Методическая разработка «Совершенствование техники левой руки гитариста»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Ямальская детская музыкальная школа»
Мыскаменское отделение
Автор-разработчик: Ермолович Л.Г.
Тема:
«Совершенствование техники левой руки гитариста»
(Методическая разработка)
План:
Процесс обучения на гитаре ставит немало сложных задач, как перед преподавателем, так и перед учеником немало сложных проблем. Задачи, стоящие перед педагогом, условно подразделяются на общепедагогические и узкоспециальные. Решать их следует комплексно и одновременно. Общепедагогические задачи являются основополагающими для формирования музыканта гитариста, а так же музыканта любой специальности. Работая над элементами исполнительской техники, я как преподаватель должна помнить о главном – о формировании у обучающихся способности к эмоциональному переживанию музыки, музыкальному мышлению. Прививать эти важнейшие качества необходимо с первых уроков, одновременно с освоением первых элементов игровых движений.
Главной целью моей работы ставлю – развитие художественного мышления ученика. Художественное начало в воспитании музыканта является ведущим, техническое развитие – это та основа, без которой невозможна реализация творческих замыслов.
Развитие техники происходит в процессе работы над произведениями. Работа над этюдами, гаммами, упражнениями способствует выработке пальцевой беглости, четкости. Изучение гамм – это один из важнейших разделов музыкально-технического развития ученика. Заниматься их изучением, совершенствовать их исполнение, наблюдать за ровностью звучания, устойчивостью ритма, свободной сменой позиций следует систематически из урока в урок.
Прежде всего, педагог должен воспитывать у учащегося культуру игровых движений, которая неразрывно связана с правильными мышечными ощущениями, координацией движений правой и левой рук. Если на начальном этапе обучения эти моменты не зафиксировать, то сформировать их в дальнейшем значительно сложнее.
В своей методической разработке я уделяю внимание многим важным сторонам целесообразной организации работы левой руки гитариста. Среди них, такие как постановка рук, развитие беглости пальцев, смена позиций, аппликатура и другие. Поставленная проблема формирование основ беглости пальцев левой руки у гитариста является одной из многих, стоящих перед нами – преподавателями, ведущими класс гитары.
2. Функции пальцев левой руки.
Левая рука гитариста выполняет очень большую и разнообразную работу, от которой во многом зависит качество исполнения на гитаре. Один из ее видов – работа пальцев, развитию подвижности которых следует уделять постоянное внимание.
Прежде всего, следует помнить об анатомическом строении руки и ясно представлять себе сущность работы, для той или иной ее части (пальцы, кисть, предплечье). У разных учеников руки различны: большие, маленькие; пальцы длинные, средние, короткие и т.д.. Но при любом строении руки, функции пальцев гитариста остаются одинаковыми.
Например: большой палец выполняет следующие функции:
С первых же шагов обучения игре на гитаре следует уделять большое внимание
вышеперечисленным функциям большого пальца, следить за тем, чтобы он не был сильно прижат к грифу, что сковывает работу остальных пальцев, затрудняет смену позиций всей руки. У детей иногда допускается более упругое положение большого пальца левой руки из за слабого развития ее пальцев.
Указательный палец является как бы определяющим и связующим со всеми остальными пальцами. Он более развит и подвижен, чем другие, хотя по силе немного уступает среднему (второму). Указательный палец – первый, выполняет различные движения и функции (прижатие струны на ладах, смена положения на грифе.) Боковое положение, вертикальные движения вдоль грифа и т.д..
Средний палец – второй, а так же безымянный - третий, в основном выполняют те же функции, что и первый; так же как и он, эти пальцы поддаются физическому развитию и самостоятельности движений.
Четвертый палец- мизинец. Он самый слабый из всех и с трудом поддается развитию. Поэтому следует развивать и укреплять его с первых шагов обучения. Практика показывает, с каким трудом достается гитаристу исполнение какого-либо произведения или этюда, если у него слабо развит палец. Между тем, без него, т.е. другой аппликатурой, исполнение данного отрезка подчас бывает весьма не желательным (нарушается музыкальная мысль, приходится усложнять аппликатуру, делая лишние движения). Следовательно, ученику необходимо развивать активность четвертого пальца и не избегать его применения при проигрывании упражнений и этюдов
Перечисленные выше функции пальцев левой руки (прижатие струн, переход пальцев со струны на струну, различные их движения и т.д.) всегда находятся в какой-то определенной взаимосвязи с действиями кисти, предплечья и всей руки.
