Развитие познавательного интереса через развитие познавательной активности.
Развитие познавательного интереса через развитие познавательной активности.
Показатели познавательной активности
( Д. Годовикова).
1. Внимание и особый интерес к предмету
2. Эмоциональное отношение к предмету (разнообразные эмоции, вызываемые предметом).
3. Действия, направленные на лучшее распознавание устройства предмета, понимание его функционального назначения. Общее количество этих действий – свидетельство интенсивности исследования. Но особенно важно качество действий, прежде всего их разнообразие.
4. Постоянное стремление к предмету, даже когда его нет.
Условие развития познавательной активности, подъем ее на более высокий уровень – это практико-исследовательские действия ребенка. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые значения, окрашенные яркими эмоциями.
Автор предлагает следующий способ диагностики познавательной активности ребенка.
Инструкция:
«Сначала изготовьте несколько довольно несложных игрушек с «секретами». Они нужны для того, чтобы поставить ребенка в ходе игры перед неожиданной для него проблемой. Проще всего в качестве игрушки с «секретом» использовать небольшую коробку, в которую можно поместить одну или несколько миниатюрных игрушек: ложечку, матрешку, машинку и т. п. Чтобы коробку было трудно открыть, укоротите внутреннюю часть (коробок) на 7 мм по сравнению с внешней (футляром). Кроме того, заднюю часть футляра надо заклеить. Тогда задвинутую внутрь футляра часть коробки нельзя будет просто выдвинуть, как мы это делаем со спичечным коробком. В задней стенке футляра и сверху него проделайте небольшие отверстия. Через них можно будет легко вытолкнуть коробок твердым стержнем от авторучки либо палочкой.
Коробки можно сделать разными по форме — цилиндрическими, пирамидальными. Можно сверху вделать стекло, позволяющее видеть содержимое, когда надо привлечь ребенка к игрушке. Естественно, что можно придумать множество других «замков» для коробок.
Несложно сделать и такую игрушку, которую условно назовем «рогаткой». Тут «секрет» в ее неясной функции. Возьмите маленькое детское ведерко из пластмассы, имеющее форму усеченной пирамиды. Уберите ее ручку. В четырех гранях пирамиды просверлите отверстия и, продернув в них резинки, а затем стянув их к диску в центре пирамиды, укрепите этот диск. Пятую резинку надо прикрепить к диску и вывести наружу через отверстие в дне ведерка и здесь закрепить ее с помощью шарика. «Рогатка» готова. Вы ставите на диск мячик или резиновую игрушку и, оттянув шарик, запускаете мячик в полет.
Можно сконструировать множество очень интригующих игрушек; тут огромный простор для вашей фантазии.
Далее выкладываете несколько новых или давно спрятанных и забытых ребенком игрушек и среди них помещаете одну с «секретом». Рядом положите книжку. Теперь предложите ребенку поиграть, пока вы тут рядом занимаетесь своим делом. Понаблюдайте незаметно за его игрой в течение 15—20 минут» .
На основе наблюдения можно диагностировать один из трех возможных уровней развития познавательной активности дошкольников.
Первый уровень.
Дети стремятся к игрушкам, отличающимся яркими перцептивными свойствами, а также к тем, что знакомы по своему функциональному назначению; отсутствует интерес к предметам неясного назначения. Регуляция поиска внешняя; предметы господствуют над активностью. (Уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом.)
Второй уровень.
Его суть — содержание познавательной потребности и уровень самоорганизации. Дети стремятся ознакомиться с игрушками и с другими предметами, имеющими определенные функции. Привлекает возможность различного их использования, опробование функциональных свойств, стремление проникнуть в скрытые свойства предмета. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям. (Уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяются с помощью взрослого.)
Третий уровень.
Его суть — новое содержание. Интерес и активность вызывают скрытые, внутренние свойства предмета, так называемые тайны, и в еще большей степени — внутренние, понятийные образования; понятия о хорошем и плохом, оценки поступков людей, особенно сверстников. Активность направляется целью— достичь желаемого результата. Цель может быть и не достигнута, но стремление к успеху сохраняется надолго. Вариант этого уровня: цель должна быть достигнута. (Уровень интереса к внутренним свойствам предмета, к понятиям и опосредствованности поиска — это самоорганизация.)
Первый уровень познавательной активности чаще наблюдается у детей 3—4 лет, возможен еще и в возрасте 4—5 лет. Ребенок сосредоточен на игрушках знакомого типа и занят повторными действиями, в которых воспроизводит способ их обычного употребления, например, ест ложкой, смотрит в зеркало, причесывается, ставит на стол чашку и тарелку, затем перемещает предметы и вновь повторяет действия. Игрушки, лишенные известного назначения, остаются вне поля его внимания. Книжку он открывает на минутку и, пролистав, отодвигает. Очень быстро интерес к ситуации полностью исчезает. Такой ребенок обращается к педагогу за помощью во всех делах, с которыми он еще не научился справляться сам.
