлечённый своей работой, способный ярко и образно рассказать об экспонатах. В контексте подобного общения с посетителем музей превращается в аналог школы, воспроизводя тот способ постижения мира, который типичен для школьного аудиторного образования.
Музейно – педагогическая деятельность музея реализует тип внеаудиторного образования, в котором процесс познания не дублирует школьное, а строится «от вещи», музейного объекта, с использованием специфических методов их освоения.
Эта схема ярко описана музейным педагогом Ф.Сордой: «Существует мнение, что образование должно готовить ребёнка к жизни в реальном мире… идей. Идеи воплощены в предметах. Раскрывайте идеи посредством предметов, обязательно выявляя их неразрывную связь».
В музейно – образовательной парадигме вещи, предметы и объекты материальной среды, а также разнообразные жизненные явления и ситуации являются не иллюстрацией, а объектами исследований. Их рассматривание, изучение, оценка пробуждают эмоциональные отклики и впечатления, формирование самостоятельных суждений, понятий и идей, а также их верификацию. Это расширяет границы образовательного пространства, позволяя осознать музей как модель мира, в конечном счёте превращая любое явление жизни в источник познания, а окружающий мир – в развивающую среду.
Образовательный потенциал музейной педагогики сам по себе ещё не гарантирует развитие. Это произойдёт только тогда, когда в центре внимания педагога окажется не овеществлённое в музейных объектах знание, а личность ребёнка, развивающаяся в общении с ними.
Взаимодействие музея и школы в едином образовательном
пространстве.
Историческая справка.
В 1970 году в школе № 224 Фрунзенского района по инициативе ветеранов – защитников полуострова Ханко был организован и открыт Зал Боевой Славы.
В 1973 году Зал получил городской паспорт и статус музея.
В 1986 году музей был передан школе № 368 Фрунзенского района.
Музей посвящён доблести русских воинов в Северной войне, «Гангутскому сражению» 1714 года и доблести советских воинов в Великой Отечественной войне на полуострове Гангут в 1941 году. ( в 2003 году музею исполнится 30 лет).
Тематико – экспозиционный план был составлен сотрудниками ЦВММ, курирующими школьный музей и содержит следующие экспозиции:
1. Зал Петровской эпохи.
Содержит экспонаты, посвящённые Северной войне и истории Санкт – Петербурга. Здесь репродукции, гравюры, макеты фрегатов, макеты матросов, макеты восьми знамён полков из 15 –ти, участвовавших в Гангутском сражении, бюст Петра I из мастерской Аникушина.
2. Гангут:
а) Командование ВМБ.
б) Поэт и художник на Ханко.
в) Памятник доблести защитников Отчизны.
г) Рода войск.
д) Защита о. Осмусаар.
е) Эвакуация.
ж) Гангутцы – Герои Советского Союза.
з) Разгром врага под Ленинградом.
3. Память.
В экспозиции – центральная установка музея – Священная земля: с Пискарёвского кладбища; с высот, где похоронено более 100 тысяч ленинградцев; с братских могил полуострова Ханко, Одессы, Хатыни, Орла, Сталинграда, Новороссийска, о. Осмусаар. В знак памяти имитирован «Вечный огонь».
В фондах музея хранятся 2 276 экспонатов, 580 из которых составляют основной фонд. Среди них личные вещи и оружие защитников Ханко, приборы с боевых самолётов, листовки выпуска 1941 года, картины художника Трескина и многое другое.
В музее побывали писатель В. Рудный, поэт М. Дудин, есть книга стихов с дарственной надписью Ольги Бергольц.
Музей посещали в разное время делегации из ГДР, Вьетнама, Польши, Кубы, туристы г. Москвы, Днепропетровска, Таганрога, Свердловска, Одессы, Риги, Хаапсалу, Прилуки.
Музей был только местом посещения с проведением экскурсий руководителем музея. На расширенном Совете музея вместе с Советом ветеранов, проанализировав все виды деятельности с использованием материалов музея, пришли к выводу, что необходимо изменить роль музея в школьном образовании.
И в ноябре 1996 года благодаря Совета ветеранов Гангутцев была организована первая поездка на места боевых сражений полуострова Ханко в Финляндии, где в годы Великой Отечественной войны была передовая линия фронта. Учащиеся совместно с ветеранами посетили Петровкую просеку , фронтовой музей под открытым небом, места захоронения защитников Ханко. А также посетили различные школы и гимназии и познакомились с образовательным процессом.
В августе 1997 года также совместно с ветеранами учащиеся вновь посетили полуостров Ханко и Хельсинки с целью ознакомления культурно – исторических мест Финляндии.
В августе1998 года учащиеся вместе с ветеранами, родителями, с военно – морским оркестром Екатерининского дворца посетив полуостров Ханко ходили в поход на шхунах на о. Бенгшер, где открывали памятную доску погибшим Советским воинам.
