Изобразительное искусство как средство социализации и реабилитации социально неадаптированных детей
Пояснительная записка.
В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный.
Ф.Холль
Задача творчества – выводить человека из депрессивного состояния.
Искандер
В работе с социально неадаптированными детьми в условиях социально- реабилитационного центра, коррекционной школы №663 актуальна проблема гармонизации ребенка посредством включения его в художественно - творческую деятельность.
Все дети способны. Они рисуют, сочиняют стихи, любят фантазировать. Рисование - не просто забава, а творческий труд, развивающий способность ребенка открывать и познавать окружающий мир.
Для каждого возраста существуют свои мотивы, которыми руководствуется ребенок в своей деятельности.
Для младшего возраста основными мотивами являются:
- потребность во внешних впечатлениях,
- познавательная потребность.
Художественная деятельность начинается с азбуки искусства:
- чем и как работает художник,
- таинственный мир цвета.
Творческий процесс развивает мелкую моторику руки, дает возможность переключать внимание, снять агрессию и напряжение, и т.д.
Дети чувствительнее взрослых к воздействию цвета. Они могут долго заниматься казалось бы бессмысленной работой ничего не изображая (1-3 года). Это называется доизобразительной деятельностью (рис. 1). Постепенно на бумаге начинают вырисовываться различные фигуры в основном круги. С этого момента начинается изобразительная деятельность.
Введение. Функции искусства.
Известно, что рождение искусства было связано со следующими задачами, стоящими перед человеком: вступить в коммуникацию с другими; выразить свою оценку- отношение к действительности; переустроить социальный мир; познать и изведать всю глубину человека, его страстей и мотивов; выплеснуть свои отрицательные эмоции через "двойника" и получить новый поведенческий опыт. Итак, в соответствии с функциями искусства необходимо строить образовательные и воспитательные цели и задачи уроков.
В гуманитарной методологии выделяются следующие функции искусства:
1. Оценочная;
2. Коммуникативная;
3. Преобразующая; (творческая)
4. Познавательная; (познание себя и мира)
5. Терапевтическая.
Цели уроков искусства могут исходит только из возможностей искусства, поэтому цели уроков искусства можно формулировать как:
• Формирование вкуса к жизни через соприкосновение с искусством;
• Формирование художественной культуры ребенка, как части духовной;
• Формирование диалогической культуры ребенка с окружающим миром;
• Воспитание зрителя, читателя, слушателя с развитым эстетическим восприятием и вкусом;
• Раскрытие творческого потенциала детей на фоне формирования духовного пространства личности.
• Гармонизация человека с окружающим миром.
Мне, как педагогу, работающему с социально не адаптированными детьми в условиях школы №663, особенно актуальна проблема гармонизации ребенка посредством включения его в художественно-творческую деятельность.
Задача творчества – выводить человека из депрессивного состояния.
Искандер.
«Не хлебом единым будет жить человек». Эти слова из Евангелия знают все и понимать их надо так: людям необходимо не только есть, но и требуется еще и нематериальная пища для души - духовная деятельность, которая реализуется через самоактуализацию в различных аспектах человеческого Бытия, в том числе и через искусство.
Меня интересует аспект возможности снижения детской агрессии, тревожности в процессе занятий художественным творчеством и гармонизация отношений детей между собой и взрослыми (толерантность, терпимость к другой позиции, мнению).
Все дети способны. Они рисуют, сочиняют стихи, любят фантазировать. Рисование - не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд и, чтобы в ребенке не иссякло ощущение счастья творчества, необходимо с самого детства развивать способность открывать и познавать окружающий мир. Развитие ребенка (его эмоций, мотивы, воли, интеллекта) может нормально происходить только при постоянном общении с близкими взрослыми. Отсутствие или нарушение общения с матерью вызывает отставание в развитии личности и порождает неадекватное поведение подростков. Специфические условия в детских домах, школах-интернатах, реабилитационных центрах часто нарушают психическое развитие ребенка, формируют своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника - темп психического развития этих детей замедлен. Развитие их имеет ряд негативных особенностей:
• пониженный фон настроения;
• бедная гамма эмоций;
• склонность к быстрой смене настроений (оживление переходит в плач, крик, приподнятое настроение - в угрюмость, агрессию);
• неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечания (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);
• повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству;
• основная направленность положительных эмоций - получение все новых и новых удовольствий;
• непонимание эмоционального состояния другого человека;
• чрезмерная импульсивность, аффективность, взрывчатость;
• у детей слабо развита эмоциональная сфера и воображение;
• значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением и навыками самоконтроля.
