Статья: «Вокальное развитие школьников. Интонация».
Статья: «Вокальное развитие школьников. Интонация».
Одним из самых важных и основных условий хорошего хорового звучания является чистота интонирования, т. е. точное воспроизведение высоты звука.
Чистота интонирования в целом зависит от владения коллективом другими хоровыми навыками, к которым относятся:
· Певческая установка
· Певческое дыхание
· Звукообразование и звуковедение
· Дикция
· Ансамбль
· Нюансы
Интонация является одним из важных средств музыкальной выразительности. Чистота интонации – залог стройного пения в хоре.
Причины неточного интонирования.
1. Недостаточное развитие музыкального слуха.
2. Ослабление слуха в результате перенесённых заболеваний слухового и голосового органов.
3. Низкая возбудимость центрального воспринимающего слухового аппарата.
4. Отсутствие координации между слухом и голосом / иногда дети верно слышат, но из-за неразвитости голосового аппарата воспроизвести необходимую высоту звука не могут. Однако при целенаправленной работе учителя все эти дефекты постепенно исчезают. Пение становится лечебным методом/.
5. Отсутствие певческого дыхания.
6. Плохая дикция в хоре.
7. Отсутствие единой манеры формирования гласных.
8. Форсированное пение.
9. Неинтересное произведение по содержанию.
10. Неудобная хоровая фактура:
· Неудобное голосоведение
· Скачки на широкие интервалы
· Хроматические ходы,
· Следование секунд (М. И. Глинка считал секунду труднейшим интервалом для интонации)
· Высокая или низкая тесситура
11. Физическое переутомление, усталость певцов, душное помещение
Методические приёмы работы над интонацией.
Чистота интонирования вырабатывается не сразу и требует длительных занятий. Только систематическая и целенаправленная работа способна развить и укрепить слух и голос детей, выработать чистую интонацию.
1. Одним из приёмов в работе над интонацией является рассадка участников хора (или класса). Учитель должен проверить все голоса детей. Рассаживая детей по голосам (по партиям), необходимо учитывать наличиемузыкального слуха, тембр, диапазон голоса. Неправильно интонирующих детей следует посадить к хорошо интонирующим, ближе к учителю, к инструменту. Слушая правильное пение, дети с неустойчивой интонацией быстрее усваивают правильные приёмы дыхания, звукообразования, интонирования мелодии. Кроме того, дети должны твёрдо знать свои места, не менять их без разрешения руководителя, хорошо освоиться со своими соседями по партии.
2. Работу над интонацией необходимо начинать с первых занятий. Малейшая неточность, интонационная небрежность, фальшь должны немедленно исправляться руководителем. Необходимо указать на неправильно спетую мелодию, разъяснить ошибку и показать, как её исправить. Известно, что гораздо легче предупредить ошибку, чем исправлять, допустив её ранее.
3. При подготовке к урокам учитель должен заранее учесть все интонационно трудные места и во время работы обращать на них особое внимание.
4. Полезно:
· Медленно проиграть, медленно пропеть трудные места
· Объяснить словесно
· Использовать нотную запись
· Помочь высотным тактированием
· Применить «фермато»
В младших классах полезно пропевание первого звука песни (выстраивание унисона), пение песни « по цепочке», пропевание мелодии в уме («про себя»).
5. В работе над интонацией необходимо использовать индивидуальные и групповые приёмы работы. (Полезно вызвать ученика с хорошей интонацией. После его пения класс, как правило, поёт чище. Необходимо научить детей различать чистое и фальшивое пение. При опросе дети определяют, правильно ли спета мелодия песни).
6. В работе над интонацией необходимо избавляться от пения с «подъездом», т. е. неточным переходом с одного звука на другой. Переход с одного звука на другой должен исполняться точно, чётко, без лишних фальшивых промежуточных звуков.
7. В работе над интонацией необходимо применять пение без сопровождения. Это обостряет слух певцов и ведёт к точному интонированию.
8. Целесообразно собирать хор на одном звуке на слоги: «ля», «ду»; добиваться чистого унисона.
9. Одним из приёмов в работе над интонацией является пение закрытым ртом. При этом обостряется внимание на звуке, интонации, т. к. слово отсутствует.
10. Полезно в работе над интонацией менять тональность произведения (на полтона вверх или вниз). Это снижает утомление и освежает звучание.
Автор: Алексеева Виктория Александровна