Разнонаправленные игры для детей с признаками водобоязни
Разнообразные игровые методики по снятию страхов
Занятия по обучению плаванию для детей с признаками водобоязни предполагает разнообразные методики по снятию страхов.
«Рисуем страхи». Каждое занятие рисованием должно проходить в спокойной обстановке и длиться 30 минут. Перед занятием дайте ребенку поиграть самостоятельно, установите с ним дружеский контакт.
После этого можно перейти к беседе, цель которой - выявить то, чего боится школьник. Сделать это можно в форме игры. Сядьте рядом с ним, а не напротив, и не забывайте периодически подбадривать ученика.
Спрашивайте: Скажи, чего ты боишься или не боишься? - и ждите ответа. После небольшой паузы можно перейти к следующему возможному страху, причем сам вопрос «боишься или нет?» нужно повторять время от времени. Если ученик все страхи отрицает, попросите его отвечать не «да» и «нет», а развернуто, например «Я не боюсь воды».
Свои вопросы лучше не читать по бумажке, хотя для ориентации можно составить список возможных страхов. Например: «Скажи, чего ты боишься или нет, когда попадает в лицо вода; каких-то детей; мамы или папы; заболеть; плохой оценки; коллективной игры; глубины и высоты; водоросли.
После этого предложите ребенку нарисовать предмет, названный первым в качестве вызывающего страх. Рисовать лучше цветными карандашами. Бывает так, что только через несколько дней ученик решится перенести на бумагу свой страх. Помогите ему, рисуйте вместе. После рисования попросите его рассказать о том, что изображено на рисунке и обязательно похвалите, поставьте хорошую оценки или подарите что-нибудь. Отметьте те страхи, с которыми справились. Затем предложите ученику (ученице) уничтожить свой страх, порвать его.
С помощью рисунков можно устранить страхи, причиной которых является игра воображения, то, что никогда не происходило, но, по мнению детей может произойти. Частично успешным бывает избавление от страхов, основанных на реальных событиях, произошедших давно. Если травмировавшее событие еще свежо в памяти, то избавиться от него можно с помощью игры.
Предметно-ролевые игры, которые снимают у младших школьников избыток скованности и страха, возникающие перед тем как зайти в воду, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку, они становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.
Игра «Догони меня» позволяет детям снять страхи нападения, боязнь наказания родителей и педагогов. Суть игры: ограничить игровую площадку и разложить на воде в беспорядке плавающие предметы. Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догоняет – тому водить. Сопровождайте игру веселыми репликами. Для успешности замысла старайтесь подыгрывать детям.
Игра «Я в домике» позволяет снять страхи погружения детей в воду с головой, задержке дыхания, одиночества, водного пространства(бассейна). Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем по сигналу свистка дети набирают воздух и приседают вместе с головой в воду. Ведущий обходит (проплывает) «домики» с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Дети сидят в воле и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда дети сразу становятся ведущими, это позволяет им преодолеть страхи и нерешительность перед водой. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые «сдаются», так и не найдя прячущегося ученика.
Ролевые игры-драматизации при проведении занятий позволяют преодолеть оставшиеся, долгое время существующие страхи. Здесь дети играют роли сложного психологического содержания, сказочных персонажей, ребенок становится то добрым молодцем, то олимпийским чемпионом, то двоешником, то Бабой-ягой. Пусть ваше занятие превратится в театр, где младшие школьники самостоятельно смогут придумывать сказки, делать костюмы и играть на импровизированной сцене. Превращение злых героев в добрых - придумывание сказок, как двоечник стал отличником, как плохой герой стал добрым и т.д. Необходимо проявлять творчество. Главное, чтобы нашим школьникам было интересно и весело. Помните, что игрой можно только заинтересовать, но нельзя к ней принуждать. Не забывайте, что большинство детских страхов обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно от педагогов и родителей зависит, сохранятся ли эти страхи на длительное время, станут ли они болезненно-навязчивыми. Главное-терпение, а также доверительные отношения с детьми. Какой бы способ борьбы с детскими страхами не был выбран, важно, чтобы педагоги не оставляли жалобы учеников без внимания.