Эти особенности отмечаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше.
Но и среди детей из нормальных и внешне благополучных семей встречаются дети гипердинамические (дети-катастрофа). Эти дети не виноваты, что они такие, их проблемы часто имеют медицинские аспекты - ММД (минимальные мозговые дисфункции). Это заболевание нервной системы встречается у многих детей , которые обостряются в ситуации стресса ( это неудачи в учебной деятельности), вследствие простудных заболеваний, неконструктивного общения и др. Даже неблагоприятные метеорологические условия вызывают ухудшение неврологического состояния.
При гипердинамическом синдроме поражаются структуры обеспечивающие процесс торможения (излишняя подвижность, невозможность заниматься одним делом больше 10 минут, агрессия).
При гиподинамическом синдроме наоборот - затруднен процесс возбуждения. Подросток вял, молчалив, безынициативен, чуждается других детей.
В том и в другом случае гнев и обиды возникают легко и часто, проявляются в форме упрямства, замкнутости, заторможенности. Мотивы самосохранения и самооберегания становятся гипертрофированными, порой препятствующими развитию социальной адаптации детей. В связи с этим, перед педагогами интерната стоят стратегические задачи как тщательного отбора форм и методов работы с такими детьми, позволяющие формировать коммуникативные качества детей, так и особые требования к самому себе.
Этому процессу может помочь занятие искусством, художественным творчеством. При благоприятной организации взаимодействия учитель- ученик искусство, положительной мотивации к коллективной творческой деятельности, организации безопасных условий для самораскрытия ребенка (право на ошибку, безотметочность, поддержка индивидуального подчерка творческого продукта каждого учащегося и др.) позволяют к 14- 15 годам восстановить многие социальные и психические функции организма, сбалансировать природное и социальное, индивидуальное и коллективное.
Некоторые возможности влияния занятий изодеятельностью на психическое и духовное развитие учащихся.
Все чаще в СМИ идет разговор о проблемах отношения к ИЗО как «второстепенному предмету» и необходимости реанимации искусства в школе. Влияние искусства на всю дальнейшую жизнь человека еще не осознано в руководящих административных педагогических кругах полностью, чаще искусству отводится прикладная роль в качестве оформлений школы.
Однако, в науке и здравоохранении уже давно к изодеятельности приковано пристальное внимание. В современной медицине есть термин «изотерапия» - восстановление здоровья человека при помощи занятий ИЗО. Изображая свои переживания, человек как бы заново переживает и выплескивает отрицательные эмоции на бумагу. Воспроизведя свои чувства можно откорректировать свое отношение к тому, что вызывает неблагоприятные эмоции. Помочь подростку освободиться от неприятных мыслей «снять стресс» - все это можно осуществить занимаясь ИЗО. Искусство развивает глаз и пальцы, углубляет эмоции, пробуждает фантазию, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. Человек, развитый искусством, отличается от человека эстетически не развитого тем, что у него органы чувств более чуткие. Его глаза не только смотрят, но и видят, работа пальцами развивает мелкую моторику руки, координацию движений, речь.
Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем.
Между тем, перекос обучения в сторону развития интеллекта, памяти, нежели мышления и познания не позволяют гармонично развивать личность ребенка. Необходим поворот от школы памяти к школе мышления от школы допроса к школе вопроса. Необходимо помнить, что при традиционном подходе, ориентированном на приобретение информации во всех предметных областях, только одна часть мозга - левая - отвечает за интеллектуальную сферу в ущерб эмоциональной.
Чем же занимается правая? Обычно бездействует, так как правая часть мозга во все времена отвечает за творчество. Эта информационная перегрузка мозга может сказаться на здоровье ребенка и сказывается. Оказывается, что знания можно добывать и руками. Разгрузка мозга может идти через руки. Таким образом, необходимо привести в равновесие научное и художественное познание мира, работу левого и правого полушария.