В сентябре 2000 года ветеранами и родителями была организована экскурсия по изучению культурно – исторических мест в г. Ханко и г. Котка.
В результате неоднократного посещения и ознакомления с культурно – историческим наследием Финляндии потребовалось полное пересмотрение направленной деятельности школьного музея. Музей занял центральное место в учебно – воспитательном процессе. Он стал играть роль не только музея боевой славы, но и как средство расширения образовательного пространства учеников.
Для наилучшего достижения этой цели стало необходимо пересмотреть структуру взаимодействия музея и школы в едином образовательном пространстве. (см. приложение «Схема взаимодействия музея и школы в едином образовательном пространстве»).
Появились новые формы работы с использованием материала музея:
1) Подготовка экскурсоводов с самостоятельной разработкой новых тем экскурсий:
- «Корабли – Гангуты»;
- «Защитники полуострова Гангут»;
- «Поэт и художник на Ханко»;
- «Флаги и знамена»;
- «Эвакуация полуострова Ханко»;
- «Творческая экскурсия»;
- «Я – сама по экспозициям ЦВММ»;
- «Летчики на Ханко»;
- «Рисуют дети блокады»;
- «Петропавловская крепость»;
- «Подводный флот на защите Ленинграда»;
- «Современное судостроение»;
- «Профессия – подводник»;
- «Памятники доблести: церковь Св. Пантелеймона»;
- «Гангутские сражения»;
- «Был «город фронт» – была блокада»;
- «Поэтическая экскурсия»;
- «Российский флот – 300 лет»;
- «Реформа Петра I»;
- «Оружие петровской эпохи»; и др.
2) Подготовка лекционной группы, которая включала два вида работы:
а) Серия рисунков-заданий, в которых требуется нарисовать свое видение проблемы, например, то, как ребята понимают что такое свобода, закон или приватное пространство. Эта работа позволяет им образно выразить свое представление о мире. Примерные серии рисунков:
- «Моя семья»;
- «Мир вокруг нас»;
- «Фантастический проект «Моя страна»»;
- «Нет войне»;
- «Самый радостный день в моей жизни»;
- «Вредны привычки»;
- «Я и имена»;
б) Дискуссии: в ходе занятий учащимся предлагается обсудить какую-либо проблему. Дискуссии позволяют каждому высказать свою точку зрения, выслушать чужое мнение, поспорить. Участники получают опыт самовыражения, видят, как по-разному люди могут смотреть на вопрос, учатся уважать чужое мнение. Дискуссиям предшествуют встречи с интересными людьми, написание сочинений, обсуждения за круглым столом по следующим вопросам:
- «Покончим с грубостью»;
- «Уважение индивидуальных различий»;
- «Терпимость к различиям. Толерантность.»;
- «Право на жизнь и война»;
- «Свобода и личная неприкосновенность»;
- «Всеобщая декларация человека» (по материалам СМИ);
- «Государство»;
- «Гражданин»;
- «Мы – петербуржцы: герои труда, герои сражений, предприниматели, ученые, художники, писатели».
3) Организовали творческие мастерские: учащиеся могут самостоятельно выполнять различные исследовательские работы, разрабатывают опросники, проводят интервью, проводят видеосъемки, выпускают фотомонтажи, создают журналы, организуют деловые игры. Учащиеся в любой форме защищают свой проект. При оценке учитывается творчество, оригинальность решения проблемы, работа с дополнительной литературой, степень раскрытия проблемы.
4) Агитвыступления:
а) Конкурс сочинений по темам:
- «Реликвия в моей семье»;
- «Портрет моего деда»;
- «Орден в нашем доме» и др.
б) Конкурсы, викторины, игры к традиционным праздничным датам:
- «Знаешь ли ты свой музей?»;
- «Живые картинки»;
- «Эх, дороги!»;
- «Андреевский флаг»;
- «Знатоки Санкт-Петербурга»;
- «Корабли – Гангуты»;
Материалы музея и его экспозиции стали использоваться учителями школы в решении частно – методических вопросов.
Исследовательская деятельность учащихся с архивными документами позволила собрать материал для работы по следующим темам:
«Мемуары как литературный жанр» (на материалах воспоминаний личного состава гарнизона полуострова Гангут);
«Военная публицистика» ( по материалам газет «Красный Гангут» 1939 – 41г.)
«Агитационный плакат. История создания» (материалы экспозиций музея, воспоминания участников обороны Гангута;
«Отражение исторической действительности и внутреннего мира человека в литературе военных лет» (материалы музея, творчество бойцов – Гангутцев);
«Россия и Финляндия Петровской эпохи» (исторические архивы, экспозиции музея);
«Первая победа русского парусного флота в 1714 году» (изучение знаменательных дат воинской славы России);
«Неизвестная война (Кампания 1939 г.)» (музейный материал, воспоминания участников событий);
«Деятельность музея в героико – патриотическом воспитании учащихся»
(взаимодействие с Советом ветеранов музея);
«Блокадный город» ( по материалам музея);
«Герои Ханко» (материалы музея, воспоминания участников).