Следующий важный момент – использование спортивного инвентаря и нетрадиционного оборудования на занятиях. Используя специально подобранные яркие, красочные игрушки, это атрибуты детской знакомой игры (резиновые игрушки, мячи, обручи, скакалки, воздушные шары, надувные матрасы и т.д.), спортивный инвентарь, ученики уверенно заходят в воду, и переключают свое внимание на эти игрушки и инвентарь, что позволяет им быстро снять напряжение и чувство страха. Такой подход позволяет успешно пройти первый этап обучения плаванию, знакомство с водой. Успешно пройдя первый этап обучения плаванию, бесстрашного нахождения в воде и передвижения в ней, большинство детей приобрели привычку и любовь к воде, получили представление об оздоравливающем действии ее на их тело. Освоили навык «ныряние» – лицо полностью погружено в воду, навык «скольжение» – лежание на воде в положении на груди с хватом. Дети не боятся, что вода попадет в уши, глаза, нос, неприятные ощущения они преодолели в игровой деятельности. Детьми успешно пройден барьер боязни воды. Опыт подсказывает, что своевременное ознакомление с водой и умение плавать являются навыком необходимым человеку в сохранении жизни. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь.
Образование – процесс, направленный в будущее, обучение плаванию относиться к здоровьесберегающим технологиям:
- умение плавать, несомненно, сохраняет жизнь детей, гарантирует безопасность на воде, развивает органы дыхания, исправляет недостатки осанки, способствует росту ребенка, закаливает организм, положительно влияет на сердечно–сосудистую систему;
- обучение плаванию относится к продуктивной деятельности;
- плавание поможет детям стать сильными, ловкими, смелыми и в дальнейшем вести здоровый образ жизни.
Как разновидность игрового метода можно рассматривать соревновательный метод, поскольку соревнование является своего рода игрой по определенным правилам. Иногда говорят о соревновательно-игровом методе.
Соревнование имеет большое значение как способ организации и стимулирования деятельности обучающегося с признаками боязни с психологического страха. Особенностью соревновательного метода является обязательное наличие соперничества и состязательности, борьбы за первенство или за высокое достижение. Для игровых соревнований характерны яркая эмоциональная окраска и высокая активность организма. Отличительной особенностью соревновательного метода является унификация требований, которые отражены в правилах соревнований. Исключительно велико воспитательное значение этого метода для формирования таких морально-волевых качеств, как целеустремленность и настойчивость, инициативность и решительность, самообладание и самоотверженность, способность преодолевать трудности. Вместе с тем, соревновательный метод в некоторых случаях может способствовать и закреплению отрицательных черт характера: эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия. Он оправдывает себя только в том случае, когда есть высококвалифицированное педагогическое руководство, [11].
При проведении игры с детьми признаками водобоязни необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:
- применяемая игра должна состоять из несложных на первых этапах плавательных элементов, освоенных всеми участниками;
- участниками игры должны быть дети, или группа детей дифференцированная по уровню плавательной подготовленности;
- каждый участник игры должен понимать свою игровую задачу;
- организатор игры должен ознакомить обучающихся с содержанием и правилами игры, выбрать ведущего, разделить играющих на группы, равные по силам и психологическим критериям;
- темп и продолжительность игры должны учитывать температуру воды в бассейне (водоеме), функциональными возможностями играющих;
- организатор (ведущий) игры должен контролировать поведение играющих и наказывать их за грубость, неуважение к соперникам, созданию нетерпимой обстановки, нарушения правил и т.д.;
- чтобы сделать замечание кому-либо из играющих, игру нужно остановить;
- если игра носила соревновательный характер, то нужно обязательно огласить ее результаты, назвать победителей, подвести итоги соревнований;
- особо надо поощрять тех ребят, которые проявили взаимную помощь и умение действовать в интересах команды;
- игра должна продолжаться столько, чтобы играющие не теряли интерес и не уставали.