Искусство при этом не только обращается к разуму ученика, но и его чувству. Интеллект еще не показатель творчества. Интеллектуальные дети выигрывают олимпиады, а творческие дети увлекаются самим процессом, свою нехватку знаний дети компенсируют догадкой, интуицией. Художественное творчество не только обогащает мыслительную деятельность подростка, но и преобразующее воздействует на духовную сферу, развивает и воспитывает эстетически и нравственно. Между учащимися устанавливаются деловые отношения, сотворчество, взаимопомощь, ответственность перед другими людьми. В результате меньше становится конфликтов, неэтических поступков, повышается культура общения. Жизнь насыщается интересными делами, творческой атмосферой. Через изодеятельность подростки могут снимать стрессовое состояние, вывести себя на новый качественный уровень.
Особенности работы с разными возрастными группами.
Каждому возрасту соответствуют свои критические точки. Активное освоение цвета приходится на 1-3 классы. В 6-7 лет ребята тянутся к рисованию, чутко воспринимают все доброе и прекрасное. Для нормально развивающихся детей характерен богатый мир цвета, разнообразие рисунков, способность выстраивать композицию как внутренний текст.
Дети с нарушениями, отставаниями замыкают свой мир в однотипные проекции, для их рисунков характерна фрагментарность, однообразие, расчлененность фигур, отсутствие частей тела, темная палитра, наличие негативной символики, определенные стереотипы: рисуют небо - синее, земля - зеленая или черная. Основной вид деятельности сводится к раскрашиванию и изображению монстров.
Нельзя упускать время. Немного повзрослев, они станут глухи и равнодушны и к миру, и к окружающим людям, и к искусству, разучатся воспринимать и радоваться всему, для чего их душа сейчас может распахнуться. Увидеть мир цветным, многообразным, научить видеть необычное в обычном, а в отрицательном - обратную сторону медали положительную - вот моя задача на первом этапе работы.
Я начинаю с того, что даю больше свободы, не заставляю насильно рисовать того, кто сегодня не настроен.
Рисуем темы «Солнышко», «Подсолнух», начинаем смешивать краски, учу пользоваться палитрой, изъяв из нее черный цвет.
В этом возрасте детям необходимо ощутить всепобеждающую, всеобъемлющую энергию человека, ее положительный пафос, воспринять мир эмоционально в его разнообразии оттенков. Дело в том , что у наших детей - эмоциональная гамма сильная, но не разнообразная. Наличие однотипных эмоций - следствие отрицательного опыта общения с социумом.
Именно поэтому необходимо дать другой опыт, а это возможно через работу в коллективно-творческих проектах в которых формируется как яркое эмоциональное восприятие мира и такое же яркое его воспроизведение. Дети в коллективных работах научаются видеть мир и предметы с разных точек зрения. (Идет своеобразное «взаимообучение и взаимоопыление», обмен способностями).
Для работы используются крупные форматы: от обоев до склеенных листов ватмана. Например: Проект «Наша улица», (улица, на которой хочу жить), «В мире животных, где никто никого не ест».
Чем крупнее и разнообразнее формат, тем лучше.
Этот возраст не имеет преград, любой образ им «по плечу». Смешанная техника приводит в восторг, все материалы хороши. Учитель должен восторгаться тем, чем восторгаются дети. Все, что направлено против свойства «восторгаться» - преступление
Возрастные ступени развития являются доминирующим фактором в раскрытии художественного образа. В возрасте 6-7 лет хорошо применять бескарандашное рисование - что дает выход импульсивной энергии, раскрепощает, убирает барьер скованности. Как отмечал Выгодский: Необходимо идти в обучении от пятна к изображению В пятне можно угадывать различные художественные прообразы, что стимулирует воображение. Важен прием «Танец кисточкой», под музыку, способствующий почувствовать
энергию мазка, его ритм, интонационную связь музыки и живописи. Для целостного формирования сенсорных способностей большое значение имеет работа с соощущениями детей: слухо-моторными, зрительно-кинестетическими и т.д.
Возраст 8-10 лет. Самоусовершенствование в образах, стремление к законченности, подробная детализация, стремление к сходству, лиризм. Хороши - графика, смешанная техника, рисунок с натуры, по представлению. В этом возрасте выдумка, смекалка не имеют границ.
Возраст 11-14 лет. Стремление к мышлению углубленному, отточенности до предельной законченности, желание сделать изящно, аккуратно, ажурно, красиво. Не удовлетворенность самим собой. У некоторых детей развивается самовлюбленность, самоуверенность.