Так, например, упражнения, в которых пальцы должны быть активными, в то время, когда сама рука находятся в состоянии покоя.
Такие упражнения приносят значительную пользу – приобретается самостоятельность в движении пальцев, появляется их независимость. Важно при этом, чтобы ученик сам ощущал свободу движений, не допускал зажатости и напряженности. В то же время излишние усилия вызывают зажатость и ограничивают исполнительские возможности. Вот почему так важно заниматься регулярно, обязательно делать перерывы в работе и, не в коем случае, не допускать переутомления.
Для достижения свободы движения рук, необходимо в процессе технической работы постоянное наблюдение за тем, чтобы ни в одной части аппарата гитариста не позволялась скованность. Необходимо все время контролировать свои движения.
3. Постановка левой руки.
Под постановкой левой руки гитариста нельзя понимать только положение ее на грифе, расположение пальцев на нем и т.д. В современной методической литературе найдена более точная формулировка, отражающая сущность постановки рук, процесса приспособления организма человека к инструменту.
В нашей педагогике постановка руки определяется как сложный многогранный процесс. Нельзя постановку руки сводить догматическому требованию; держать инструмент или руку надо так и только так. Данный вопрос должен решаться каждый раз с учетом индивидуальных особенностей ученика, строения его рук.
Вопросы, связанные с постановкой рук гитариста, имеют важное значение, и потому необходим систематический контроль со стороны педагога и повседневный контроль со стороны ученика. Часто мы встречаемся с такими фактами, когда педагоги перестают уделять должное внимание моментам постановки: совершенно не обращают внимание на постановку рук. В результате у ученика не только искаженность их и зажатость, но и никакого роста ни в звуковом, ни в техническом отношении.
Важной предпосылкой для успешного музыкально-исполнительского развития учащегося является выработка у него свободной и естественной посадки с инструментом, правильное исходное положение рук и всего корпуса, освоение им целесообразных движений, обусловленных техническими и художественными задачами. Качество исполнения во многом зависит от собранности, подтянутости, органической слитности исполнения с инструментом. Посадка ученика должна быть свободной, непринужденной и обеспечивающей наименьшую утомляемость при исполнении.
4 .Позиции.
Проблема смены позиции – одна из важнейших проблем исполнительства. Она нуждается во всестороннем изучении. Изучение этой стороны техники не может быть плодотворным без целенаправленного и постоянного подчинения ее задачам художественного исполнения. Что же включает в себя само определение позиции?
Позицией называется определенное положение левой руки на грифе инструмента. По объему позиция занимает интервал, находящийся между первым и четвертым пальцами Порядковый номер позиции определяется по положению первого пальца относительно верхнего порожка. На гитаре основных или как можно их назвать «рабочих» позиций двенадцать. Начинающему нагляднее всего ориентироваться в позициях по натуральной ми минорной гамме, начиная с открытой шестой струны «ми» (малой октавы) и доиграть до ноты «ми»-на первой струне (третьей октавы).
После первого этапа смены позиций, можно играть другие гаммы и упражнения от любого лада на любой из струн.
Таким образом, благодаря изучению гамм и упражнений в разных позициях на разных струнах, ученик изучает гриф « вдоль и поперек». Ему интересно выяснить, что одну и ту же последовательность звуков можно сыграть на разных струнах, в разных точках грифа, на разных ладах. Он постепенно осваивает гриф во всем диапазоне. Тогда проблема смены позиции сведется к соединению двух или более упражнений, играемых на одной струне, но от разных ладов (точек грифа). Не нужно вначале заострять внимание ученика на самом моменте перехода.
Разумеется, технические шероховатости исполнения на первых порах неизбежны, но главное достигнуто: ученик не боится оторваться от первой позиции. В этом ему поможет и работа над скачками из позиции в позицию. Нужно психологически подготовить ребенка к исполнению скачков на какой либо интервал с возвращением к основной ноте. Для этого представим себе, что нам следует исполнить три звука в разных точках грифа одним пальцем. Нужно заботиться о попадании на определенную ноту, это делается эластичным броском руки вдоль грифа, не изменяя формы работающего пальца.