Успешному проведению игр в воде с детьми младшего школьного возраста способствует непосредственно участие в них руководителя игры (ведущего), которое позволяет быстрее организовать ребят, вовлечь их в игру. Если ведущий сам не участвует в игре, то он должен выбрать себе такое место по отношению к играющим, чтобы видеть всё и всех.
Выбор игры зависит от количества участников, их возраста, психологической и плавательной подготовленности, а также от условий для проведения игры (глубины бассейна, температуры воды, возможности использования для игры предметов и т.д.).
По уровню плавательной подготовленности младших школьников с признаками водобоязни обычно делят на две категории:
- не умеющие плавать и держаться на поверхности воды;
- слабо плавающие.
Игры в воде в зависимости от возраста и подготовленности участников делятся на три группы:
- бессюжетные соревновательные игры, простые и не требующие предварительного объяснения. Обычно они проводятся с новичками с признаками водобоязни на первых занятия. Это игры направленные на преодоление сопротивления воды, с дыхательными упражнениями, с элементами погружения в воду, нырянием, прыжками в воду, открыванием глаз в воде, скольжением и плаванием.
- игры, имеющие сюжетное содержание. Они рассчитаны в основном на детей младшего школьного возраста, которые неуверенно чувствуют себя в водной среде, в них могут принимать участие как умеющие, так и не умеющие плавать дети. Правила сложной сюжетной игры лучше предварительно объяснить на суше. Результат действий каждого игрока в своей группе должен немедленно оцениваться;
- командные игры, где играющие объединяются в равные по силам команды. Команды могут быть разновозрастные и разнополые: например, команда детей и команда родителей, команда девочек и команда мальчиков. Как правило, в командных играх принимают участие хорошо плавающие и уверенно чувствующие себя в воде дети. Поэтому при работе с младшими школьниками с признаками водобоязни такие игры применяются не часто, [10].
Обучающие игры на воде и методика их проведения
Рациональный подбор игр на воде позволяет успешно управлять физической и эмоциональной нагрузкой обучающихся с фактором водобоязни на занятиях плаванием.
Игры и развлечения на воде проводятся в течение 5-20 мин обычно в конце основной и в заключительной части занятий. В зависимости от содержания игры и задач данного занятия продолжительность игры может быть и более указанной.
Для проведения игр и развлечений на воде необходимо иметь простейший инвентарь: шесты; плавательные доски; надувные круги или игрушки; плавающие игрушки, которые можно использовать как поддерживающее средство; резиновые и ватерпольные мячи; нудлы, яркие, хорошо видные на дне мелкие предметы, которые удобно доставать со дна при нырянии; обручи; рупор и музыкальный центр (для руководителя игры).
Как показывает анализ методической литературы, немногие авторы учебников и пособий по обучению плаванию на уроках физической культуры уделяют внимание методике проведения обучающих игр на воде. Наиболее полно этот вопрос освещен в работах Булгаковой Н.Ж., например, [7] и [10], и Викулова А.Д., [11], где описана методика применения нескольких сотен обучающих игр на воде.
Рассмотрим далее примеры разнонаправленных игр на воде, взятые из указанных источников и апробированные на личном педагогическом опыте. Кроме описания игры и ее правил, будем обращать внимание на методическую задачу игры и методические замечания по ее проведению. Для систематизации материала разделим его на подпункты в зависимости от способа действий обучающегося на воде.
Игры с передвижением в воде
Эти игры проводят с новичками на первых занятиях плаванием. Они призваны познакомить обучающихся со свойствами воды и избавить от фактора водобоязни, привить им элементарные навыки передвижения в воде, опираясь и отталкиваясь от нее основными гребущими поверхностями. Как правило, игры этой группы носят соревновательный характер.
1. Игра «Кто выше?»
- Задачи игры: освоение с водной средой и ознакомление с ее специфическими особенностями, овладение умением придавать телу в воде наиболее обтекаемое положение.