В 11-14 целесообразно силуэтное рисование - отступает дробность и перегруженность деталями; геометрическое рисование помогает развитию конструктивного мышления; линейное рисование - основной метод в конструкции рисунка; живописный подход - рисую как вижу, как чувствую, как представляю. (Красота - отсечь лишнее)
Таким образом, общая линия развития видится:
> эмоциональное насыщение, развитие восприятия
> активизация мышления и воображения, многообразие деталей, наличие связей в этом многообразии
> Очищение формы от лишнего, лаконичность , гармонизация мысли и чувства.
Основные мотивы и ведущие виды деятельности подростков в зависимости от возраста.
Детская талантливость неравномерна, она зависит от возрастных ступеней. Один возраст богат одаренными детьми, другой беден. Дошкольники и младшие школьники делают смелые и очень выразительные рисунки с чувством цвета и ритма. Средний же возраст часто причиняет много хлопот своей старательной подражательностью, часто безликостью композиций, отсутствием цвета, словно их способности куда-то исчезли. Но в этом виноват не сам ребенок, а его переходный возраст. Часто способности могут «проснуться» годам к 15-16, но далеко не у каждого.
Для каждого возраста существуют свои мотивы, которыми руководствуется ребенок в своей деятельности.
Для младших школьников в 7-10 лет основными мотивами являются:
• потребности во внешних впечатлениях;
• познавательная потребность;
Познавательная потребность и потребность во внешних впечатлениях хорошо реализуется через игру и учебную деятельность которая выступает как ведущая(тренировочные упражнения) и общение с миром искусства через восприятие художественных текстов.(музей, размышления о картинах, обсуждение собственных работ) Художественная деятельность выступает как музей и мастерская.
Через учебную деятельность отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающим миром. Изобразительное искусство (уроки ИЗО) как способ познания окружающего мира через художественное творчество. Художественная деятельность в младших классах начинается с азбуки искусства:
• чем и как работает художник;
• таинственный мир цвета.
Дети чувствительней взрослых к воздействию цвета. Они долго могут заниматься казалось бы бессмысленной работой ничего не изображая. Таинственный мир цвета - один из основных разделов курса в данном возрасте (7- 10 лет). Он дает представление о многообразии мира, что жизнь прекрасна, что удивительное рядом. Дети получают начальное представление о цвете, ритме, гармонии.
В игровой форме исследуем все аспекты цвета: теплого, холодного контрастного, легкого, воздушного, становимся свидетелями преображения трех красок - синей, желтой, красной. Темы выбираем минимально сюжетные - нарисовать радугу, гряду гор, море, грозовое небо, чтобы у ребенка не возникало закомплексованности из-за собственной неумелости, чтобы он не оробел перед белым листом. Подобный подход вырабатывает умение работать широко, смело, живописно.
На первых уроках ИЗО после знакомства с темой «Чем и как работает художник» хорошо начать игру с цветом: кто больше найдет оттенков любого цвета, растяжка цвета.
Тема «Краски ходят в гости друг к другу».
Создаем королевство живописных настроений, например, изумрудное королевство, васильковый снег, зеленая поляна, желтая пустыня и т.д. Работая над композицией, смешивая цвета, дети становятся свидетелями преображения трех красок: синей, желтой, красной. Цветовые воздействия на неосознанном уровне регулирует поведение и психическую деятельность ребенка. Психологи утверждают, что те, кто предпочитает яркие цвета отличаются личностными особенностями, большей активностью от людей, которые выбирают цвета неопределенные. Подростки с устойчивыми эмоциями предпочитают синие и зеленые цвета. Черный цвет символизирует стресс, переживания, страх, огорчения. В процессе жизни эстетическое отношение к цвету видоизменяется и развивается, но всегда остается важным для ребенка. • Игра «Цветовая угадайка»: показать детям, что смешивая два цвета, можно получить третий, отличный от них обоих. Учитель из 4-5 красок, соединяя 2 краски, предлагает угадать, из каких красок получен данный цвет. Пусть сами дети составят такой же цвет. Задание - составить как можно больше оттенков синего, зеленого, красного. Играя в такие игры, дети смогут предвидеть результаты сложных смешений цветов, получить на палитре нужные оттенки.