Таким образом, мы убеждаемся, что правильная смена позиций - это работа не пальца, а руки, смело, точно и в то же время пластично скользящей вдоль грифа.
Особенно полезно играть гаммы, имеющие малое количество знаков альтерации.
Нам педагогам нужно иметь ввиду, что основой уверенного движения левой руки вдоль грифа, должно служить устойчивое его удержание.
Очень важно, чтобы при смене позиций большой и указательный пальцы несколько облегчили обхват грифа, а прижатый палец оставался по-прежнему активным, его нажатие не расслаблялось во время скольжения.
Это условие необходимо для гибкого, эластичного «полета» предплечья с кистью во время смены позиции. Таким образом, во время смены позиций возникает на некоторый момент, как бы «потеря грифа», некоторая неустойчивость. Она необходима для того, чтобы не тормозить движения в момент перемещения предплечья. Его сцепление с грифом осуществляется на скользящем пальце. Поэтому его форма и активность должны оставаться неизменными. Впоследствии, плотность нажатия на гриф во время скольжения можно несколько ослабить.
Важно следить за тем, чтобы большой палец не отставал при скольжении, а неизменно сохранял свое расположение против первого пальца.
Основные правила смены позиций любым пальцем на любой из пальцев:
Физически удобнее всего менять позиции после первого, второго пальцев, менее удобно после третьего, и еще хуже после четвертого пальца.
5. Аппликатура.
Аппликатурой называется порядок распределения и чередования пальцев при игре на инструменте. Виднейший советский пианист Г.Г.Нейгауз так говорил об аппликатуре: « Наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом. Она же будет и самой красивой аппликатурой».
Необходимо помнить, что аппликатурные возможности гитариста неразрывно связаны с положением его левой руки ( предплечья и пальцев на инструменте).
Аппликатура неотделима от индивидуального строения руки, она тесно связана так же с проблемой смены позиций.
Важное значение, для развития навыков исполнения неудобной аппликатурой (а бывает и так), имеет работа над приобретением техники скачков.
К основным функциям аппликатуры относятся художественные:
Среди художественных функций важнейшая тембровая. Аппликатура должна учитывать следующие ипостаси тембра: различную тембровую окраску каждой струны, неоднократность звучания разных регистров одной струны, особенности звучания открытых струн.
Тембровая функция
Тембр подчинен решению двух задач: выразительно- колористической и конструктивно- формообразующей. Эти задачи разделяются лишь условно.
Основной закон тембровой логики гласит: единую музыкальную мысль предпочтительнее окрасить тембром. Это возможно далеко не всегда. Причина часто кроется в избытке переходов, неизбежных при сохранении одной струны.
Если смену струны производить в пределах мелодической линии, следует учитывать характер ее строения. Таким образом, перемена струны менее ощутима, если она не разрывает поступенное движение ряда нот через открытую струну.
В мелодии гомофонного склада не допускается тембровое разделение двух звуков, находящихся в отношениях малосекундового сопряжения.
В определении тембрового решения играет роль и ритмический рисунок. Совпадение смены струны с сильной метрической долей, как правило, способствует подчеркиванию последней. Это не всегда желательно.
Все тонкости тембровой проблемы имеют отношение к области медленных и лишь умеренно подвижных эпизодов. Что касается виртуозно- моторных разделов, то здесь основное требование к тембру.
Артикуляционная функция
Наиболее сильное артикуляционное средство, находящееся в ведении левой руки, - певучий переход глиссандо. В художественном плане глиссандо выполняет двойную роль: с одной стороны объединяет соседние звуки, с другой – привлекает особое внимание к звуку, к которому подводит. Так же глиссандо выполняет техническую, служебную функцию перемены позиции.
Все переходы необходимо более тщательно контролировать слухом для того, чтобы обеспечить неслышное соединение звуков.
В быстрых темпах добиться предельной четкости при игре хроматических последовательностей позволяет только аппликатура, исключающая скольжение.
Переход в аппликатуре желательно совмещать с акцентом в тексте.
Динамическая функция
Наибольшую силу звучания дают крайние струны. Динамические возможности средних струн уменьшаются по мере продвижения в высокие позиции.