- Описание игры: группа детей стоит в воде лицом к ведущему. По его команде ребята приседают и, оттолкнувшись ногами от дна, а руками от воды, выпрыгивают из воды, как можно выше. Обычно выполняется 5-6 попыток. После каждого прыжка определяются победитель и два призера.
- Методические указания: определяя победителей, необходимо подчеркнуть для других причину успеха - умение напрягать мышцы рук и ног, вытягиваясь при этом в струнку, принимая при этом наиболее обтекаемое положение. В начале игры положение рук может быть произвольным, добиваясь впоследствии одновременного толчка ногами и подъема рук вверх.
2. Игра «Полоскание белья»
- Задачи игры: развитие чувства опоры о воду во время гребка руками.
- Описание игры: играющие стоят лицом к ведущему. Туловище при этом наклонено вперед, ноги поставлены на ширине плече, прямые руки опущены. По команде ведущего играющие выполняют обеими руками одновременные и попеременные движения в разных направлениях: из стороны в сторону, вперед-назад, вниз-вверх, имитируя тем самым движения рук при полоскании белья.
- Методические указания: по строгому указанию ведущего каждое упражнение выполняется сначала расслабленными, а затем напряженными руками. Это позволяет наглядно ощутить, что опираться о воду и отталкиваться от воды можно только ладонью напряженной руки.
3. Игра «Футбол»
- Задачи игры: развитие чувства опоры о воду во время гребка ногами.
- Описание игры: группа детей располагается в произвольном порядке. По указанию ведущего они могут образовать шеренгу, круг, взяться за руки или опустить руки в воду. По команде ведущего выполняется «замах» и «удар» по воображаемому мячу: сначала одной, потом другой ногой.
- Методические указания: при выполнении «удара» подъемом стопы необходимо вытягивать носок и напрягать мышцы, окружающие голеностопный сустав. Если же «удар» выполняется внутренней стороной стопы, то носок занимает положение, как при исходном положении ног перед выполнением толчка при плавании брассом.
Игры с погружением головы в воду
Это также игры для начинающих, носящие бессюжетный соревновательный характер. Их основная цель – продолжить освоение водного пространства, преодолеть боязнь попадания воды в глаза, научить открывать глаза под водой, развивать навык длительного пребывания под водой.
1. Игра «Умывание».
- Задачи игры: научить детей безбоязненно открывать глаза в воде.
- Описание игры: играющие, стоя лицом к ведущему, по сигналу начинают «умываться», т.е. зачерпнув ладонями воду, брызгают ее себе на лицо.
- Методические указания: во время игры очень важно, чтобы, когда вода стекает по лицу, глаза ребенка были открыты. Для этого ведущий может дать детям указание: «Все, кто «умывается», смотрят на меня». Обязательно нужно отметить тех, кто хорошо «умывается», а также обратить внимание на тех, кому нужно «умываться» лучше.
2. Игра «До пяти».
- Задачи игры: дальнейшее освоение со свойствами воды, привыкание к более продолжительному пребыванию под водой.
- Описание игры: по команде ведущего играющие делают глубокий вдох и погружаются с головой под воду. Ведущий при этом громко считает до пяти. Те, кто вынырнет раньше времени, становятся по одну сторону от ведущего (проигравшие); те, кто продержится под водой до счета пять становятся по другую сторону (победители).
- Методические указания: после того, как играющие выпрямятся и появятся над водой, ведущий дает им указание не вытирать глаза и лицо руками. Это развивает привыкание к воде, попадающей в глаза.
3. Игра «Смотри внимательно».
- Задачи игры. Совершенствование навыков погружения под воду и открывания глаз в воде.
- Описание игры: играющие встают в пары лицом друг к другу. Один из них приседает, погружаясь с головой под воду, и открывает глаза. Другой играющий в это время показывает ему различное количество пальцев на руках. После появления из воды первый игрок должен сказать, сколько пальцев он увидел.