Учащийся должен понять, что через изображение художник всегда
выражает свое отношение к художественному образу, который создал сам. Если внимательно разглядывать осенние листья, можно заметить, что они не только разные по форме, но и по цвету, что в природе ничто никогда не копируется.
Игра «Что на что похоже?». На что похож апельсин? (Солнце) шишка (ежик) и т.д. Ученики могут сами спрашивать учителя и приводить свои примеры. В этом выражается важная творческая способность - видеть мир единым, целым.
Вывод:
• нет в мире двух одинаковых предметов, все неповторимо и уникально;
• нет в мире двух предметов чуждых друг другу, чтобы между ними не было совсем ничего общего, никакого сходства ни в чем.
Это очень важно для художественного восприятия. Быть внимательным, наблюдательным, уметь сосредотачиваться - все это можно развивать на уроках ИЗО и все это обязательно пригодиться в любой профессии и в жизни.
Комплекс дидактических упражнений для развития мелкой моторики руки, (учебная деятельность)
Начиная с 1-го класса, идет погружение в мир линий, цвета и красок. Уже на этом этапе следует знакомить ребенка с некоторыми техническими приемами изобразительной деятельности:
• не отрывая руку от листа, провести прямую линию;
• нарисовать волну;
• бабушкин клубок;
• облака и цветной дождь;
• рисуем солнце;
• изучение основ народного и декоративно-прикладного искусства. Сказочная Гжель. Элементы росписи рисуем сразу кистью. Изучение простейших элементов гжельской росписи:
1. точки
2. бордюры
3. капелька
Надо отметить, что игровая и учебная деятельность не имеют отчетливых границ между собой, они взаимопроникают и обогащают друг друга.
Портрет в детском рисунке.
Рисовать портреты дети любят с самого детства. Даже в «каляке- маляке» угадывается мама, игрушка, колобок. Но постепенно портреты заметно усложняются - появляется туловище, руки, прическа, одежда. К 7 годам передаются не только мельчайшие подробности, связанные с конкретным образом, но и настроение, характер, любимые дела изображаемого человека. Главное в детском портрете - это глаза. Без них портрета не бывает. Необходимо рассматривать с ребенком фотографии, репродукции картин, иллюстрации, разговаривать с «героями портретов»: какие они, чем нравятся, какое у кого настроение, можно ли угадать характер.
Форма организации общения с искусством: «Путешествие в музей».
Разновидности:
> выход в музей,
> обсуждение творчества одного художника или нескольких по одной теме (творческое своеобразие)
> вернисаж детских работ с импровизированным обсуждением
> реферирование и лекторская практика о творчестве художника (в старшем возрасте)
Процесс вхождения в мир искусства индивидуален. Первые впечатления сильные и глубокие и являются мощным толчком к занятию художественной деятельностью. Необходимо подготовить ребенка к посещению музея. От первого посещения во многом зависит, захочет ли ребенок приходить сюда снова и снова. Не нужно заставлять его запоминать названия картин и фамилии художников, но обращать на это внимание необходимо. Постепенно ребенок научится вспоминать и узнавать, а ощущение прекрасного и чувство радости от знакомства с прекрасным останется на всю жизнь. Позднее можно подвести детей к ознакомлению с видами и жанрами искусства. Увиденное может вызвать у ребенка потребность рассказать о нем, поделиться своими впечатлениями, изобразить на бумаге.
Перед посещением картинной галереи можно провести ряд занятий «Образ и мысль»:
учащимся предлагается рассмотреть репродукцию известного художника и задается ряд вопросов. Например, картина В.Боровиковского «Портрет М.И.Лопухиной». Алгоритм проведения обсуждения:
1. Кто изображен, что привлекает в портрете?
2. Какое время года, какое настроение у девушки, ее характер?
3. С каким цветком можно сравнить образ девушки? и т.д.
4. Каким видит художник своего героя, какое отношение к нему выражает
5. Как вы это поняли, через какие выразительные средства, детали?