Второй уровень. Познавательная активность характерна для детей 4—5 лет, но достаточно часто обнаруживается и у более младших и более старших. Обнаруживается в поведении другого характера: ребенок осматривает все игрушки и быстро выбирает те, которые позволяют ему действовать с ними многообразно, например, сооружает из кубиков различные постройки, превращает их в дом, мост, башню, дорогу, диван и т. п. Из этих же кубиков пытается составлять картинки. Все свои действия ребенок комментирует и сопровождает подражательными звуками («рр», «шш», «та-та-та-та» и т. п.). Его действия многочисленны, разнообразны, подчинены быстро меняющимся замыслам, в них вовлекаются все предметы, находящиеся в поле зрения.
Предметы с «секретом» ребенок сначала бегло осматривает и включает в очередные замыслы как заместители. Однако, играя, замечает их особое свойство. Тогда он сосредоточивается на этих предметах. После нескольких неудачных попыток возвращается к старой игре, задавая множество самых разнообразных вопросов педагогу. Примечательно то, что интерес к книге более продолжителен: картинки комментируются, соотносятся со знакомыми предметами и событиями.
Третий уровень. Его достигают многие дети старшего дошкольного возраста (в отдельных случаях наблюдается и в более младшем возрасте). Характерные особенности познавательной активности: беглый осмотр всех игрушек, шутливое опробование действий, воспроизводящих назначение (одно движение ложкой в рот, одно-два движения прокатывания машины взад-вперед со звукоподражанием «рр», взгляд на кубики), сменяются быстрым переходом к предметам неясного назначения.
Дальнейшие действия: ребенок целиком занят изучением предмета неясного назначения. Он сначала торопливо осматривает игрушки со всех сторон, встряхивает, прислушивается или присматривается, затем начинает вглядываться более пристально, поворачивать медленнее. Деиствия сопровождаются комментариями, предположениями. Длительные неудачи вынуждают отложить предмет в сторону, ребенок как бы сосредоточивается на какой-либо знакомой, игрушке. Именно «как бы», так как на самом деле он то и дело поглядывает в сторону предмета-загадки. Наконец не выдерживает и пытается выявить секрет игрушки. Даже в случаях неудачи такой тип поведения дошкольника можно характеризовать как высший уровень познавательной активности.
Такой же интерес он проявляет и к книжке: рассматривает внимательно, пытается связать изображаемое на картинках в целостный рассказ. Во время игры малыш постоянно обращается к педагогу, стремясь выяснить его мнение о хорошем и плохом на конкретных примерах.
Сочетание всех признаков поведения детей, разумеется, не всегда так четко единообразно. И тем не менее достаточно характерно и устойчиво, чтобы служить нормой.
Формирование познавательной активности от одной ступени на более высокий уровень означает:
— создать у ребенка такое отношение к предмету, которое отвечало бы содержанию познавательной потребности следующего, более высокого уровня;
— создать условия, при которых ребенку необходимо осуществлять действия более высокого порядка, регулируемые не предметами, а его собственными намерениями.
Обе задачи можно решить специально организованной деятельностью и правильным включением в эту деятельность общение со взрослыми.
Занятия с детьми, направленные на формирование познавательной активности.
Игры, переводящие с первого уровня познавательной активности на второй (3 года – 4,5 года); продолжительность – не более 15 минут.
Цель: создать у детей склонность и способность выполнять действия с воображаемыми предметами, следовать мысленному замыслу.
Игра «На самолете летим на Север».
Ребенок исполняет роль пассажира, по профессии он доктор. Другой пассажир – воспитатель, по профессии он фотограф. Медвежонок на белом кубике. Фотограф спрашивает в пути своего попутчика о его работе, больных, как он их лечит. Вопросы педагог строит так, чтобы они включали и ответы. Ответы он одобряет. Когда на льдине они встречают лежащего медвежонка, доктор начинает осматривать его, а фотограф предлагает поставить градусник (им может быть простая палочка). Медвежонка заботливо берут на руки и везут домой, в городской зоопарк. Дальнейший ход событий играющие обсуждают совместно; предложенные ребенком повороты сюжета педагог принимает к сведениям.
Игра «Едем в гости».
Максимально используются заместители некоторых необходимых предметов, неоформленный игровой материал (палочки, кубики, колесики и т.д.).
Воспитатель . Будем играть. Предположим, что тетя Люся, а ее роль будет исполнять вот эта палочка, поехала в гости к другой тете Ане. Кем ты будешь? Мамой или дочкой (сыном) (как правило, дети, находящиеся на первом уровне исполняют подчиненные роли).
Девочка . Я буду дочкой.
Воспитатель . Хорошо. Я буду тетей Аней. Тетя Люся – вот эта палочка. За нее буду говорить я. Хорошо? (Ребенок неуверенно кивает. Смотрит с недоумением на палку).