- Методические указания: до начала игры ведущий напоминает детям, что перед погружением под воду нужно обязательно сделать вдох и задержать дыхание.
Игры с всплыванием и лежанием на воде
Это игры для начинающих, также без сюжета и носящие соревновательный характер. Они знакомят обучающихся с действием выталкивающей силы воды, ощущением состояния невесомости, развивают умение удерживать положение равновесия в воде и произвольно менять положение тела.
1. Игра «Поплавок»
- Задачи игры: ознакомление с действием подъемной силой воды, ощущение состояния невесомости в воде.
- Описание игры: играющие по команде делают глубокий вдох и задерживают дыхание. После этого, обхватив колени руками, они приседают. Затем играющие всплывают на поверхность воды спиною к верху, будучи лицом погружены в воду. В этом положении играющий старается продержаться на воде до счета десять. Можно провести игру в виде соревнования двух команд или отдельных обучающихся на качество выполнения упражнения.
- Методические указания: перед началом выполнения упражнения все играющие по команде ведущего делают глубокий вдох и задерживают дыхание на вдохе.
2. Игра «Кто сделает»
- Задачи игры: совершенствовать умение удерживать равновесие и умение свободно, без движений, лежать на поверхности воды.
- Описание игры: сделав глубокий вдох, и играющие задерживают дыхание и осторожно ложатся спиной на воду. При этом голова слегка откинута назад, а руки и ноги разведены в стороны.
- Методические указания: перед выполнением упражнения ведущий заостряет внимание, что на воде нужно лежать на спине, а не сидеть в полуприседе. Для этого не должны сгибаться тазобедренные суставы и не должна прогибаться поясница.
3. Игра «Винт»
- Задачи игры: совершенствовать умения держаться на воде и произвольно изменять положение тела в воде, развивать внимательность.
- Описание игры: по команде ведущего играющие ложатся на воду в положении на спине. Затем, в зависимости от дальнейшей команды, поворачиваются на бок, на грудь, снова на спину и т.д. Выигрывает участники, которые точнее и лучше других следовали командам ведущего.
- Методические указания: подсказать играющим, что при выполнении поворотов можно помогать себе гребковыми движениями рук.
Игры с выдохом в воду
Игры этого вида проводятся на начальном этапе обучения. Их основная задача заключается в дальнейшем изучении и привыкании к свойствам воды, а также развитии навыка ритмичного дыхания при выполнении выдоха в воду. В основном это игры соревновательного характера.
1. Игра «Ваньки-встаньки»
- Задачи игры: дальнейшее ознакомление со свойствами воды, освоение навыка выдоха в воду.
- Описание игры: двое играющих, стоя лицом друг к другу, крепко берутся за руки. По первому сигналу один играющий приседает, опускается под воду и делает глубокий выдох. Глаза при этом остаются постоянно открытыми. По второму сигналу первый играющий резко выпрыгивает из воды и делает вдох, а его партнер в это время погружается под воду. Выигрывает та пара, которая правильнее других, строго по сигналу и дольше всех выполняла упражнение.
- Методические указания: несмотря на то, что основная задача игры заключается в совершенствовании навыка выдоха в воду, ведущий внимательно следит за техникой выполнением уже освоенных навыков, например, открывания глаз в воде и т.д.
2. Игра «У кого больше пузырей».
- Задачи игры: совершенствование навыка выдоха в воду.
- Описание игры: по команде ведущего играющие приседают и погружаются с головой в воду. Под водой они выполняют продолжительный выдох через рот. Глаза при этом остаются открытыми. Выигрывает тот участник, у которого при выдохе образуется больше пузырей, т.к. это является признаком продолжительного и непрерывного выдоха в воду.
- Методические указания: в начале игры необходимо напомнить обучающимся, что перед погружением в воду нужно обязательно сделать вдох.
3. Игра «Кто первый?»
- Задачи игры: развитие навыка ритмичного дыхания при выполнении выдоха в воду.