Почему выбрал художник данную цветовую палитру, такой, мазок, штрих, что хотел этим подчеркнуть? При благоприятном развитии событий к 14-15 годам у детей могут сложиться
6. Функции всех пораженных клеток будут восстановлены и нужные связи в организме восстановятся
После беседы убрать репродукцию и после этого предложить нарисовать портрет по памяти. Тем, кому трудно исполнить данное задание, могут нарисовать портрет мамы, сестры. Очень важно ценностное отношение к работам учащихся. С психологической точки зрения это отношение является свидетельством доброжелательного отношения социума к ребенку. И это г формирует базовое доверие к окружающему миру, которое является необходимым условием успеха социальной адаптации ребенка. Детские работы следует оформлять и экспонировать хотя бы там, где живут эти дети. Например, дети детдома, видя свои рисунки в интерьере своих комнат, с радостью узнают, обсуждают свои работы и по настоящему чувствуют себя не только жителями, но и хозяевами, которые своим трудом обустраивают свое жилье, украшают его. Детские композиции создают праздничные настроения в интерьерах помещения и ребенок ощущает свою причастность к этому.
Школьный возраст 10-14 лет. Мотивы и изодеятельность.
Часто кризис изобразительной деятельности наблюдается в возрасте 10-14 лет (натуралистичность, потеря самостоятельности, исчезновение экспрессии). По времени этот период совпадает с общевозрастными кризисными явлениями. Главная черта возраста - ломка и перестройка прежних отношений к миру и самому себе. Высокий уровень самосознания: потребность познать самого себя, стремление к самоутверждению и самовыражению. Подросток ищет образцы для подражания, для заполнения «пустоты» собственного я. Основная проблема – качество этих образцов. Но, подражая образцам искусства взрослых, подросток видит свою техническую неумелость. Отсюда разочарование в собственном творчестве. Основные мотивы: Социальные,
• потребность занять свое место в коллективе;
• ориентация на оценки и суждения сверстников, а не взрослых, требования коллектива становятся важным фактором психического развития подростка;
• потребность в личностной самооценке взрослой самостоятельности.
Формированию мотивации способствуют на этом этапе:
• создание разнообразного поля учебных и исследовательских форм работы на уроке, для выявления собственной творческой ниши, уровня и способа освоения мира, поиск образовательного профиля;
• интегрированные формы обучения через полимодальность и полихудожественный подход;
• обогащение учебной деятельности социально-значимыми проектами, необходимыми им в будущей жизни.
Формы деятельности: исследовательская, проектная учебная, творческая и сотворческая.
Практика показывает, что хаотическое обучение искусству, построенное на сюжетном рисовании, ни к чему доброму не приводит, не приобретаются знания и умение отмечать сотни оттенков, которые, например, при системном обучении получает японский школьник. Чтобы подросток не разочаровывался в своем творчестве его необходимо обучать некоторым техническим приемам рисования и живописи, изучение которых было начато в начальной школе (перспектива, объем, цветоведение). С пятого по восьмой класс кроме сюжетных композиций необходимо начать рисовать натюрморты (геометрические тела, посуда, а также рисовать интерьеры для изучения перспективы). В ходе работы с материалом учащиеся ищут новые способы рисования и создают их. Подростки, когда освоят технику исполнения, материал (гуашь, акварель), будут творить и показывать более профессиональные умения. Уверенность руки позволяет им смелее решать композиционные задачи, опредмечивать мир своего воображения.
Следующий этап эстетического познания связан с самостоятельностью, творчеством, импровизацией. Учащийся свободно работает гуашью, пастелью, кистью, пальцами, мастихином, сам придумывает техники и переходит на новый этап в развитии изобразительной деятельности. Как результат эстетического познания - овладение основами рисунка, построение предмета, форм, объема.
Теоретическая подготовка позволяет не только рисовать, но и оценивать творчество других, у некоторых появляется свой стиль в работе. Одни сильны в работе с гуашью, другие в графике, кто-то портретист, пейзажист. Подростки часто отказываются рисовать на заданную тему, рисуют самостоятельно. Такой подход к обучению ИЗО освобождает от эмоций группы «страх». Если они не освободятся от страха, то в них никогда не вырастет не только художник, но и профессионал в любой деятельности. Систематическое эстетическое познание вместе с практической деятельностью помогает детям глубже понимать и чувствовать искусство, ориентироваться в различных направлениях, отличать высокое искусство от поп-культуры.
Слайд программы, беседы по картинам, знакомство с мировой художественной культурой вызывает способность к сопереживанию, формирует высокие нравственные свойства личности.