Все эти материалы используются на уроках литературы, истории, на уроках мужества, иностранного языка, физики, химии, ОБЖ.
Традицией школы стало участие ветеранов – Гангутцев в праздниках, на уроках мужества, конкурсах, викторинах, в военно-спортивных играх, смотрах.
Школьный совет музея руководит историческим клубом, организует творческие мастерские, выставки рисунков, фото и видеозаписи.
Работа музея проводится под руководством сотрудников музея ЦВММ и Государственного музея защиты обороны Ленинграда.
Совет музея принимает активное участие в объединении «КЛИО» ГДТЮ.
Учащиеся школы ежегодно участвуют в районных и городских конкурсах в номинациях: «Юный экскурсовод», «Лучший актив музея» и получают грамоты, дипломы, благодарности и также являются лауреатами Всероссийского смотра военно – исторических музеев образовательных учреждений посвящённого 55-летию Победы в Великой Отечественной войне. Совет музея неоднократно был награждён путёвками в лагерь «Зеркальный», «Орлёнок», «Волна».
В период 1996 по 2014 год школу неоднократно посещали историки, корреспонденты газет и журналов, работники телевидения и преподаватели школ и ВУЗов различных городов Финляндии и образованный «Институт Финляндии» в Санкт-Петербурге. Результатами этих встреч стала организация совместных семинаров по изучению вопросов преподавания.
При поддержке УПМ работа школьного музея на сегодняшний момент строится по программе «Музей и школа – единое образовательное пространство».
Руководитель музея обучается на двух годичных курсах по этой программе при УПМ.
Современная концепция школьного музея:
Создать условия для личностно – значимой работы учащихся при музее.
1. Формирование любви и уважения к своему Отечеству по принципу «Патриотизм – не воспитание, а образ жизни». (Фучек).
2. Умение работать с документами, архивными материалами прошлого своей страны.
3. Развитие коммуникативного общения, навыков публичных выступлений, организаторских навыков.
4. Ориентирование на передачу культурного опыта через педагогический процесс в музейном пространстве.
Работа школьного музея ведётся в следующих направлениях:
1. Группа экскурсоводов (разработка и проведение экскурсий, участие в школьном, районном, городском конкусах).
2. Творческие мастерские.
3. Исторический кружок.
4. Лекционная группа (поиск и собрание материалов, работа с документами, лекции).
5. Бинарные уроки и проведение классных часов с использованием материалов музея.
6. Подготовка и проведение конкурсов, игр, викторин, литературно – музыкальных композиций.
7. Проведение интервью.
8. Оформление стенгазет, фото и видео съёмка.
9. Учебно – производственная практика (реставрация и создание экспозиций).
10. Разработка и проведение экскурсий на английском языке.
11. Использование компьютерной сети для совместной работы с учащимися и педагогами других стран.
В программе развития образовательной системы Санкт-Петербурга изложены социальные цели школьного образования, касающиеся формирования системы ценностей учащихся. В этом документе отмечается, что Санкт-Петербург хочет видеть выпускника школы :
- человеком, уважающим права и основные свободы человека;
- человеком, сознательно и ответственно относящимся к своей жизни и здоровью;
- человеком, достаточно образованным для достижения личного и семейного благополучия и успеха;
- человеком с высоким гражданским самосознанием;
- человеком, способным к сотрудничеству с другими людьми, уважающим права граждан, терпимым и внимательным к чужому мнению;
- человеком, стремящимся стать мастером своего дела;
- человеком с широким кругозором культурных потребностей;
- человеком, воспринимающим природу как жизненную ценность.
Перечисленные ценности характеризуют отношение человека к обществу, природе, культуре, к другим людям и к самому себе.
Одной из частных целей школьного образования является: расширение образовательного пространства учащихся.
1. Формирование у учащихся умений использовать в целях образовательной деятельности все виды школьных источников информации.
2. Формирование у учащихся умений использовать в целях образовательной деятельности все виды внешкольных источников информации.
3. Развивать у учащихся способность выбирать источники информации в соответствии с целями и условиями познавательной деятельности.
Музей школы может быть отнесён как к школьному, так и музейному пространству, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей и ветеранов. В результате возникает единый учебно – воспитательный комплекс «Школа – Музей», способный эффективно включаться в образовательный процесс. Опыт работы школьного музея позволяет сделать вывод, что масштаб и разнообразие форм деятельности воспитательных и образовательных возможностей очевиден.
При успешной работе музея школа приобретает своё особое лицо, особую специфику образовательной среды.
Автор: Дашевская Евгения