- Описание игры: играющие встают в одну шеренгу и по команде ведущего идут по дну, помогая себе гребками рук. При этом они непрерывно, вплоть до границы финиша, делают вдох над водой и выдох в воду. Выигрывает тот, кто придет первым, соблюдая от старта до финиша ритмичность вдохов и выдохов.
- Методические указания: граница финиша обозначается, например, шестом, на расстоянии 15-20 м от места старта. При выполнении выдоха обучающиеся опускают в воду только нижнюю часть лица (рот и нос).
Игры со скольжением по воде
Эти игры проводятся уже для более подготовленных обучающихся, знакомых со свойствами воды, преодолевшие водобоязнь, овладевших навыками дыхания в воде. Основная методическая цель этих игр – научиться придавать телу обтекаемое положение, помочь преодолеть боязнь глубокого места, совершенствовать технику плавания.
1. Игра «Копье».
- Задачи игры: научить детей принимать обтекаемое положение тела.
- Описание игры: играющий ложится на воду, принимая положение скольжения. Ведущий и его помощники берут поочередно каждого играющего, одной рукой за ноги, другой — под живот и толкают его к берегу по поверхности воды. Лучшее «копье» - это играющий, который скользит дальше всех.
- Методические указания: скольжение может выполняться как на груди, так и на спине. Играющие, принимая исходное положение для скольжения, обязательно вытягивают руки вперед. Игра проводится только с детьми младшего возраста.
2. Игра «Торпеды».
- Задачи игры: развитие навыка обтекаемого положения тела при плавании, совершенствование техники движений ногами кролем.
- Описание игры: играющие встают в шеренгу по одному и по команде ведущего выполняют скольжение на груди с движением ногами кролем. Затем продолжают движение, выполняя скольжение на спине. Выигрывает проплывший в итоге большее расстояние.
- Методические указания: упражнение выполняется только в направлении мелкого места.
3. Игра «Кораблекрушение»
- Задачи игры: научить детей преодолевать боязнь глубокого места, развивать умение держаться на глубине и выплывать на мелкое место, рационально расходуя силы.
- Описание игры: игра проводится на глубоком месте. Играющие, используя любые доступные им способы плавания, чередуя плавание и лежание на поверхности воды, стараются продержаться на глубоком месте до сигнала ведущего. По сигналу играющие выплывают на мелкое место.
- Методические указания: игре участвуют не более двух человек одновременно. Ситуация на глубоком месте непрерывно контролируется ведущим и помощниками.
Игры с прыжками в воду
Эти игры проводятся для достаточно подготовленных обучающихся, овладевших основными плавательными навыками, уверенно держащихся в воде, в том числе и на глубоком месте. Основная методическая цель этих игр заключается в выработке умения прыгать в воду, преодолению страха перед высотой и глубиной, в том числе - вниз головой; выработке навыка глубоких и продолжительных погружений в воду с головой; воспитании смелости, уверенности в себе и своих силах.
1. Игра «Эстафета»
Задачи игры: формирование умения прыгать в воду; воспитание смелости, уверенности в себе.
Описание игры: играющие, разделившись на две команды, садятся на бортик бассейна друг за другом. По сигналу ведущего замыкающие в каждой команде ударяют рукой по плечу сидящего впереди и прыгают в воду; каждый играющий проделывает то же самое. Выигрывает команда, все игроки которой раньше оказались в воде.
Методические указания: следует напомнить участникам игры, что перед каждым прыжком нужно сделать вдох и задержать дыхание.
2. Игра «Кто дальше прыгнет?»
Задачи игры: формирование навыка глубоких и продолжительных погружений в воду с головой; воспитание смелости, уверенности в себе.
Описание игры: на расстоянии 1,5-2 м от бортика натягивается дорожка или на поверхность воды кладется шест. По команде ведущего участники игры поочередно стараются перепрыгнуть через этот условный рубеж вниз ногами с произвольным движением руками.
Методические указания: каждый очередной прыжок выполняется только после того, как предыдущий участник отплывет на безопасное расстояние или выйдет из воды.