Взаимодействие детей возникает в случае активного обмена. Содержание совершающегося обмена позволяет понять взаимодействия детей в совместной работе:
1. обмен операциями;
2. обмен информацией;
3. обмен функциями (взаимоконтроль);
4. обмен позициями (сопоставление своей точки зрения и точки зрения другого).
Общаясь со сверстниками на равных, ребенок учится: а) сопоставлять,
б) сравнивать, в) оспаривать другие точки зрения. Умение «встать на позицию другого человека», сопоставить разные точки зрения, ведет к возникновению важнейшего новообразования в мотивационной сфере. Именно оно способствует становлению мотива сотрудничества
Общая направленность ребенка на взаимодействие со сверстником постепенно перерастает в осознанное стремление работать вместе с другими, хорошо и быстро получить нужный всем результат. Таким образом происходит коррекция личности, терапия и формирование коммуникативной культуры детей в условиях интерната.
Мотивация в обучении.
Искусство обращается не только к разуму личности, но и к его чувствам. Любому виду деятельности необходимо предавать творческий характер. Развитие мотивации и активизации к творчеству путем устранения проблемных моментов является одной из важнейших задач, при положительном решении которой открываются большие возможности для развития творческого воображения, индивидуальности, художественного вкуса. Используя инновационные технологии можно полностью устранить проблемные моменты, мешающие творческому развитию личности.
Способы управления учебно-познавательной деятельностью:
• занятия необходимо строить интересно, образно, наглядно; задания давать с учетом возрастных особенностей;
• демонстрация заманчивых и интересных приемов самого предмета - это позволяет формировать у ребенка познавательный интерес как основу учебной деятельности;
• применение знаний и умений на практике, иначе знания остаются «мертвым» грузом;
• устранить страх между желаемым и реальным результатом, который блокирует творческую активность ребенка;
• необходимо блокировать наиболее частые ситуационные страхи:
1. страх белого листа
2. сложность представления конечного результата
3. трудоемкость исполнения эскиза
4. страх перед абстрактностью
5. проблемы личностного характера (здоровье, настроение и т.д.)
Предмет ИЗО — синтетический, так как охватывает разные аспекты: живопись, рисунок, композиция, оформительская деятельность. Хорошо использовать нетрадиционную форму урока:
• урок-беседа (рассказ или слайдпрограмма из области истории искусств, обсуждение детских работ и т.д.);
• уроки красоты — эти занятия позволяют пробудить эстетические чувства интерес к художественной деятельности, воспитать такие нравственные начала как доброта и любовь;
• урок-выставка;
• урок-экскурсия;
• урок-мастер-класс;
• урок практический;
• урок-погружение в древние миры - Древний Египет, Греция, Рим и т.д.
• урок-сувенир - изготовление сувениров для гостей;
• урок оформительский (подготовка и оформление лучших творческих работ для художественной выставки);
• урок-театр импровизации (на таких занятиях наряду со зрительной памятью включается слуховая, речевая, двигательная);
• урок-«эскиз-синтез» (создание общими усилиями коллективной композиции).
Таким образом, использование нетрадиционных методов на уроке обеспечивает сочетание познавательной и творческой деятельности, активизируются мышление, речь, развивается воображение, творческий поиск. Между учащимися устанавливаются деловые отношения, сотворчество, взаимопомощь, стремление узнать больше, сделать лучше. Главное, чтобы ребенок не выпадал из процесса творчества — пусть участвует! Сильным мотивирующим фактором является оценка творческой деятельности.
Заключение
Пути совершенствования своей деятельности вижу в следующем:
1. Оснастить кабинет ИЗО белее современным оборудованием (мольберты, технические средства, стеллажи, художественные принадлежности — акварель, гуашь, бумага, кисти должны быть в достаточном количестве и хорошего качества).
2. Создать при кабинете библиотеку по искусству, а также иметь видеоматериалы и слайды.
3. специфика натурных постановок ИЗО требует в 5-8 классах сдвоенности учебных часов, так как за 40 минут можно только начать работу и сделать менее 50%. Ученик не успевает, спешит, в результате неудовлетворенность, потеря интереса к работе.
Хотелось, чтобы все эти моменты были учтены к началу нового учебного года.
Образовательная область «Изобразительное искусство» - это такой предмет, которому следует учиться постигать прекрасное не только ученикам, го и учителю всю жизнь.
Автор: Ляхова Татьяна Александровна