Динамические возможности струны не должны оцениваться изолированно от ее тембровых характеристик. Эти показатели педагог тоже должен учитывать при выборе аппликатуры, если есть необходимость усилить звучание инструмента.
Узкотехническая функция
Касаясь непосредственно закономерностей и приемов, которые принято относить к области гитарной техники, следует отметить, что основой рациональной техники могут считаться действия исполнителя, направленные на обеспечение наибольшей экономности действий левой руки, которая проявляется, с одной стороны, предусматривает сокращение аппликатуры движений при выполнении необходимых переходов.
Так как большинство музыкальных построений выходит за пределы диапазона одной позиции, основой техники левой руки гитариста должно стать умение быстро и ловко перемещать руку из позиции в позиции, не искажая нотного текста.
Выбор аппликатуры зависит от способа перехода из позиции в позицию, и от тембра, и от фразировки, лиги, ритма, динамики, индивидуальных особенностей руки исполнителя.
Беглость пальцев левой руки – одна из основных технических трудностей в игре на гитаре. Ее необходимо развивать с самого начала обучения игре на инструменте. Все, о чем уже шла речь в плане действий левой руки гитариста, «работает» на развитие его беглости ( скачки, гаммы, ритмика в них и т. д.).
Однако только этим или теми упражнениями ограничиваться нельзя. Педагог должен сам изобретать необходимые в каждом конкретном случае упражнения и своевременно рекомендовать их ученикам. Учитывая при этом индивидуальные особенности каждого из них.
Очень важным условием успешной работы над развитием беглости, как и над развитием техники, является одновременная работа над разными ее видами.
Это и экономит время, и обеспечивает разносторонность в техническом развитии учащегося.
Часто в пьесах или этюдах мы сталкиваемся с трудными местами, которые из – за слабой технической подготовки учащегося явно у него не получаются. В таких случаях необходимо предложить упражнения, которые бы соответствовали конкретной трудности и помогли преодолеть ее. Начинать нужно с более легких вариантов и постепенно доводить до трудности, которая соответствует встретившейся в пьесе. Упражнение должно быть коротким и быстро давать положительный результат. Работу над любым упражнением необходимо начинать с медленного темпа. При этом:
Соблюдение этих условий – одна из главных предпосылок для достижения основательной проработки деталей, для дальнейшего ускорения.
Каждое упражнение, гамма или этюд тогда принесут пользу, когда будут доведены до максимального на данном этапе обучения темпа и до необходимой свободы исполнения.
Очень полезным для развития беглости и достижения автоматизации в определенных технических оборотах представляется следующий прием. Для того чтобы легко и свободно сыграть какую то цепь нот, ее надо разбить на отдельные звенья, тщательно проработать каждое, а затем соединить. После чего весь пассаж станет уже получаться без затруднения.
Вывод: хорошая беглость пальцев достигается систематической, целенаправленной и упорной работой. Разумеется, для достижения такой беглости необходимо также наличие хорошего аппарата, ясное представление цели, глубокое понимание содержания произведения и искренняя увлеченность им.
Одной из первостепенных задач правильного воплощения всех проблем, связанных с выработкой необходимых навыков работы левой руки гитариста, является разумная организация домашних занятий обучающегося. Педагог должен правильно определить возможности воспитанника на данном этапе обучения и давать ему посильное задание к каждому уроку. Оно всегда должно быть для обучающегося доступным и посильным.
Обязательно нужно заострять внимание, что чаще всего приводит к зажатости игрового аппарата ученика, это неправильная постановка и посадка, нерегулярность занятий, быстрые темпы при разучивании трудных мест, отсутствие контроля за движениями, недостаточно четкая обработанность неудобных приемов. Огромный вред приносит в этом отношении завышение сложности даваемого ученикам материала. Необходимость преодолевать большие трудности без подготовленных для этого соответствующих навыков неизбежно приводит к занятию. Задача нас педагогов, направлять внимание ученика на исключение из практики его занятий перечисленных выше предпосылок и причин зажатости игрового аппарата.
У каждого педагога должны вырабатываться определенные методы обучения, которые он применяет с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Этими методами мы – педагоги, и воздействуем на техническое музыкальное совершенствование своих учеников.
Список литературы:
Автор: Ермолович Лариса Герасимовна