3. Игра «Кто дальше проскользит ?»
Задачи игры: формирование умения прыгать в воду вниз головой; воспитание смелости, уверенности в себе.
Описание игры. Играющие сидят на бортике, опустив ноги в воду и упираясь пальцами ног в стенку бассейна или сливной желоб. Руки подняты вверх, кисти соединены вместе, голова между руками. По команде ведущего они низко наклоняются головой и руками к воде и, оттолкнувшись ногами, падают в воду. Выигрывает тот, кто дальше проскользит по поверхности воды после прыжка.
Методические указания: в неглубоком водоеме спад в воду могут выполнять все участники одновременно, в глубоком - поочередно.
Игры на закрепление необходимых навыков
Основная методическая задача этих игр, как следует из названия, - развить и усовершенствовать уже сформированные плавательные навыки, развить силу мышц, воспитывать уверенность в себе и своих силах. Они проводятся с младшими школьниками, которые умеют плавать и уверенно держатся на воде. Эти игры обычно имеют ярко выраженный соревновательный характер.
1. Игра «Салки».
- Задачи игры: дальнейшее совершенствование техники плавания, воспитание уверенности в своих силах.
- Описание игры: один из играющих- «салка» - старается догнать и дотронуться до кого-либо из плавающих рядом товарищей. Тот играющий, до кого дотронулся «салка», сам становится «салкой».
- Методические указания: игра проводится на таком глубоком месте, чтобы участники плавали, не касаясь ногами дна.
2. Игра «Марафон».
- Задачи игры: развитие мышечной силы и плавательных навыков; воспитание умения рассчитывать свои силы при плавании и преодолевать максимально возможное расстояние.
- Описание игры: по команде ведущего участники игры принимают старт в «марафонском» заплыве. Каждый плывет любым удобным ему способом или чередуя разные способы плавания. Выигрывает участник, проплывший наибольшее расстояние.
- Методические указания: перед началом соревнования ведущий предупреждает участников, что их задача - плыть как можно дольше, сохраняя ритмичное дыхание; темп плавания значения не имеет. Надо иметь в виду, что в зависимости от подготовленности участников длина «марафонской» дистанции может быть и 50 м, и 100 м, и 200 м.
3. Игра «Буксиры»
- Задачи игры: совершенствование плавательных навыков, развитие силы мышц.
- Описание игры: играющие распределяются по парам. По команде ведущего один участник плывет при помощи движений руками, а другой держится за его ноги и лежит на воде, не делая никаких движений. После промежуточного финиша участники меняются местами. Побеждает пара, которая быстрее других пройдет дистанцию в прямом и обратном направлении.
- Методические указания: в зависимости от спортивной подготовленности играющие плывут кролем на груди или брассом.
Игры с мячом
Игры с мячом могут иметь разную методическую направленность и применяться, как для категории детей, не умеющих плавать, так и для категорий слабо плавающих или плавающих «по-своему». Эти игры могут иметь своей целью, как ознакомление обучающихся со свойствами воды, так и развитие плавательных навыков и техники владения мячом на воде. Обязательным атрибутом этих игр является, понятное дело, мяч, что придает этому виду игр особую эмоциональную насыщенность, вызывает у обучающихся чувство удовольствия.
1. Игра «Салки с мячом»
- Задачи игры: дальнейшее ознакомление со свойствами водной среды и развитие плавательных навыков.
- Описание игры: играющие произвольно перемещаются в воде. Один из них — «салка» — легким резиновым мячом старается броском попасть в кого-либо из играющих. Игрок, задетый мячом, сам становится «салкой».
- Методические указания: в зависимости от степени подготовленности участников игра может проводиться в мелком или глубоком бассейнах.
2. Игра «Борьба за мяч»
- Задачи игры: дальнейшее ознакомление со свойствами водной среды, развитие плавательных навыков и навыков владения мячом на воде.