Воспитатель . Вот тетя Люся приходит к вам утром и говорит: «Мне необходимо съездить к тете Ане. Ехать далеко, а у нас ведь Джек и Мурка. Кто будет их кормить, водить гулять? Ты?». (Ребенок смущенно кивает головой). Значит ты согласна мне помочь? Умница! Вот косточка для Джека (протягивает палочку), вот рыбка для Мурки (другая палочка; ребенок неуверенно берет, смущается). Положи это в холодильник и не забывай кормить животных. До свидания. Мне надо скорее успеть на пароход. Слышишь, он уже гудит: «у-у-у». Бегу.
Тетя Люся спешит к пароходу. Пароход – кубик.
Первый причал. Тетя Люся звонит девочке и спрашивает, что она кушала, покормила ли Джека и Мурку и сообщает, что она скоро уже приедет к тете Ане.
На следующей пристани тетя Люся идет на базар, чтобы купить подарок тете Ане (воспитатель советуется с ребенком, что купить). Далее разыгрывается встреча тети Люси и тети Ани. И тут воспитатель спрашивает, не хочет ли ребенок исполнить роль тети Ани.
Встреча с тетей Аней происходит за другим столом. Тетя Аня (ребенок) приглашает гостью в сад, где они обе собирают ягоды, а потом варят варенье. На обратном пути тетя Люся опять звонит по телефону своей племяннице. Она просит встретить ее. Радостная встреча прерывается рассказом о путешествии.
Как правило, к концу смущение проходит, и ребенок, вполне удовлетворенный, и в следующий раз просит разыграть эту пантомиму.
Подобные игры создают постепенно устойчивый интерес к воображаемым действиям, сосредоточенность на событиях, происходящих мысленно. Эти игры приучают свободнее обращаться с предметами; подготавливают к переходу ко второму уровню познавательной активности.
Игры, переводящие детей со второго уровня познавательной активности на третий (3 года — 5 лет); продолжительность — не более 30 минут.
Цель: добиваться успеха в познавательной задаче.
Цель общения взрослого с ребенком в данной ситуации — поддержать и укрепить в ребенке уверенность. Занятия следует так организовать, чтобы уже на третьем занятии ребенок достиг бы успеха (хотя бы с помощью подсказки).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям набор игрушек, куда входят бытовые предметы — кубики, телефон, машина, несколько фигурок, изображающих животных. Среди этих игрушек и предмет с секретом, например, небольшая коробка с прозрачной крышкой, внутри которой миниатюрная игрушка. Кроме коробки с видимым внутри содержимым, хорошо бы подобрать такие же (1—2 коробки), но без прозрачной крышки.
Дети знакомятся с игрушками. Воспитатель обращает внимание ребят на коробку с видимой через стекло машинкой (или куклой). Кто-то уже пытается пальцами зацепить внутреннюю коробку, У него не получается. Обращается к педагогу:«Как тут открывается? Я никак не могу». В ответ он слышит: «А как ты думаешь: сможешь ли открыть и достать машинку, если очень постараешься?»
Разумеется, ответ может носить и другой, характер, но чаще всего именно такая постановка приводит к молчаливому сосредоточению решить задачу. Как правило, успеха достигают только дети с высоким уровнем познавательной активности. Дети, находящиеся на втором уровне, быстро прекращают поиск и настойчиво просят помощи. Чтобы облегчить положение, воспитатель дает образец, но с предметом другой конструкции.
Воспитатель . Да, это трудно. Но если попытаешься, то в конце концов все получится. Вот другая коробка. Тоже очень трудно открывается. Так? Так? Нет! Вот так? Нет! (Воспитатель делает ложные пробы и наконец приближается к правильной.) А! Поворачивается крышка. Попробуем. (Прокручивает быстро несколько раз.) Нет! Надо потише, поосторожнее. (Снова крутит, но медленно.) Все, открыли!
Ребенок, увлеченный новыми игрушками, обычно скоро возвращается к своей задаче. Игра, т. е. попытка достигнуть результата, продолжается. Если отведенное время истекло, воспитатель прекращает игру, убирает игрушки и советует: «Если вам захочется открыть эту коробку, подумайте, как это сделать. А завтра мы будем опять играть так же, как сегодня».
В следующий раз игра начинается с того, что воспитатель спрашивает детей, в какие игрушки они хотели бы поиграть (кроме находящихся постоянно в распоряжении). И дает все, что просят. Если загадочные предметы не упоминаются, их не добавляют. Но в следующую игру воспитатель обязательно включит тот предмет, который остался неразгаданным. Теперь тактика его поведения иная: одобряя попытки детей, включает соревновательный момент: «Интересно, кто из нас сумеет открыть эту коробку?» Как правило, дети отвечают, что никто. Однако сам вопрос уже побуждает продолжать пробы.
Решать задачу за детей не следует. Если не удается достигнуть результата, в следующую игру вводится другой предмет.
Автор: Курочкина Наталья Николаевна