- Описание игры: участники игры делятся на две равные по силам команды. Одна из команд владеет легким, не впитывающим влагу мячом, например, резиновой футбольной камерой. Игроки этой команды, передвигаясь в любых направлениях произвольным способом, перебрасывают мяч друг другу. Вторая команда старается отнять мяч у первой. Выигрывает команда, владевшая мячом более продолжительное время.
- Методические указания: игра проводится как на мелком, так и на глубоком месте в зависимости от степени подготовки играющих.
3. Игра «Водное поло»
- Задачи игры: совершенствование техники владения мячом, умения взаимодействовать в команде.
- Описание игры: в игре участвуют две равные по силам команды. Одна команда занимает линию поля с одной стороны, вторая - с другой. У каждой команды за спиной «ворота» - пространство, условно обозначенное какими-либо предметами: скамейкой, досками и др. Ведущий вбрасывает мяч на середину поля. Игроки быстро передвигаются от своей линии к центру, стараясь завладеть мячом и забросить его в ворота противника. Выигрывает команда, забросившая мяч в ворота противника большее количество раз.
- Методические указания: игра может проводиться как на мелком, так и на глубоком месте. Не разрешается топить друг друга и долго задерживать мяч в руках. При нарушении правил судья останавливает игру, наказывает команду, игрок которой провинился, и передает мяч игрокам другой команды. Игра продолжается 5 мин.
Игры с элементами прикладного плавания
Под прикладным плаванием понимают навыки держаться и передвигаться на воде «по-своему», соблюдая при этом правила поведения на водных акваториях, а также умения плавать в экстремальных условиях и оказывать помощь тонущим. Именно на овладение элементами прикладного плавания направлена в первую очередь массовая работа по обучению населения плавательным навыкам, в том числе и школьников. Поэтому игры с элементами прикладного плавания могут применяться для категорий обучающихся с самой разной плавательной подготовкой. Своей целью они имеют как формирование и развитие плавательных навыков, так и навыки плавания в экстремальных ситуациях, в том числе навыки по спасению утопающих.
1. Игра «Найти трассу».
- Задачи игры: развитие навыков ныряния и ориентирования под водой.
- Описание игры: По команде ведущего двое участников ныряют и плывут под водой 15-20 м. На дно брошены яркие предметы, по которым участники должны найти трассу, открыв глаза в воде. Выигрывает тот участник, который вынырнет в конце трассы.
- Методические указания: игра проводится в бассейне или в водоеме с прозрачной водой и ровным, чистым дном.
2. Игра «Переправа».
- Задачи игры: формировать умение пользоваться поддерживающими плавательными средствами.
- Описание игры: двое играющих входят в воду и каждый берется руками за свое поддерживающее плавательное средство: автомобильную камеру, плавательную доску или любое другое. По команде ведущего оба соревнующихся плывут на заданное расстояние. Выигрывает тот, кто приплывет первым.
- Методические указания: к этой игре следует допускать только участников, хорошо умеющих плавать.
3. Игра «Достань пострадавшего».
- Задачи игры: развитие навыков ныряния и спасения тонущих, воспитание чувства смелости и гражданского долга.
- Описание игры: на глубоком месте (до 2 м) на дно опускают «пострадавшего» - полотенце или майку с грузом. Играющие по очереди ныряют за «пострадавшим» и поднимают его на поверхность воды.
- Методические указания: нырять в глубину разрешается строго по одному участнику. Все играющие должны уметь хорошо плавать.
4. Игра «Доставь пострадавшего на берег».
- Задачи игры: развитие навыков оказания помощи на воде, воспитание чувства смелости и гражданского долга.
- Описание игры: играющие распределяются на пары «спасатель и пострадавший», равные по силам (пол, возраст, рост, вес). По сигналу ведущего две пары преодолевают определенную дистанцию (20-25 м). «Спасатель» плывет на груди, а «пострадавший», положив одну или обе руки ему на плечи, выполняет легкие поддерживающие движения ногами, помогая «
Автор: Япарова Зухра Ахматнуровна